Table of Contents
Трактора марки «Беларус» успешно используются с интегрированным на шасси машины специального гидромеханического оборудования для выполнения всевозможных видов работ. Популярные модели МТЗ тягового класса 1,4 кН оборудованные землеройными и погрузочными механизмами стали незаменимой техникой в народном хозяйстве. Технические и эксплуатационные показатели экскаваторов на базе шасси МТЗ-82, МТЗ-80 идеально подходят для выполнения операций при прокладке и ремонте коммуникационных подземных линий, в строительстве и мелиоративных работах. Трансмиссия и колёсная база машины обеспечивает оперативное, самоходное перемещение экскаватора к месту выполнения работ по дорогам с твёрдым покрытием и бездорожью, имеет хорошую производительность, проста в обслуживании и ремонте. Техника имеет хорошие ходовые качества, мощность силового агрегата обеспечивает работу оборудования.
Экскаваторы на базе линейки современных модификаций тракторов марки Беларус – МТЗ 82.1, 92П, 1523, 1221 популярны на рынке спец.техники успешно конкурируют с импортными аналогами, подкупают своей ценой, надёжностью и функциональностью.
Конструкция экскаваторов на базе МТЗ
Компоновка и землеройных машин на базе колёсных тракторов МТЗ заключается в расположении гидроуправляемого оборудования на заднем корпусе остова машины и дополнительного фронтального оборудования на передней навеске и балках рамы трактора. Рабочее место оператора машины трансформируется поворотом сидения на 180 ̊ для работы машины в движении и при управлении задним экскаваторным оборудованием. Обзорная кабина позволяет осуществлять контроль и управление рабочими процессами по периметру машины. Трактор оснащён дополнительной автономной гидросистемой, предназначенной для управления и привода рабочих органов землеройного оборудования экскаватора. Управление осуществляется рычагами, распределителя спец. оборудования, размещёнными на панели задней стенки кабины.
Узлы и агрегаты машины
Дополнительная автономная гидросистема машины предназначена для обслуживания землеройного механизма. В её состав входит гидронасос, распределители управления и система силовых гидроцилиндров (16,12,5,6,7), связанных с двигающимися частями механизма экскаватора. Привод насоса осуществляется от заднего ВОМ трактора.
Копающий орган машины состоит:
- Платформа 4, выполняющая функцию крепления рабочего механизма к корпусу заднего моста трактора и поворотной площадки для стрелы экскаватора. Площадка обеспечивает поворот стелы экскаватора по горизонтали и изменение наклона в границах углов поворота, обеспечивая направление копания и выгрузки грунта.
- Стрела 11 другим своим концом обеспечивает шарнирное сочленение с плечом копающего механизма. Своей длинной и наклоном обеспечивает положение рабочих органов по вертикали.
- Плечо 10 обеспечивает силовое воздействие на шарнирно-соединённый копающий ковш. В комплексе со стрелой своим положением плечо определяет глубину копания и высоту выгрузки грунта относительно положения машины.
- Ковш 9 является активным копающим органом механизма — своим объёмом обеспечивает выемку или погрузку грунта.
- Для обеспечения устойчивости экскаватора в процессе работы машина оснащена парой гидроупоров 13.
Все части копающего механизма приводятся в движение соответствующими гидроцилиндрами или их парами в зависимости от исполнения конструкции машины.
Для дополнительной функциональности экскаватор может быть оборудован ковшевым погрузчиком разных конструкций или планирующим бульдозерным отвалом. Оборудования размещается на передних балках рамы трактора и передней навеске трактора. Рабочие органы активизируются силовыми гидроцилиндрами от штатной гидросистемы машины.
Модели экскаваторов
С развитием рыночных отношений, учитывая потребности рынка многие машиностроительные предприятия, освоили производство экскаваторов для колёсных тракторов. В условиях здоровой конкуренции предприятия предпринимают максимум усилий в улучшении эксплуатационных качеств экскаваторов, занимаясь модернизацией, разработкой и производством новых конструкций оборудования и узлов, обеспечивая своё конкурентное преимущество на рынке.
ЭО 2621 — экскаватор одноковшовый
Самая массово выпускаемая советская модель экскаватора с бульдозерным отвалом, называемая в народе «Петушок». Оборудование устанавливается на шасси тракторов марки ЮМЗ 6. Узнаётся, размещённым впереди радиаторной решётки выносным топливным баком и установленным с левой или правой стороны гидробаком. Модели на базе МТЗ 82.1 эволюционировали в модификации ЭО 2621ДТ с прямым и ЭО 2621ДТ.1 с поворачиваемым отвалом. Установка в рабочем состоянии опирается на две наклонные лапы с гидрозамками на гидроцилиндрах. Работа копающего органа приводится в движение четырьмя силовыми гидроцилиндрами, управляя наклоном стрелы, плечом и ковшом. Два гидроцилиндра управляют поворотом стрелы.
