Table of Contents
Беспричинное, с точки зрения управления, самопроизвольное, аномальное повышение оборотов двигателя с выходом за пределы максимальных рабочих показателей, установленных производителем, называют работой двигателя в разнос. При этом заглушить силовой агрегат выключением подачи топлива не представляется возможным. Такой режим работы имеет аварийный характер, ведущий к полному выходу силовой установки из строя и требует незамедлительной его остановки нестандартным способом. Чаще данное явление встречается в работе дизельных двигателей в виду особенности воспламенения горючей смеси не требующей подачи искры в цилиндры.
Почему дизельные двигатели идут в разнос
Бесконтрольное повышение оборотов двигателя происходит в двух случаях: при системном попадании моторного масла или неконтролируемом увеличении количества топлива поступающего в цилиндры двигателя.
Нужно отметить, что в условиях разогретого дизельного двигателя моторное масло, да еще с добавкой дизтоплива, прекрасно горит и приводит бесконтрольному повышению оборотов.
Системно масло в камеры сгорания дизеля может попадать в результате износа подшипника турбины наддува, когда моторное масло активно просачивается из опоры вращения крыльчатки во всасывающий патрубок и далее поступает через впускные клапана вместе с воздухом в цилиндры. Либо масло попадает в результате износа поршневых колец и цилиндра через неисправный клапан картерных газов.
Наиболее опасный, в части своей разрушительной силы, есть разнос в результате попадания масла из турбины. Признаком выброса масла через турбину во всасывающий патрубок коллектора есть синий дым выхлопа при увеличенном расходе смазочного материала на угар. Визуально факт неисправности турбины может подтвердить наличие масла в нагнетательном патрубке при его отсоединении от коллектора двигателя.
Также эффект разноса дизель может получить при выходе их строя механического регулятора подачи топлива в составе топливного насоса высокого давления. Когда рейка топливного насоса, взаимодействующая с напорными плунжерами может быть заклинена в положении максимальной подачи, либо подача топлива увеличена в результате механической поломки всережимного регулятора. Стандартно такие причины в топливном насосе возникают в результате недостаточной смазки и несвоевременного обслуживания узла при критическом износе его элементов конструкции.
В аккумуляторной топливной системе, типа Common Rail, благодаря электронному управлению двигателем, разнос по причине бесконтрольной подачи топлива минимизирован так как процессы регулирования осуществляются реагированием датчиков, где при критических сбоях подача топлива блокируется автоматически сбросом давления.
Также для предупреждения нештатной ситуации в современных дизельных установках в составе питающего воздуховода включена дроссельная заслонка, обеспечивающая своим закрытием экстренную остановку агрегата. Управление заслонкой осуществляется осуществляется соответствующей кнопкой экстренной, аварийной остановки двигателя с места водителя.
Чем опасен разнос
Характеризуя режим разноса можно утверждать, что данный неконтролируемый процесс есть по сути саморазрушение двигателя в результате действии запредельных сверх нагрузок, на которые ни конструкция, ни системы смазки и охлаждения не рассчитаны.
Бесконтрольное повышение оборотов приводит к общим динамическим, фрикционным и тепловым перегрузкам силового агрегата, что в минимальных последствиях может привести к прогоранию прокладки, недопустимому износу цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого вала, а в худших случаях заканчивается заклиниванием механизма с разрушением деталей и проломом блока цилиндров, или ещё хуже взрывом двигателя с полным его физическим разрушением.
Разрушительный процесс режима разноса очевиден так, как при возросших динамических и тепловых нагрузках с одновременным выгоранием масла механизм не получает достаточной смазки, а детали в его составе получают недопустимое тепловое расширение, система охлаждения при этом не справляется с отводом тепла в виду кратно возросших нагрузок.
Естественно нахождение человека в зоне работы двигателя в режиме разноса крайне опасно в виду непредсказуемого разлёта металлических фрагментов конструкции и горюче смазочных материалов, в случае вероятного взрыва агрегата.
Что делать при работе двигателя в разнос
Выход двигателя происходит внезапно с резким беспричинным повышением оборотов, при этом попытки осуществить остановку двигателя с помощью органа управления подачей топлива не оказывают никакого воздействия в сторону снижения оборотов. Двигатель набирает обороты в независимо от положения органов управления подачей топлива, так как горючее поступает в автономном независимом непредсказуемом режиме. Работа двигателя сопровождается обильным выбросом выхлопного дыма. В зависимости от причины выхода в разнос выхлоп может иметь как белый, так и серый или черный цвет.
В случае разноса важно не поддаваться панике и действовать без промедления так, как каждая секунда работы в таком режиме просто съедает ресурс двигателя и сокращает время до полного его уничтожения с ростом опасности.
Самым надёжным способом для остановки двигателя в случае разноса есть экстренное перекрытие подачи воздуха в цилиндры. Таким образом лишив двигатель воздуха воспламенение в цилиндрах прекратится и агрегат заглохнет. Быстрое перекрытие потока воздуха зависит от конструкции воздуховодов, расторопности и квалификации взявшего на себя ответственность в остановке двигателя.
В практике, при наличии резиновых воздуховодов в системе перекрытие подачи может быть осуществлено пережатием патрубка. Либо, оперативно ослабляя фиксирующий хомут, резиновый патрубок срывают с впускного коллектора и перекрывают всасывание воздуха любой попавшей под руку плотной тканью или частью верхней одежды. При наличии углекислотного огнетушителя двигатель можно заглушить направив струю тушения непосредственно во всасывающий патрубок. Так же возможно перекрытие поступления воздуха на входе в воздушный фильтр при плотном перекрытии сечении воздуховода. В данном случае, успехом оперативного перекрытия подачи воздуха есть осведомлённость человека, устраняющего разнос, в какой точке конструкции системы обеспечения двигателя наиболее быстро и эффективно можно осуществить закрытие вздухоподачи.
Если двигатель оснащён декомпрессором, в составе клапанного механизма газораспределения, то проблема разноса может быть решена выключением компрессии. Таким образом, двигатель, лишённый давления в цилиндрах будет оперативно заглушен. Примерами таких дизельных агрегатов есть тракторные двигателя: Д-21 трактора Владимирец Т 25 и Т-16; Д-144 (Д-120) трактора ЛТЗ Т-40; Д-65 трактора ЮМЗ-6; СМД 18 и его модификации гусеничного трактора ДТ-75, Д-160 гусеничных тракторов Т-170 (Т130).
Попытка остановки двигателя через нагрузку, созданную трансмиссией, при включении передачи коробки скоростей, может привести к дополнительным рискам. Когда муфта сцепления может не выдержать, возросшего крутящего момента и выйти из строя. При этом, если муфта все же справится с оборотами двигателя, движение транспорта может пойти по непредсказуемому аварийному сценарию. В итоге в лучшем случае просто будет потеряно время, в худшем такой способ приведёт к полному разрушению двигателя.
Если, осуществляя остановку разноса Вы понимаете, что время утеряно или Вы не уверены в эффективности своих действий, немедленно покидайте опасную зону на безопасное расстояние. А также предупредите о опасности окружающих.