Table of Contents
Один из крупнейших машиностроительных конгломератов бывшего СССР расположен в городе Ярославле. Здесь находится крупнейший производитель дизельных силовых агрегатов –«Ярославский Моторный Завод «ЯМЗ». Все двигатели данной марки комплектуются топливными системами производства также ярославского машиностроительного предприятия «Ярославский Завод Топливной Аппаратуры «ЯЗДА». Кроме этого топливными насосами ЯЗДА оснащаются дизельные двигатели таких известных отечественных производителей как «Алтайдизель», «Камаз», «Минский Моторный Завод», «Автодизель», «Тутаевский Моторный Завод».
Данный материал раскрывает тему моделей топливных насосов высокого давления для семейства шестицилиндровых дизельных V-образных двигателей ЯМЗ 236.
Модификации топливных насосов
С учетом широкого ряда модификаций двигателя ЯМЗ 236, характеристики которых отличаются по мощности, экологическим стандартом и своими динамическими показателями в соответствии со спецификой использования силового агрегата в составе техники самого широкого назначения топливные системы дизелей имеют также отличия в своей комплектации. Так в соответствии с целевой эксплуатацией и заявленными проектными мощностями модификации данного дизеля агрегаты оснащаются следующими марками топливных насосов высокого давления ЯЗДА.
Марка двигателя | Мощность двигателя, л.с | Марка ТНВД ЯЗДА | Марка техники |
ЯМЗ 236НД2 | 210 | Рядный 605.5-20 | Комбайн «Вектор» |
ЯМЗ 236НЕ2 | 230 | Рядный 133.5 или V-образный 324.5 | Гусеничный вездеход, комбайн |
ЯМЗ 236БЕ2 | 250 | Рядный 133.5 | Авто-ли УРАЛ, МАЗ, БЗКТ; автобус МАЗ |
ЯМЗ 236БК | 255 | Рядный 605.5-30 | Комбайны «ACROS 530» и «Енисей» |
ЯМЗ 236НБ | 165 | Рядный 605.5-10 | Бульдозер Т9.01Я |
ЯМЗ 236НД | 210 | Рядный 605.5-20 | Трактор Т-10М. Комбайн Вектор |
ЯМЗ 236НК | 185 | Рядный 605.5-30 | Тракторы Т-150К-09, ХТЗ 17222, ХТ3-181 |
ЯМЗ 236А | 195 | Рядный 60.5-40 | ЗИЛ 452632 (534332, 541730) |
ЯМЗ 236Н евро 0 | 230 | Рядный 604.5 | Трактор Т-10М6000; Бульдозеры Б-10М6000, БКК-1; погрузчик ПК-1. |
ЯМЗ 236Б евро 0 | 250 | Рядный 607.5-10 | Трактор Т-12, экскаватор 30L, Гусеничный вездеход ТМ-120. |
ЯМЗ 236Г евро 0 | 150 | Рядный 601.5 | Дорожные катки ДУ-84, 85, 85-1; Экскаваторы ЕТ-25, ЭО-33211; автогрейдер ДЗ-122Б |
ЯМЗ 236Д евро 0 | 175 | Рядный 601.5 | ХТЗ 17221; Т-150-09; автогрейдеры ГС 14.02, ГС 18.05. |
ЯМЗ 236ДК евро 0 | 185 | Рядный 601.5 | Комбайны- Енисей 1200 (950, 954); ПН-450 Простор; КС-65. Тракторы Т-11.01Я, Четра-121. |
ЯМЗ 236М2 евро 0 | 180 | Рядный 60.5-30 | МАЗ-509А, МАЗ-5433, МАЗ-5551, Урал-43206, Урал-432067, Урал-5557-10, Урал- 432007-10, компрессорные станции ПВ 10/8М1, погрузчик В138, бульдозер ТС-10, Электроагрегат АД60, Экскаватор Э30, Дорожный каток ДУ-84, Автогрейдер ДЗ-122Б |
ЯМЗ 236НЕ евро 1 | 230 | Рядный 604.5-10 или V-образный 323.5-11 | МАЗ 533602; МАЗ 543202; Автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ, Волжанин |
ЯМЗ 236БЕ евро 1 | 250 | Рядный 607.5-10 | МАЗ 533603, МАЗ 630303, Комбайн Енисей -860, Комбайн ACROS 530 |
ЯМЗ 236НЕ2 евро 2 | 230 | Рядный 133.5 или V-образный 324.5 | МАЗ 533602, МАЗ 44003, МАЗ 543302, МАЗ 543202; Автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ-5256, Неман |
ЯМЗ 236БЕ2 евро 2 | 250 | Рядный 133.5 | МАЗ 543203, МАЗ 551603, МАЗ 53603, Шасси МЗКТ-8022 |
Конструктивно топливные узлы к дизелю ЯМЗ 236 представляют собой насосы плунжерного типа с как с рядным, так и с V-образным расположением секций. К рядным насосам относятся ТНВД ЯЗДА серии 133 и серии 60.
