/Y

Особенности конструкции и технические характеристики двигателя ЯМЗ 240

Силовая дизельная установка Ярославского Моторного Завода ЯМЗ 240 была разработана для оснащения энергонасыщенного трактора серии К-700 «Кировец» и промышленных самосвальных грузовиков БЕЛАЗ с 1961 по 1965 годы. В рамках оптимизации производства, повышения эксплуатационных показателей и ремонтопригодности данный дизель входит в семейство трёх унифицированных моторов Ярославского завода ЯМЗ 236, ЯМЗ 238, ЯМЗ 240. На сегодня на основе базовой модели ЯМЗ 240 завод выпускает ряд модификаций силовой установки с мощностями от 300 до 500 л.с.

Двигатель трактора К 700
Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ 240

Технические характеристики тракторных двигателей

Четырёхтактный дизель водяного охлаждения ЯМЗ 240 имеет V-образную, 12- ти цилиндровую конструкцию, с углом развала между двумя рядами цилиндров 75°.

Кировец
Трактор К 701 Кировец

Для общего представления рассмотрим характеристики базовой модели двигателя с естественным всасыванием воздуха в цилиндры, применяемого в составе колёсного трактора К-700, К-701, К-702.

Рабочий объём цилиндров, л22.3
Диаметр поршня, мм130
Ход поршня, мм140
Степень сжатия15.2:1
Порядок работы цилиндров1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
Номинальная мощность, квт/л.с.220.6/300
Номинальная частота вращения, об/мин1900
Минимальная частота вращения холостого хода, об/мин650
Максимальная частота вращения холостого хода, об/мин2150
Номинальный расход топлива, г/квт. в час224
Часовой расход топлива, кг/час52.5
Начальный угол опережения впрыска, °18±1° до В.М.Т.
Максимальный крутящий момент, Н.м.1275
Размеры, мм

ширина

длина

высота

 

1016

1700

1446

Вес агрегата, кг1720
Объём заправки масла, л39
Объём системы охлаждения, л35
Рабочее давление масла, кгс/см²4-7
Рабочая температура масла, С°80-100
Рабочая температура охлаждающей жидкости, С°80-100

На сегодня данный тракторный двигатель выпускается под аббревиатурой ЯМЗ 240БМ2-4, который аналогичен своей конструкцией, характеристиками и полностью взаимозаменяем, с выпускаемыми до 1988 года модификациями ЯМЗ 240БМ и ЯМЗ 240Б.

Характеристики модификаций ЯМЗ 240 для карьерных грузовиков

В линейку автомобильных версий мотора входят пять следующих силовых установок: ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240НМ2-1, ЯМЗ-240НМ2-2, ЯМЗ-240ПМ2.

Грузовик Белаз
Самосвал БелАЗ 7540В

Данные двигатели имея одну и туже конструкцию и объём, отличаются своими динамическими характеристиками и мощностью благодаря включению в состав турбонаддува с изменением параметров подачи топлива.

Двигатель самосвала Белаз
Турбированный двигатель ЯМЗ-240НМ2
ПоказателиЯМЗ-240М2ЯМЗ-240НМ2

(НМ2-1, НМ2-2)

ЯМЗ-240ПМ2
Подача воздухаестественнаятурбонаддувТурбонаддув
Мощность, кВт /л.с.265/360368/500309/420
Частота вращения, об. мин210021002100
Максимальный крутящий момент, Н.м127518151491
Частота при максимальном крутящем моменте, об. мин160016001600
Удельный расход топлива г/кВт в час214208211
Вес агрегата, кг167017901790
Применение в составе грузовиков грузоподъёмностью, тонн3042-4530-32
Модель карьерного самосвала БелАЗ7540В(Е), 75404,75405, 75406, 754077547, 75485, 75486, 75487, 754897540А, 75401, 75406, 75409

 

Автомотриса АС 4
Автомотриса АС-4

Также выпускается модификация дизеля ЯМЗ-240П мощностью 320 л.с. для оснащения малых тяговых железнодорожных машин, обеспечивающих транспортировку ремонтного персонала и оборудования. Конкретно данные дизеля устанавливаются на Автомотрису марки АС-4 на 30 посадочных мест.

