/Y

Характеристики и особенности устройства дизельных двигателей Д-160, Д-180 для тракторов Т-130 и Т-170

Данные двигатели были разработаны Челябинским Тракторным Заводом в советский период. Обе силовые установки являются эволюционным продолжением и модернизацией базовой силовой установки Д-108. Двигатель Д 160 начал производится на производственных мощностях ЧТЗ с 1969 года, устанавливался на гусеничные тракторы промышленного и сельскохозяйственного назначения Т-130 до 1988 года. За время своего выпуска данная силовая установка приобрела свою модификационную линейку, что в последствии переросло в выпуск усовершенствованного дизеля марки Д-180, устанавливаемого на трактор Т-170 и на все специальные машины на его гусеничной базе. Обе марки силовых установок до сих пор активно эксплуатируются в составе техники отличаются простотой обслуживания, высокой технической выносливостью и живучестью. На сегодня производство, квалифицированный ремонт, реализацию силовых установок и запасных частей к ним осуществляет уже созданное в результате реорганизации, машиностроительное предприятие ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Двигатель трактора Т 170 и Т 130
Дизель Д-180

Особенности конструкции устройства

Четырёхцилиндровая рядная конструкция мотора имеет традиционную компоновку кривошипно-шатунного механизма, где крайние 1-я и 4-я шатунные шейки коленчатого вала расположены по отношению к средним 2-й и 3-й шейкам с промежутком в 180°, что отвечает порядку работы цилиндров по схеме 1-3-4-2. Для уравновешивания работы кривошипа в состав дизеля включён уравновешивающий механизм, взаимодействующий с коленчатым валом через зубчатый привод.

Двигатель Д 160 трактора Т 130 и т170
Модернизированный дизель Д 160 с пусковым бензиновым двигателем ПД 23
Продольный вид двигателя Д 160
Продольный разрез двигателя
Поперечный вид двигателя Д 160
Поперечный разрез дизеля

В отличии от ряда других отечественных дизельных силовых установок дизеля Д-160 и Д-180, имея сравнительно больший ход поршня в 205 мм, выделяются своей тихоходностью, где номинальные частота вращения дизеля находятся в пределах от 1070 до 1250 об/мин. Тогда, как однотипные тракторные дизеля Д-240, Д-144, А-41, СМД-18 имеют показатель частоты вращения значительно выше, в пределах 1800-2200 об/мин. Челябинские дизеля отличаются высокой надёжностью, неприхотливостью с большим запасом рабочего ресурса, что очень важно при эксплуатации техники в суровых климатических условиях.

Кривошипно-шатунный механизм д 160
Кривошипно-шатунный механизм дизеля
Уравновешивающий механизм Д 160
Уравновешивающий механизм дизеля Д 160

Привод газораспределения двигателя осуществляется от распределительных шестерён на кулачковый распределительный вал и через толкатели с штангами на коромысла, взаимодействующие с клапанами, размещёнными в головке цилиндров.

Газораспределительный механизм дизеля Д 160
Механизм газораспределения Д 160
ГБЦ дизеля Д 160
Головка цилиндров Д-160

Двигатель имеет две головки цилиндров, каждая из которых обеспечивает газораспределение на два цилиндра двумя клапанами на каждый цилиндр. Для облегчения проворачивания заглушенного дизеля, а также для облегчения холодного запуска агрегата в конструкцию газораспределения включён декомпрессионный механизм. Включением декомпрессора обеспечивается приоткрытие выпускных клапанов вне зависимости от положения коленчатого вала.

Фазы газораспределения в зависимости от модификации дизеля выглядят следующим образом:

  • Начало впуска с открытием впускных клапанов 8±5, 14±5 до В.М.Т.
  • Конец впуска с закрытием впускных клапанов 37±5, 40±5 после Н.М.Т
  • Начало выпуска с открытием выпускных клапанов 47±5, 60±5 до Н.М.Т.
  • Конец выпуска с закрытием выпускных клапанов 10±5, 10±5 после В.М.Т.
Схема смазки дизеля Д 160
Продольный вид системы смазки

Смазка механизма дизеля осуществляется комбинировано. Ответственные опоры вращения механизма и точки трения смазываются под давлением создаваемым масляным насосом. Остальная часть получает смазку разбрызгиванием масла.