Экскаваторы марок ЭО 2626 производства Челябинского Завода Коммунального Машиностроения являются модернизированной версией своего выше описываемого предшественника с повышенными эксплуатационными показателями. Размещаются на шасси тракторов марки МТЗ 82.1 и её модификаций. Исполнения машин отличаются дополнительным навесным оборудованием – ковшевыми погрузчиками и отвалами разных типов. Данные модели полностью укомплектованы узлами отечественного производства, отличаются выгодной ценой простотой устройства и ремонтопригодностью.
Экскаватор-погрузчики ЭП 491 и ЭП 25
На колёсной базе 4х4 трактора МТЗ 92П производство машин осуществляется на Мозырском Машиностроительном Заводе, входящем в производственный холдинг Минского Тракторного Завода. Модель ЭП 491 оснащена вертикально опускающимися задними упорами. Экскаваторное оборудование имеет возможность смещать ось копания в амплитуде 590 мм в каждую сторону, с углом поворота стрелы 180 ̊. Ковшовый фронтальный погрузчик с производительностью от 25 до 70 тонн дополнительно расширяет функциональность машины. Установка отличается отличной эргономикой управления и повышенными эксплуатационными показателями.
Экскаваторы погрузчики ЭП 25, ЭП 25 02 и экскаватор бульдозер ЭП 25 01 Мозырского завода выпускаются на базе МТЗ 82.1. Конструкция землеройной установки имеет классическое исполнение с наклонными лапами без смещения оси копания. Благодаря, достаточно низкой цене и высокой надёжности, установка занимает место в линейке популярных специальных машин.
Показатели | ЭО 2621ДТ | ЭО 2626 ДТ | ЭП 25 | ЭП-491 | ЭП-Ф-П-01 телескопическая стрела |
Шасси МТЗ | Беларус 82.1 | Беларус 82.1 | Беларус 82.1 | Беларус 92п | Беларус 92п |
Мощность машины л.с | 80 | 80 | 80 | 88 | 88 |
Производительность т/ч | 28,8 | 30 | 10-35 | 10-40 | 10-40 |
Объём ковша м.куб | 0,2- 0,25 | 0,28 | 0,25 | 0,25 | 0,3 |
Усилие ковша кН | 25 | 28 | 31 | 31 | 31 |
Грузоподъёмность экскаватора макс. кг | 500 | 500 | 750 | 500-950 | 750 |
Глубина копания/высота выгрузки мм | 4100/4000 | 4150/3500 | 3900/3500 | 4350/3400 | 5000/4150 |
Радиус копания мм | 5400 | 5300 | 5200 | 5350 | 6100 |
Угол поворота ̊ | 170 ̊ | 170 ̊ | 170 ̊ | 180 ̊ | 170 ̊ |
Экскаваторы «Блюминг»
ЭП-Ф-П, ЭП-Ф-П-01, ЭП-Ф-Б является серией землеройно-погрузочного спец. оборудования для колёсных тракторов белорусского производителя «Блюминг». Установки размещается на шасси современных моделей тракторов МТЗ 82.2, 892, 92П, 920, 920.2,1221.2. Конструкции экскаваторов «Блюминг» в своём исполнении могут быть дополнительно со смещающейся осью копания, с телескопическим плечом стрелы и балансирующими вертикальными упорами — аутригерами. Экскаваторы могут оснащаться, по желанию заказчика, погрузчиком с ковшами разных типов или отвалами. Комплектация импортными узлами машин производства «Блюминг» обеспечивает дополнительную надёжность и эргономичность.
Навесной экскаватор для МТЗ
Экскаваторное оборудование БЛ 21 марки «Блюминг» является одним из немногих предложением на постсоветском рынке позволяющее использовать трактора, технически не переоборудованные под работу с землеройными механизмами. Оборудование навешивается на заднюю навеску машины, привод осуществляется от гидросистемы трактора и управляется с выносного поста управления. Глубина копания оборудования до 2500 с высотой выгрузки 2200 мм. При небольших капиталовложениях БЛ 21 повышает функциональное использование тракторного парка предприятий. Используется как вспомогательное оборудование при небольших объёмах землеройных работ. Облегчённая версия оборудования позволяет агригатироваться с маломощными тракторами марки МТЗ 320.