Особенности устройства

Учитывая концепцию унификации трёх двигателей 236-й, 238-й и 240-й модели 12-ти цилиндровый дизель ЯМЗ имеет условно удвоенный вид конструкции дизеля ЯМЗ 236 или дополненный четырьмя цилиндрами дизель ЯМЗ 238, где большая часть деталей кроме блока, коленчатого и распределительного валов, имеют высокий показатель взаимозаменяемости.

Поперечный разрез ЯМЗ 240
Поперечный вид дизеля ЯМЗ 240
Дизель ЯМЗ 240
Продольный вид дизеля ЯМЗ 240

Блок

Литой блок цилиндров туннельного типа выполнен в виде жёсткой отливки из низколегированного чугуна с двумя рядами цилиндров, где правый ряд смещён относительно левого на 35 мм вперёд в связи с попарным размещением шатунов на шатунных шейках коленчатого вала. На каждой шатунной шейке первым установлен шатун правого ряда и вторым — левого ряда. Вес блока 550 кг.

Расположения цилиндров двигателя ЯМЗ 240
Порядок нумерации цилиндров двигателя

В блоке расточены посадочные гнезда под гильзы, опоры подшипников коленчатого вала и втулки распределительного вала. Учитывая, что коренные опоры коленчатого вала оснащены подшипниками качения, блок имеет цельные посадочные места под вал.

Блок дизеля ЯМЗ 240
Блок цилиндров двигателя ЯМЗ 240

Гильзы цилиндров своей нижней частью посажены в блок на три резиновых кольца, где верхнее кольцо антикавитационное, второе уплотнительное кольцо диметром сечения 4 мм, третье уплотнительное кольцо диаметром сечения 4 мм. Верхняя часть гильзы упирается своим буртом в выточке блока через уплотнительное резиновое кольцо сечением в 2.5 мм и поджимается головкой цилиндров.

Головки цилиндров

Двигатель может оснащаться как 12-тью отдельными головками на каждый цилиндр, так и четырьмя головками, где одна головка объединяет газораспределение трёх цилиндров.

Дизель ЯМЗ 240
ЯМЗ 240 с головками на три цилиндра
ГБЦ дизеля ЯМЗ 240
Головка на три цилиндра двигателя ЯМЗ 240
Головка цилиндров дизеля ЯМЗ 240
Индивидуальная головка цилиндра двигателя ЯМЗ 240
  • Раздельная головка деталь по каталогу 240-1003013-Е и прокладка к ней 240-1003162-Б
  • Головка на три цилиндра по каталогу 240-1003013-А и прокладка к ней 240-1003210-А5

Затяжку головки цилиндров осуществляют с усилием 240-260 Н.м, соблюдая последовательность затяжки элементов крепежа. Первую обтяжку осуществляют после 1.5-5 часов работы, вторую после 60 часов обкатки двигателя, а также при проведении ТО 2.

Последовательность затяжки головки цилиндров ЯМЗ 240

Последовательность затяжки головок цилиндров ЯМЗ 240

Коленчатый вал

Беря во внимание увеличенные линейные размеры и действия нагрузок на кривошипный механизм силового агрегата коленчатый вал ЯМЗ 240 имеет не традиционные коренные составные опоры с подшипниками скольжения, а цельные опоры с роликовыми подшипниками качения марки 2622134ЛМ. В блоке коленчатый вал опирается на семь таких подшипниковых коренных опор. Такая конструкция снижает действие на вал сил скручивания и повышает устойчивость к действию поперечных нагрузок.

Коленвал ЯМЗ 240
Коленчатый вал 12-ти цилиндрового ЯМЗ
Коленчатый вал ЯМЗ 240
Комплектация коленчатого вала ЯМЗ 240
  • Вес вала 147.2 кг
  • Длина 1400 мм

Кроме основного размера коленчатый вал имеет два ремонтных размера под которые устанавливаются соответствующий ремонтный размер подшипника, а также шесть ремонтных размеров шатунных шеек.

