Навык торможения двигателем на механике в практике вождения

Кроме стандартного использования штатных тормозов в снижении скорости движения транспортных средств опытные водители применяют навык торможения двигателем. Такое торможение не является экстренным и эффективно для снижения скорости при движении на скользких участках дорог, затяжных спусках, в условиях движения по горным дорогам. Торможение двигателем используется в вождении автомобилей и специальной технике всех классов в составе с трансмиссиями любых типов. Данный навык в вождении значительно повышает безопасность движения транспортного средства.

Снижение скорости двигателем

Что значит торможение двигателем

Способ снижения скорости движения машины заключается в исключении подачи топлива в двигатель педалью газа при включённой скорости КПП трансмиссии. Торможение происходит когда инерция движения автомобиля гасится передачей на ходовую часть сопротивления компрессии цилиндров, работающих в холостую без развития мощности, в отсутствии рабочего возгорания горючей смеси.

Схема распределения мощности машины
Принципиальная схема стандартного распределения крутящего момента автомобиля.

Кроме этого усиление тормозящего эффекта может достигаться одновременным переходом на более низкую передачу, что даёт интенсивное затухание инерции и сокращает время до полной остановки. Снижение высокой скорости может осуществляться в несколько этапов с поочередным переключением передач от высокой к более низким.

Не смотря на то, что торможение двигателем в обычной практике исключает применение в экстренном режиме, однако при отказе тормозной системы данный вид снижения скорости может быть единственным правильным выходом для безопасной остановки автомобиля.

Мнение о том, что данный способ торможения вреден для двигателя машины в корне неверен и не имеет под собой никакого технического обоснования.

В момент снижения скорости двигателем все системы силового агрегата работают в штатном режиме кроме подачи горючего. Получая инерционный привод от ходовой части через включённую передачу трансмиссии двигатель передаёт мощность на всё навесное оборудование включая: масляный и водяной насосы, электрогенератор, другое оборудование. Таким образом двигатель получает необходимое давление в смазочной системе и интенсивную циркуляцию в системе охлаждения с одновременной вентиляцией цилиндров, что в условиях отсутствия сгорания топлива выражается заметным падением температурного режима. По сути в такой момент торможения цилиндры двигателя, получая привод от трансмиссии, работают в режиме воздушного компрессора, прогоняя объём всасываемого воздуха через цилиндры без воспламенения.

Особенности торможения двигателем на автомате и механике

Выполняя снижение скорости движения двигателем принцип выбора передачи КПП заключается в переходе с высокой на более низкую передачу, с меньшим передаточным числом, это позволяет вместе с сопротивлением компрессии двигателя осуществить затухание скорости движения.

Торможение двигателем

Вместе с этим нужно учитывать, что возможность быстрого перехода на более низкую передачу сопряжена с особенностями трансмиссии автомобиля и уровнем квалификации водителя.

Так быстрый переход от высокой передачи к более низкой возможен на автомобилях с бесступенчатым или автоматическим переключением, где технически характер переключения таких КПП более приспособлен к быстрой смене передаточного числа.

Для интенсивного торможения двигателем на автомобилях с механической КПП, где возникает необходимость переключения не просто на следующую низкую передачу, а переходить ещё на более низкую передачу (например, с 5й на 3ю или 4й на 2ю) водитель должен обладать навыком быстрого переключения передач в режиме двойного выжима с перегазовкой. Поэтому интенсивность торможения двигателем на автомобилях с механическими КПП во многом зависит от профессионализма водителя.

Плюсы применения торможения двигателем

Говоря о преимуществах использования данного навыка в вождении можно отметить следующие факторы, отражающее положительное влияние на эксплуатацию транспортного средства.

  • Безопасность движения
  • Разгрузка тормозной системы
  • Охлаждение двигателя
  • Экономия топлива

Скользкая дорога

В плане безопасности нужно отметить, что такой метод снижения скорости позволяет снизить риск заноса машины, в том числе и на скользких участках дорог, при условии прямолинейного движения без выполнения манёвров. Торможение двигателем позволяет исключить погрешности в неравномерности тормозящих усилий колёс, которые приводят к заносу. А также исключить возникновение заноса из-за разности в сцепления протектора колес с поверхностью дороги, что часто происходит при стандартном блокировании колёс штатными тормозами особенно в условиях гололёда.

Дисковый тип тормоза
Тормозной механизм автомобиля

Характер снижения скорости двигателем позволяет рационально эксплуатировать фрикционные элементы штатных тормозов. Особенно важен навык в условиях движения на затяжных спусках или при езде по горным дорогам, когда интенсивное торможение подвергает перегреву тормозных фрикционных пар (колодок, барабанов или дисков).

Горный серпантин

Применение снижение скорости двигателем даёт возможность уменьшить нагрузку на тормозную систему и осуществлять охлаждение вентиляцией тормозов в условиях вождения по горным дорогам или пересеченной местности.

Двигатель закипел
Перегрев двигателя

Использование данного приёма в вождении всегда приводит к охлаждению температуры двигателя, что позволяет избежать перегрева силового агрегата особенно при вождении по горной местности.

Расход топлива

Естественно использование данного вида торможения в стиле вождения автомобиля приводит к снижению расхода топлива, учитывая прекращение подачи топлива в цилиндры мотора в момент использования приёма.

Минусы

Конкретных недостатков в применении торможения двигателем нет, однако есть ряд косвенных негативных факторов связанных с опытом и навыками управления автомобилем, влияющих на безопасность вождения машины.

Сразу нужно напомнить, что данный способ ни как, не заменяет экстренного торможения в условиях риска аварийных ситуаций. Поэтому безопасное торможение двигателем должно быть применено при трезвой оценке своих водительских навыков и объективной ситуации на дороге.

Учитывая, что при снижении скорости движения двигателем не используется тормоза, сзади идущий участник движения не будет предупреждён сигналами стопов о снижении Вами скорости. Особенно это нужно учитывать в условиях небольшой дистанции между автомобилями и высокой плотности движения. Перед снижением скорости подобным образом нужно обозначать лёгким нажатием на педаль тормоза, достаточного для работы фонарей стопов, сигнализирующих о снижении скорости движения, либо иметь достаточный разрыв в дистанции с сзади идущим транспортным средством.

При вождении машины с механической коробкой передач, для полноценного использования данного приёма, особенно в условиях горных дорог или в плохих дорожных условиях (на гололёде и мокрой дороге), нужно обладать навыком переключения передач с использованием перегазовки в режиме двойного выжима сцепления, позволяющего безболезненно переходить с высокой передачи на более низкую.

Некоторые специалисты утверждают, что существуют двигатели, которые негативно реагируют на торможение данным способом. Аргументируется негативное влияние тем, что реактивные нагрузки в механизме двигателя, путём обратной передачи мощности от трансмиссии, могут провоцировать повышенный расход моторного масла и износ отдельных деталей. Однако данный фактор можно назвать спорным, так как даже, если некоторые двигатели имеют описанные выше недостатки, то кратковременные моменты использования машины в данном режиме торможения не окажут существенного влияния на её техническое состояние.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector