/Y

Лебёдки на трактор Беларус МТЗ 82

Основное предназначение применения трактора МТЗ с лебёдками это работа в составе трелёвочных агрегатов при лесозаготовке. Также лебёдки могут использоваться как тяговое оборудование для вытаскивания застрявшего транспорта на труднопроходимых участках. В данном материале раскрывается тема используемых лебёдок с тракторами Беларус.

лебёдка на МТЗ 82

Лебёдка трелёвочной установки ПТ-50

На сегодня единственной разработанной непосредственно для тракторов МТЗ лебёдкой является оборудование входящие в состав трелёвочной установки ПТ-50 или её аналогов ПТ-65, ЛТН-50. Навесное устройство выпускается Мозырским Машиностроительным Заводом производственным подразделением холдинга МТЗ. А также данная установка входит в состав, выпускаемой заводом лесной спец. техники трелёвочных тракторов ТТР-401М на базе МТЗ 82 и ТТР-411 на базе МТЗ 1221.

Лесной трактор МТЗ с лебёдкой
Трелёвочный лесной трактор ТТР 401М

Характеристики установки

Масса навесного устройства, кг

435

Размеры:

 длина/высота /ширина, мм

620/2200/1510

Тип лебёдки

нереверсивный

Привод

Задний ВОМ

Частота вращения ВОМ, об/мин

540

Тяговое усилие, кН

50

Скорость наматывания троса, м/с

От 0,5 до 1,5

Длина /диаметр троса, м/мм

70/12 или 100/10

Количество мест под цепные чокеры

6

Количество цепных чокеров

6

Управление

Гидравлическое, из кабины

Устройство и работа лебёдки в составе ПТ-50

Тяговое устройство встроено непосредственно в платформу трелёвки и не может использоваться отдельно от навесного оборудования. Ось наматывания расположена вдоль хода движения трактора, а ход троса организован с помощью двух направляющих роликовых блоков в составе трелёвочной платформы.

лебёдка для МТЗ
Навесная трелёвка ПТ-50 для МТЗ

Механизм представляет собой сварной корпус, в котором установлены:

  • вал-звездочка
  • барабан
  •  фрикционная муфта с механизмом включения
  • храповый тормоз
  • цепная передача

Вал-звездочка установлен в корпусе на двух подшипниках и своим свободным шлицевым концом соединяется с переходным карданным валом, получая привод от ВОМ трактора. Звездочка на другом конце вала, являясь ведущей частью цепной передачи, передаёт вращение на ведомую звездочку.

схема трелёвочной лебёдки для мтз
Схема ПТ-50

Непосредственное соединение передачи вращения от ведомой звездочки на барабан осуществляется включением установленной на двух радиальных и одном упорном подшипниках  двухдисковой фрикционной муфты. Соединение пакета дисков осуществляется осевым перемещением барабана с помощью механизма управления, имеющего принцип действия рабочих тормозов трактора МТЗ 80. Где при воздействии на рычаг управления происходит передвижение шариков по трём канавкам с наклонными поверхностями между подвижной и неподвижной частями механизма включения, осуществляя осевое смещение барабана через упорный подшипник и соединяя фрикционные диски муфты лебёдки. При выключении рассоединение дисков осуществляется усилием пружины в конструкции муфты.

цепная передача лебёдки для МТЗ 82
Цепная передача с храповым механизмом
лебёдка для МТЗ
Схема лебёдки ПТ-50

Барабан вращается на установленной в корпусе неподвижной оси, где роль подшипников скольжения выполняют напрессованные на ось две бронзовые втулки. Функцию механизма предотвращающего разматывание троса при трелёвке выполняет храповый тормоз, установленный на щеке барабана, который состоит из храповика, защелки-собачки и механизма управления. Трос лебёдки крепится к щеке барабана со стороны храповика с помощью прижимной планки и болтов.

Порядок управления лебёдкой

Перед непосредственной работой лебёдки для упора агрегата секцией управления навеской опускают упорную платформу с усилием до заглубления её кромки, не нарушая контакт ходовых колёс с поверхностью, и устанавливают трактор на стояночный тормоз.

Для размотки троса рычагом управления выключают защёлку-собачку храпового тормозного механизма и разматывают трос до длины, позволяющей произвести фиксацию цепными чёками хлыстов поваленного леса.

После произведенной фиксации груза рычагом управления переводят собачку храпового тормоза  в положение «включено».

Для передачи вращения от трактора на лебёдку переводят рычаг управления ВОМ в положение «ВОМ включен». Затем рычагом секции распределителя подключённой к лебёдке включают фрикционную муфту передовая, таким образом, вращение на барабан для наматывания троса и осуществляя подтаскивание брёвен.

После полного упора пачки леса в платформу переводят рычаг управления ВОМ в положение «ВОМ выключен».

Затем переводят платформу в транспортное положение поднятием навески, отключают стояночный тормоз и производят транспортировку зафиксированной пачки брёвен к месту выгрузки.

Для выгрузки опускают трелёвочное оборудование, устанавливают рычаг управления храповым тормозом в положение «Выключено» (верхнее положение). Растормаживание лебёдки осуществляют кратковременным включением вала отбора мощности (1 сек.) Затем отсоединяют чокеры от держателей и отъезжают от выгруженной  пачки перевезённого лесоматериала. После освобождения цепных чокеров с брёвен их устанавливают в пазы на платформе трелёвки.