К v-образным насосам относятся ТНВД ЯЗДА серии 324. Возвратно-поступательный вертикальный привод плунжеров осуществляется кулачковым валом.
Насосы оснащены всережимным регулятором механического типа и центробежной муфтой коррекции угла опережении впрыска топлива, насосом подкачки топлива и корректорами подачи топлива насосом в соответствии с работой турбонаддува.
В общей модельной линейке ТНВД марки ЯЗДА насосы классифицируются производителем по расстоянию между секциями: серия «компакт 40» имеют расстояние между секциями 40 мм, «компакт 32» -32 мм, серия «V-36» с межсекционным расстоянием 36 мм.
Характеристики ТНВД
Топливные насосы своими характеристиками подобраны к двигателям в соответствии с максимально требуемой цикловой подачей дизельного топлива в цилиндры, требуемыми пределами регулирования подачи в соответствии целевой эксплуатаций дизеля и типом подачи воздуха. Параметр цикловой подачи на прямую влияет на развитие двигателем его проектной мощности.
Марка ТНВД ЯЗДА | Кол-во секций | Номинальная цикловая подача секции, мм³/цикл | Диаметр/максимальный ход плунжера, мм | Модель используемой форсунки |
324.1 | 6 | 160-165 | 12/13 | 267-10 |
323-11 | 6 | 132-136 | 11/13 | 267-02 |
133-20 | 6 | 143 | 12/14 | 267-02 |
133-30 | 6 | 155 | 12/14 | 267-02 |
60.5-30 | 6 | 104 | 10/11 | 26-11(10) |
60.5-40 | 6 | 108 | 10/11 | 26-11(10) |
601.5 | 6 | 104 | 10/11 | 26-11 |
604.5 | 6 | 132 | 10/11 | 261-11(10) |
605.5-10 | 6 | 104 | 10/11 | 26-11 |
605.5-20 | 6 | 130 | 10/11 | 261-11 |
605.5-30 | 6 | 120 | 10/11 | 261-11 |
607.5 | 6 | 148 | 10/11 | 261-11 |
608.5 | 6 | 108 | 10/11 | 26-11 |
Регулировка
Настройка ТНВД осуществляется специалистами топливщиками в соответствии и строго с табличными данными к конкретной марке дизеля.
Основными параметрами проверки работоспособности и настройки ТНВД к силовому агрегату являются:
- Допустимый предел развития давления секциями насоса, обеспечивающий необходимое распыление топлива. Данный параметр определяет техническое состояние плунжерных пар насоса.
- Соответствие угла подачи топлива секциями в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя
- Равномерность подачи топлива секциями на всех режимах работы двигателя. Настройка обеспечивает сбалансированную работу силовому агрегату на всех режимах.
- Корректность работы регулятора с проверкой цикловой подачи топлива на номинальном режиме работы двигателя, в режиме запуска и на холостом ходу. Также в соответствии с инструкцией и табличными производителя цикловая подача может проверятся дополнительно на промежуточных оборотах в кулачкового вала ТНВД, обеспечивая коррекцию подачи в комплексе с работой турбонаддува двигателя.
- Правильность и соответствие срабатывания регулятора в ограничении максимальных оборотов дизеля.
Вместе с настройкой насоса проверятся качество распыления и настраивается соответствующее давление начала впрыска форсунками.