Table of Contents
Силовая дизельная установка Ярославского Моторного Завода ЯМЗ 240 была разработана для оснащения энергонасыщенного трактора серии К-700 «Кировец» и промышленных самосвальных грузовиков БЕЛАЗ с 1961 по 1965 годы. В рамках оптимизации производства, повышения эксплуатационных показателей и ремонтопригодности данный дизель входит в семейство трёх унифицированных моторов Ярославского завода ЯМЗ 236, ЯМЗ 238, ЯМЗ 240. На сегодня на основе базовой модели ЯМЗ 240 завод выпускает ряд модификаций силовой установки с мощностями от 300 до 500 л.с.
Технические характеристики тракторных двигателей
Четырёхтактный дизель водяного охлаждения ЯМЗ 240 имеет V-образную, 12- ти цилиндровую конструкцию, с углом развала между двумя рядами цилиндров 75°.
Для общего представления рассмотрим характеристики базовой модели двигателя с естественным всасыванием воздуха в цилиндры, применяемого в составе колёсного трактора К-700, К-701, К-702.
Рабочий объём цилиндров, л | 22.3 |
Диаметр поршня, мм | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Степень сжатия | 15.2:1 |
Порядок работы цилиндров | 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9 |
Номинальная мощность, квт/л.с. | 220.6/300 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 1900 |
Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин | 650 |
Максимальная частота вращения холостого хода, об/мин | 2150 |
Номинальный расход топлива, г/квт. в час | 224 |
Часовой расход топлива, кг/час | 52.5 |
Начальный угол опережения впрыска, ° | 18±1° до В.М.Т. |
Максимальный крутящий момент, Н.м. | 1275 |
Размеры, мм ширина длина высота | 1016 1700 1446 |
Вес агрегата, кг | 1720 |
Объём заправки масла, л | 39 |
Объём системы охлаждения, л | 35 |
Рабочее давление масла, кгс/см² | 4-7 |
Рабочая температура масла, С° | 80-100 |
Рабочая температура охлаждающей жидкости, С° | 80-100 |
На сегодня данный тракторный двигатель выпускается под аббревиатурой ЯМЗ 240БМ2-4, который аналогичен своей конструкцией, характеристиками и полностью взаимозаменяем, с выпускаемыми до 1988 года модификациями ЯМЗ 240БМ и ЯМЗ 240Б.
Характеристики модификаций ЯМЗ 240 для карьерных грузовиков
В линейку автомобильных версий мотора входят пять следующих силовых установок: ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240НМ2-1, ЯМЗ-240НМ2-2, ЯМЗ-240ПМ2.
Данные двигатели имея одну и туже конструкцию и объём, отличаются своими динамическими характеристиками и мощностью благодаря включению в состав турбонаддува с изменением параметров подачи топлива.
Показатели | ЯМЗ-240М2 | ЯМЗ-240НМ2 (НМ2-1, НМ2-2) | ЯМЗ-240ПМ2 |
Подача воздуха | естественная | турбонаддув | Турбонаддув |
Мощность, кВт /л.с. | 265/360 | 368/500 | 309/420 |
Частота вращения, об. мин | 2100 | 2100 | 2100 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 1275 | 1815 | 1491 |
Частота при максимальном крутящем моменте, об. мин | 1600 | 1600 | 1600 |
Удельный расход топлива г/кВт в час | 214 | 208 | 211 |
Вес агрегата, кг | 1670 | 1790 | 1790 |
Применение в составе грузовиков грузоподъёмностью, тонн | 30 | 42-45 | 30-32 |
Модель карьерного самосвала БелАЗ | 7540В(Е), 75404,75405, 75406, 75407 | 7547, 75485, 75486, 75487, 75489 | 7540А, 75401, 75406, 75409 |
Также выпускается модификация дизеля ЯМЗ-240П мощностью 320 л.с. для оснащения малых тяговых железнодорожных машин, обеспечивающих транспортировку ремонтного персонала и оборудования. Конкретно данные дизеля устанавливаются на Автомотрису марки АС-4 на 30 посадочных мест.
Особенности устройства
Учитывая концепцию унификации трёх двигателей 236-й, 238-й и 240-й модели 12-ти цилиндровый дизель ЯМЗ имеет условно удвоенный вид конструкции дизеля ЯМЗ 236 или дополненный четырьмя цилиндрами дизель ЯМЗ 238, где большая часть деталей кроме блока, коленчатого и распределительного валов, имеют высокий показатель взаимозаменяемости.
Блок
Литой блок цилиндров туннельного типа выполнен в виде жёсткой отливки из низколегированного чугуна с двумя рядами цилиндров, где правый ряд смещён относительно левого на 35 мм вперёд в связи с попарным размещением шатунов на шатунных шейках коленчатого вала. На каждой шатунной шейке первым установлен шатун правого ряда и вторым — левого ряда. Вес блока 550 кг.
В блоке расточены посадочные гнезда под гильзы, опоры подшипников коленчатого вала и втулки распределительного вала. Учитывая, что коренные опоры коленчатого вала оснащены подшипниками качения, блок имеет цельные посадочные места под вал.
Гильзы цилиндров своей нижней частью посажены в блок на три резиновых кольца, где верхнее кольцо антикавитационное, второе уплотнительное кольцо диметром сечения 4 мм, третье уплотнительное кольцо диаметром сечения 4 мм. Верхняя часть гильзы упирается своим буртом в выточке блока через уплотнительное резиновое кольцо сечением в 2.5 мм и поджимается головкой цилиндров.