Схема смазки дизеля Д 160
Поперечный вид системы смазки

Охлаждение дизеля замкнутого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости с помощью встроенного в систему насоса центробежного типа. Регулирование рабочей температуры жидкости осуществляется автоматически встроенным термостатом и принудительно управлением шторкой охлаждающего радиатора.

Система охлаждения двигателя Д 160 и Д 180
Схема системы охлаждения дизеля

Давление и подача топлива для осуществления впрыска форсунками в камеры сгорания рабочих цилиндров, в соответствии с порядком работы двигателя, осуществляется четырёхплунжерным насосом высокого давления рядного типа под каталожными номерами: 51-67-9СП старого образца, 51-67-24-01СП. Впрыск топлива в цилиндры осуществляется форсунками 14-69-117СП.

Для увеличения выделения энергии при сгорании топлива двигатель оснащён турбокомпрессором нагнетающим воздух в цилиндры.

Кинематическая схема дизеля Д 160
Кинематическая схема двигателя
Кожух шестерён распределения и передняя опора дизеля Д 160
Кожух шестерён распределения и передняя опора дизеля Д 160

Технические характеристики дизеля Д 160

Четырёхтактная силовая установка с жидкостным охлаждением и принудительным нагнетанием воздуха имеет рядную четырёхцилиндровую конструкцию. Дизель имеет пять основных модификационных версий, где первые две Д-160 и Д-160Б-1 отличаются от трёх последующих Д-160.01, Д-160.01Б-1, Д-160.03 диаметром цилиндра. Кроме этого имея разные параметры работы систем питания модели моторов отличаются показателем развиваемой мощности. Так же каждая из модификаций дизеля может оснащаться разными типами запуска, адаптирована как для машин с механической, так и гидромеханической трансмиссий.

Дизель Д 160 трактора Т 130
Вид дизеля со стороны пускового двигателя
Направление вращение коленчатого вала, со стороны вентилятораПравое
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм
Д-160 и Д-160Б-1145
Д-160.01, Д-160.01Б-1, Д-160.03150
Ход поршня, мм205
Объём цилиндров, л
Д-160 и Д-160Б-113.53
Д-160.01, Д-160.01Б-1, Д-160.0314.48
Номинальная мощность, кВт/л.с
Д-160 и Д-160.01128.7+3.7/175+5
Д-160Б-1 и Д-160.01Б-1105.2+3/143+4
Д-160.03136+3.7/185+5
Номинальная частота вращения, об/мин
Д-160, Д-160.01 и Д-160.031250±30
Д-160Б-1 и Д-160.01Б-11070±30
Обороты при максимальном крутящем моменте, об/минНе менее 800
Максимальные обороты холостого хода, об/мин
Д-160, Д-160.01 и Д-160.031320±30
Д-160Б-1 и Д-160.01Б-11140±30
Минимально устойчивая частота вращения, об/минНе менее 550
Максимальный крутящий момент, Н.м
Д-160 и Д-160.011098
Д-160Б-1 и Д-160.01Б-11056
Д-160.031162
Удельный расход топлива, г. на кВт в час/г. на л.с. в час
Д-160 и Д-160.03231+7/170+5
Д-160Б-1229+7/268+5
Д-160.01224+7/165+5
Д-160.01Б-1222+7/163+5
Установочный угол опережения впрыска топлива,°24±2
Рабочая температура масла, С°70-85
Давление масла в системе смазки, кгс/см²
На номинальных оборотах2-5
На минимальных холостых оборотахНе менее 0.9
Температура охлаждающей жидкости, С°65-85
Относительный расход масла на угар, % от расхода топливаНе более 1.2
Габариты дизеля с пусковым двигателем ПД 23 длина/ширина /высота, мм1795/1187/1741(+50)
Габариты дизеля с электростартером длина/ширина /высота, мм1732/1187/1728(+50)
Масса с пусковым двигателем ПД 23, кг2126+60
Масса с электростартером, кг1949+60
Объём заправки системы смазки, л60-65
Объём системы охлаждения, л32±2
Предельный угол наклона двигателя, °