Экскаватор ДЭМ 114
Производится белорусским предприятием «Дорэлектромаш», специализирующимся на выпуске прицепных, навесных машин для ремонта и обслуживания дорог, а также гидроузлов для комплектации оборудования. Машина размещается на шасси тракторов Беларус 80.1, 82.1-2 и Беларус 92П комплектуется узлами импортного, европейского производства марок: Brevini, Вusаk+Shаmbаn, Filtrek, Маnulli. Модификации машины выпускаются с фронтальными ковшевыми погрузчиками или бульдозерными поворотными отвалами. Гидравлическое оборудование отличается высокой надёжностью, оптимальным сочетанием производительности гидронасоса и пропускной способности распределителя с джостиковым управлением. Экскаваторная установка со смещающейся осью копания на 590 мм в каждую сторону. Компактное складывание стрелы машины обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на оси трактора и безопасность при передвижении машины. Целью предприятия «Дорэлектромаш» при выпуске машины ДЭМ 114 –«максимальное соответствие техники европейским стандартам с конкурентной ценой».
Показатели | ДЭМ 114 | МЭН-300 | ЭБП 9 | ЭБП 11М
| ЭБП 23
|
Шасси | 92П | 82.1 | 82.1 | 92П | 92П |
Мощность машины л.с | 107 | 80 | 80 | 107 | 107 |
Объём ковша куб.м. | 0,3 | 0,1 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Радиус копания мм. | 5350 | 3900 | 5650 | 6300 | 5650 |
Глубина/высота копания мм. | 4420/3480 | 3100/2300 | 4350/3500 | 5050/4000 | 4350/3500 |
Усилие ковша кН | 38 | 25 | 35 | 40 | 30 |
Грузоподъёмность ковша кг. | 700 | 130 | 500 | 700 | 500 |
Смещение оси копания в сторону мм. | 590 | — | — | 650 | 600 |
Экскаваторы ЭПБ
Белорусское предприятие ООО «ПМК 567» организованное в 2003 году освоило производство экскаваторного оборудование для тракторов марки МТЗ. Предприятие выпускает четыре модели экскаваторов: ЭПБ 9 стандартная установка с наклонными упорами ; ЭПБ 11 со смещающейся осью копания, усиленными гидроцилиндрами и дополнительной опорой для работы в крайних положениях каретки смещения оси копания; ЭПБ 23 с эксплуатационными показателями ЭПБ 9 оборудованная смещающейся осью копания, опирающееся на аутригеры; мини-экскаватор навешиваемый на заднюю навеску трактора МЭН 300 с ковшом 0,1 м.куб. Колёсной базой экскаваторов являются трактора МТЗ 92П. Предприятие выпускает машины в сочетании функций экскаватор–погрузчик и экскаватор–бульдозер.
Колёсные экскаваторы марки «Амкадор»
Землеройные машины производятся в производственном холдинге ОАО «Амкадор» с управляющей холдингом компанией в Москве. Имеющий в своей структуре ряд машиностроительных предприятий. Производитель максимально комплектует технику узлами и частями собственного производства, что является конкурентным преимуществом производителя. Компания имеет разветвлённую сеть собственных и представительских торгово-сервисных предприятий по всей России и ближнему зарубежью.
Для размещения экскаваторного оборудования на колёсные шасси используется база тракторов МТЗ 92П . Для машин МТЗ компания выпускает две экскаваторные установки «Амкадор 702» и «Амкадор 703». Машины выпускаются в комплексе с погрузочным (702 ЕМ, 702 ЕА) или с бульдозерным оборудованием (702ЕВ). Экскаваторы «Амкадор 702» имеет объём ковша 0,18 м.куб, с глубиной копания до 4100 мм и высотой выгрузки 3500мм с радиусом копания 5450 мм. Конструкция машины «Амкадор 703» позволяет работать со смещённой осью копания 600 мм в каждую сторону опираясь на вертикальные балансирующие опоры-аутригеры. Максимальная глубина копания 5000 мм, высота выгрузки 4160 мм при максимальном радиусе копания 6230 с копающим ковшом 0,28 м.куб.
Выбор тракторов марки МТЗ для оборудования на их базе специальных машин говорит о достаточной технической универсальности техники её надежности и высокой производительности при эксплуатации в различных условиях. Специальные машины на шасси новых модификаций тракторов марки «Беларус» успешно конкурируют с машинами зарубежного производства, не уступая в технических показателях и эргономике, имея преимущество в стоимости.