 Лебёдка от ЗИЛ 131,157 на МТЗ

В самодельных трелёвках для МТЗ используют лебёдки советских грузовых вездеходов — 3ИЛ 131, ЗИЛ 157, ГАЗ 66 и другой армейской техники. Данные узлы имеют одинаковый принцип работы и устройство. В работе создают тяговое усилие до 50 кН, что вполне походит для работ в составе тракторных трелёвок.

Лебёдка ЗИЛ 131
Лебёдка ЗИЛ 131

Устройство червячных лебёдок

Данные узлы в своём составе имеют:

  • Редуктор червячного типа (червяк лебёдки размещён в литом корпусе на двух конических подшипниках, а ось червячного колеса на бронзовых втулках)
  • Муфта включения кулачкового типа с рычагом управления (включение осуществляется перемещением подвижной части муфты в осевом направлении для зацепления с кулачками на барабане)
  • Лебёдки оборудованы тормозом ленточного типа с инерционным автоматическим включением на оси вращения червяка для удержания троса
  • Сварной барабан с тормозком для подтомаживания при размотке во избежание запутывания троса
редуктор лебёдки ЗИЛ 131
Схема червячного редуктора лебёдки ЗИЛ 131

Оценка технического состояния

Для понимания технических особенностей данных редукторов несколько слов о критериях оценки состояния узла при покупке лебёдки.

Основное внимание нужно обращать:

  • на целостность литого корпуса
  • комплектность узла
  • состояние и износ червячной пары
  • зазор в опорах вращения

Нормальная работа червяка зависит от состояния опор вращения (осевой зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,02 -0,1 мм). А также от правильного отрегулированного зацепления пары червяк–колесо, где регулировка осуществляется перемещением червячного колеса по оси его вращения подкладыванием регулировочных пластин в опорах. Правильным зацеплением пары будет считаться, если витки червяка при контакте с зубьями колеса будут проходить по их центру без смещения в какую либо сторону с пятном контакта 50-70% рабочей поверхности зуба.

Изготовление самодельной лебёдки для МТЗ

Для размещения лебёдки данного типа нужно решить следующие задачи:

  • переоборудовать навеску трактора
  • изготовить раму
  • закрепить на нижней горизонтальной балке рамы лебёдку,
  • организовать привод
  • изготовить упорную лопату для трелёвки

Модернизация навески

Для безопасной трелёвки нижние планки навески должны быть удлинены наставками не менее чем на 50 см. Так же желательно заменит стандартную центральную тягу удлинённой и усиленной для удержания усилия при трелевке с высоким ходом троса. Для удлинения продольных планок используют штатные заводские удлинители, усиленную центральную тягу можно изготовить из толстостенной трубы.

Особенности устройства рамы

Рама должна быть оборудована: тремя опорами для шарнирного соединения с навеской (с концами двух удлинённых продольных планок и верхней опорой для усиленной центральной тяги) нижняя балка должна быть мощной с местом для установки редуктора, для организации хода троса в конструкции должны быть два направляющих ролика для нижнего хода и верхнего хода троса, Задняя часть рамы оборудуется проушинами для присоединения упорной платформы. Для удобства соединения оборудования с трактором основание рамы можно оборудовать выдвижными стойками.

Установка редуктора

Редуктор лебёдки размещают симметрично по центру нижней балки рамы для равномерного распределения нагрузок. Ось вращения барабана лебёдки размещается поперёк оси движения трактора. Крепления должны соответствовать тяговым нагрузкам при трелёвке.

Организация привода

Привод можно реализовать напрямую от ВОМ трактора с помощью переходного карданного вала, либо с помощью гидроматора при подключении одной свободной пары гидровыводов секции распределителя.

При работе от ВОМ лебёдка начинает тяговую работу при включении кулачковой муфты в составе лебедки и последующим включением вращения вом. При использовании гидромтора после соединения кулачков подвижной муфты с выступами на барабане включают подачу давления на гидроматор положением подъём рычага секции распределителя, для остановки тяги троса рычаг переводят в нейтраль (при переводе рычага в положение «опускание» барабан лебёдки будет вращаться в обратную сторону тяги на разматывание троса). Естественно, в обеих случаях, нужно изготовить переходник для соединения приводного устройства (шлицевой втулки карданного вала ВОМ или вала гидроматора) и самой лебёдки.

Часто, при использовании прямого привода, не устраивает скорость наматывания троса, для увеличения скорости нужно организовать привод, через повышающую передаточное число цепную передачу. То есть ведущая звездочка передачи большая (промежуточная соединённая с приводным валом ВОМ или гидроматора ) – ведомая маленькая (установленная на вале червяка). В практике часто для увеличения оборотов применят пару звёздочек с  20 и 10 зубьями.

 Упорная платформа

Данная часть самодельной трелёвки изготавливается из мощного листового металла , с усиленной и заостренной частью у основания, для надёжного упора трактора при работе. Для хорошей опоры подтянутых лебёдкой брёвен (хлыстов) платформа должна иметь уклон в сторону трактора с достаточной шириной (120-150 см) и высотой, не перекрывающей обзор водителя из кабины. Со стороны трактора платформа оборудуется креплениями для шарнирного соединения с навесной рамой трелёвки, наружную рабочую часть можно оборудовать серьгой для соединения с прицепом.

Ссылка на основную публикацию