Продольный
Поперечный

 

30
20

Марка центробежного турбокомпрессораТРК 11Н-3
Степень повышения давления компрессором на номинальной режиме работы дизеляНе менее 1.45
ЧТЗ Т 130
Бульдозер корчеватель на базе трактора Т 130 ЧТЗ
ЧТЗ Т 130
Бульдозер на базе Т 130

Характеристики дизеля Д 180

Как отмечалось выше Д 180 стал усовершенствованной версией Д 160, где конструкция дизеля осталась неизменной с диаметром цилиндра 150 мм и ходом поршня 205 мм. Основными техническими отличиями мотора, стали: улучшенная двухступенчатая очистка воздуха, модернизированная камера сгорания в цилиндрах, повышающие надёжность агрегата усовершенствованные уплотнения в соединениях, адаптированная к трём видам топлива система питания с улучшенными показателями впрыска.

Двигатель Т 170
Дизель Д 180 в составе трактора Т-170

Благодаря повышенной надёжности конструкции и неприхотливости агрегата с запасом крутящего момента до 25%, возможность работать на дизельном топливе, керосине и газовом конденсате двигатель хорошо себя зарекомендовал в жёстких климатических и эксплуатационных условиях.

Трактор ЧТЗ Т 170
Бульдозер на базе трактора Т 170

Силовая установка используется в составе гусеничных тракторов Т-170 и Т-10, а также в составе всех специальных машин на их базе, включая бульдозеры различных типов и назначения, трубоукладчики, траншеекопатели, грунторезы и корчеватели. Кроме этого дизель используется в составе отдельных моделей грейдеров, скреперов, экскаваторов, кранов, а также в составе стационарных электростанций-генераторов, насосных и компрессорных станций.

Исходя из своего предназначения дизель также имеет несколько модификаций отличающихся мощностью в версиях как с пусковым двигателем ПД-23, так и с электростартерным запуском.

Среди модификаций Д 180 для тракторов и специальных машин существуют версии дизеля с мощностью: 180 л.с./132 кВт, 170 л.с./125 кВт, 140л.с./103 кВт. Существуют также отдельная модификация с мощностью более 100 кВт и повышенными оборотами до 1500 об/мин, которая используется в составе стационарного оборудования.

Модификаций ряд

МодельЗаменяемая модель Д 160Мощность кВт/л.с.Частота вращенияСистема пускаПрименяемость
Д 180.000-1Д 160.03Г-1132/1801250СтартерТрактора с гидромеханической трансмиссией
Д 180.001-1Д 160.03Г132/1801250Пусковой двигатель
Д 180.100-1Д 160.13-1132/1801250СтартерТрактора с механической трансмиссией
Д 180.110-1Д 160.11-18125/1701250
Д 180.120-1Д 160.11Б-9103/1401070
Д 180.101-1Д 160.13132/1801250Пусковой двигатель
Д 180.111-1Д 160.11125/1701250
Д 180.121-1Д 160.11Б-1103/1401070
Д 180.100-2132/1801250СтартерТрубоукладчик
Д 180.101-2132/1801250Пусковой двигатель
Д 180.000-5Д 160.03Г-6132/1801250СтартерДизельная генераторная установка
Д 180.001-5Д 160.03Г-5132/1801250Пусковой двигатель
Д180.100-6132/1801250Стартер Для машин и агрегатов
Д180.120-6Д 160.01Б-11103/1401070
Д180.101-6132/1801250Пусковой двигатель
Д180.121-6Д 160.01Б-6103/1401070

Последние четыре модели, с индексом «6», на сегодня являются основными выпускаемыми серийно дизелями Д 180 предприятием ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

Ссылка на основную публикацию