Головки цилиндров
Двигатель может оснащаться как 12-тью отдельными головками на каждый цилиндр, так и четырьмя головками, где одна головка объединяет газораспределение трёх цилиндров.
- Раздельная головка деталь по каталогу 240-1003013-Е и прокладка к ней 240-1003162-Б
- Головка на три цилиндра по каталогу 240-1003013-А и прокладка к ней 240-1003210-А5
Затяжку головки цилиндров осуществляют с усилием 240-260 Н.м, соблюдая последовательность затяжки элементов крепежа. Первую обтяжку осуществляют после 1.5-5 часов работы, вторую после 60 часов обкатки двигателя, а также при проведении ТО 2.
Коленчатый вал
Беря во внимание увеличенные линейные размеры и действия нагрузок на кривошипный механизм силового агрегата коленчатый вал ЯМЗ 240 имеет не традиционные коренные составные опоры с подшипниками скольжения, а цельные опоры с роликовыми подшипниками качения марки 2622134ЛМ. В блоке коленчатый вал опирается на семь таких подшипниковых коренных опор. Такая конструкция снижает действие на вал сил скручивания и повышает устойчивость к действию поперечных нагрузок.
- Вес вала 147.2 кг
- Длина 1400 мм
Кроме основного размера коленчатый вал имеет два ремонтных размера под которые устанавливаются соответствующий ремонтный размер подшипника, а также шесть ремонтных размеров шатунных шеек.
Шатуны размещены попарно на шести шатунных шейках коленчатого вала аналогично дизелям ЯМЗ моделей 236 и 238. Затяжку шатунов осуществляют в два этапа и начинают с длинного болта. Первым этапом затяжку осуществляют с усилием в 100 Н.м, второй этап затяжки производят с усилием 200-220 Н.м.
Распределительный вал
В конструкции дизеля кулачковый вал газораспределения общий для обоих рядов цилиндров, опирается в блоке на семь скользящих втулочных опор, где крайние две опорные втулки отличаются своей шириной. Цилиндрическими опорами вал разделён на шесть одинаковых по длине секций.
В каждой секции распределительного вала находятся по две пары кулачков, обеспечивающие привод двух впускных и двух выпускных клапанов на два цилиндра двигателя.
Регулировка клапанов и параметры газораспределения
Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов должен быть в пределах 0.25-0.3 мм, допустимый зазор не должен выходить за пределы 0.2-0.4 мм. Конкретно зазор настраивается между бойками коромысел и торцами стержней клапанов с помощью регулировочных упорных штифтов на коромыслах. Настройку зазора клапанов осуществляют на полностью холодном двигателе согласно порядку его работы, в положении такта сжатия в цилиндре, когда оба клапана будут полностью закрыты.
Проворачивание коленчатого вала заглушенного двигателя, для проведения регулировки, осуществляется с помощью специального ручного устройства в составе дополнительного оборудования силовой установки.
Рабочий ход каждого клапана обеспечивает поднятие клапанной тарелки на 13.5 мм
Фазы газораспределения простого дизеля с естественным всасыванием воздуха в цилиндры имеют следующий вид:
- Открытие впускного клапана 20°до В.М.Т.
- Закрытие впускного клапана 56° после Н.М.Т.
- Открытие выпускного клапана 56° до Н.М.Т.
- Закрытие выпускного клапана 20° после В.М.Т.
Топливный насос
Двигатель ЯМЗ 240 оснащается рядным топливным 12-ти плунжерным ТНВД модели 90 «ЯЗДА» производства Ярославского Завода Дизельной Аппаратуры с механическим всережимным регулятором подачи топлива, центробежной муфтой автоматического регулирования опережения впрыска топлива и двумя подкачивающими насосами поршневого типа.
Конструктивно узел размещён в образованной полости блока, между двумя рядами цилиндров. Привод ТНВД получает от распределительного вала через соответствующую шестерню привода.
Привод плунжеры получают от кулачкового вала в составе ТНВД через роликовые толкатели. Сам кулачковый вал вращается в корпусе насоса на роликовых подшипниках и 5-ти промежуточных опорах. Подкачивающие насосы ТНВД получают также привод от кулачкового вала, один из насосов имеет шток для ручной закачки топлива в систему. Смазка узла осуществляется от магистрали смазочной системы двигателя через соответствующий подводной штуцер.
Согласно модификации дизеля ЯМЗ 240 силовые установки комплектуются следующими моделями рядных 12-ти плунжерных ТНВД:
Модель ТНВД | Модификация дизеля | Диаметр/ход плунжера мм | Цикловая подача мм³/цикл | Модель форсунки | Мощность двигателя кВт/обороты |
90.8-20 | ЯМЗ-240М2 | 10/11 | 104 | 262-03 | 360/2100 |
901.8-20 | ЯМЗ-240НМ2, -240НМ2-1, -240НМ2-2 | 10/11 | 148 | 263-03 | 500/2100 |
902.8-20 | ЯМЗ-240БМ2, -240БМ2-2, -240БМ2-4 | 10/11 | 96 | 262-03 | 300/1900 |
903.8-10 | ЯМЗ-240ПМ2 | 10/11 | 127 | 263-03 | 420/2100 |
905.8 | ЯМЗ-240Д | 10/11 | 102 | 262-02 | 320/1900 |