Ремонтные размеры коленчатого вала ЯМЗ 240
Таблица размеров беговых дорожек опор коленчатого вала и номера подшипников к ним
Ремонтные размеры шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ 240
Размеры шеек коленчатого вала и вкладышей

Шатуны размещены попарно на шести шатунных шейках коленчатого вала аналогично дизелям ЯМЗ моделей 236 и 238. Затяжку шатунов осуществляют в два этапа и начинают с длинного болта. Первым этапом затяжку осуществляют с усилием в 100 Н.м, второй этап затяжки производят с усилием 200-220 Н.м.

Размерные группы гильз и поршней ЯМЗ 240
Размерные группы гильз и поршней двигателя

Распределительный вал

В конструкции дизеля кулачковый вал газораспределения общий для обоих рядов цилиндров, опирается в блоке на семь скользящих втулочных опор, где крайние две опорные втулки отличаются своей шириной. Цилиндрическими опорами вал разделён на шесть одинаковых по длине секций.

В каждой секции распределительного вала находятся по две пары кулачков, обеспечивающие привод двух впускных и двух выпускных клапанов на два цилиндра двигателя.

Регулировка клапанов и параметры газораспределения

Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов должен быть в пределах 0.25-0.3 мм, допустимый зазор не должен выходить за пределы 0.2-0.4 мм. Конкретно зазор настраивается между бойками коромысел и торцами стержней клапанов с помощью регулировочных упорных штифтов на коромыслах. Настройку зазора клапанов осуществляют на полностью холодном двигателе согласно порядку его работы, в положении такта сжатия в цилиндре, когда оба клапана будут полностью закрыты.

Настройка зазора клапанов ЯМЗ 240
Регулировка теплового зазора клапанов ЯМЗ 240

Проворачивание коленчатого вала заглушенного двигателя, для проведения регулировки, осуществляется с помощью специального ручного устройства в составе дополнительного оборудования силовой установки.

Устройство для поворота коленчатого вала ЯМЗ 240

Проворачивание коленчатого вала ЯМЗ 240

Рабочий ход каждого клапана обеспечивает поднятие клапанной тарелки на 13.5 мм

Фазы газораспределения простого дизеля с естественным всасыванием воздуха в цилиндры имеют следующий вид:

  • Открытие впускного клапана 20°до В.М.Т.
  • Закрытие впускного клапана 56° после  Н.М.Т.
  • Открытие выпускного клапана 56° до Н.М.Т.
  • Закрытие выпускного клапана 20° после В.М.Т.

Топливный насос

Двигатель ЯМЗ 240 оснащается рядным топливным 12-ти плунжерным ТНВД модели 90 «ЯЗДА» производства Ярославского Завода Дизельной Аппаратуры с механическим всережимным регулятором подачи топлива, центробежной муфтой автоматического регулирования опережения впрыска топлива и двумя подкачивающими насосами поршневого типа.

Топливный насос ЯЗДА двигателя ЯМЗ 240
ТНВД дизеля ЯМЗ 240

Конструктивно узел размещён в образованной полости блока, между двумя рядами цилиндров. Привод ТНВД получает от распределительного вала через соответствующую шестерню привода.

Привод плунжеры получают от кулачкового вала в составе ТНВД через роликовые толкатели. Сам кулачковый вал вращается в корпусе насоса на роликовых подшипниках и 5-ти промежуточных опорах. Подкачивающие насосы ТНВД получают также привод от кулачкового вала, один из насосов имеет шток для ручной закачки топлива в систему. Смазка узла осуществляется от магистрали смазочной системы двигателя через соответствующий подводной штуцер.

Согласно модификации дизеля ЯМЗ 240 силовые установки комплектуются следующими моделями рядных 12-ти плунжерных ТНВД:

Модель ТНВДМодификация дизеляДиаметр/ход плунжера ммЦикловая подача мм³/циклМодель форсункиМощность двигателя кВт/обороты
90.8-20ЯМЗ-240М210/11104262-03360/2100
901.8-20ЯМЗ-240НМ2, -240НМ2-1,

-240НМ2-2

10/11148263-03500/2100
902.8-20ЯМЗ-240БМ2,

-240БМ2-2,

-240БМ2-4

10/1196262-03300/1900
903.8-10ЯМЗ-240ПМ210/11127263-03420/2100
905.8ЯМЗ-240Д10/11102262-02320/1900

Ссылка на основную публикацию