/Y

Какой лучше или как выбрать трактор

При плановом приобретении трактора, особенно с наличием средств на закупку новой техники, необходимо грамотно подойти к выбору. В данном материале уделено внимание моментам для предельно обоснованного выбора трактора без привязки к марке машины, ориентируясь только на функциональность и технические возможности, отвечая на вопрос пользователя: «Какой трактор лучше?». Кроме этого изложенная информация поможет раскрыть понимание в основных характеристиках тракторов, их функциональности и специализации применения.

трактора

Факторы подбора трактора

Любому решившему приобрести трактор для личного использования нужно учесть ряд факторов, обеспечивающих, прежде всего, эффективность использования потраченных средств и саму перспективу успешного применения техники. К основным факторам, которые нужно учесть при выборе трактора относятся:

  • Требуемый тип трактора
  • Планируемая загруженность машины с учётом перспектив
  • Тяговая мощность,
  • Функциональность в использовании
  • Техническая живучесть и ремонтопригодность
  • Техническое состояние
  • Соответствие номерных узлов

Детальная обоснованность покупки техники, на основе выше перечисленных факторов дадут ответ будущему владельцу на вопрос: «какой трактор лучше выбрать?», в своём конкретном случае.

Подбор типа трактора

Известно, что в общей своей массе модели тракторов делятся на следующие типы в своей классификации:

  • Специальные, применяемые в узких специальных работах
  • Промышленные колёсные для транспортировки промышленных грузов и размещения оборудования
  • Промышленные гусеничные для выполнения карьерных работ в горнодобывающей отрасли, в строительстве и т.д.
  • Гусеничные сельскохозяйственные, используемые в основном в пахотных агрегатах и для работ в сплошной обработке почв
  • Пропашные – предназначенные сугубо для работ по возделыванию пропашных культур (имеется в виду, что ходовая часть машины имеет возможность работать в междурядиях определённых сельскохозяйственных культур)
  • Универсальные колёсные трактора широкого назначения
  • Универсально-пропашные — применяются как в сельском хозяйстве, в том числе для выполнения пропашных работ (с регулировкой колеи ходовой части для проведения пропашных работ), так и в промышленных, коммунальных целях.

Виды тракторов

Для использования в частном порядке наиболее подходящие трактора универсального или универсально–пропашного типа. Такие машины своей конструкцией и функциональностью наиболее приспособлены для выполнения общехозяйственных и транспортных работ, полевых, садовых операций, в том числе для посева и обработки междурядий культур в спектре возможности регулирования передней и задней колеи ходовой части трактора.

Выбор на основе загруженности

Касаемо загруженности трактора в научной сфере этой теме посвящена дисциплина — «Технология механизированных работ (ТМР)». Наука основывается на математических формулах расчёта для технически обоснованного составления агрегатов в составе с тракторами и используемым с ними оборудованием, а также транспортными средствами. В расчётах учитываются следующие переменные:

  • Тяговых характеристик машины;
  • Типа движителя ходовой части;
  • Тягового сопротивления используемой машины и затрачиваемая мощность на её привод;
  • Коэффициентов буксования с учётом влажности, состояние поверхности и физического состава почвы, уклонов рельефа, сопротивления порывам ветра

Для формирования машинотракторного парка предприятия данные методы расчёта ещё имеют обоснованный смысл, но для частного порядка можно пойти более простым методом обоснования покупки машины той или иной тяговой мощности.

Принцип расчёта

Понимая объём выполняемых работ трактором можно принять решение о поиске машины подходящей производительности и мощности. Данный фактор даёт общее определение примерных характеристик машины.

Так, например, если вы планируете приобрести трактор для обслуживания своего малого хозяйства с площадью угодий до 1 га, то смысла в покупке техники мощностью выше 25 л.с. просто нет. Так как содержание и обслуживание более мощной техники будет вести к неоправданным дополнительным расходам, не говоря так же о затратах на саму покупку техники, где более мощная естественно будет более дорогостоящей.

Хорошим ориентиром для подбора трактора есть характеристика производительности в составе пахотного агрегата и масса перевозимого груза в составе трактора с прицепом. Два данных показателя дают общее представление в производительности машины. Имея представление о предполагаемом объёме выполняемых работ и данные выше указанных характеристик можно определить спектр подходящих моделей тракторов для последующего анализа соотношения цены-качества, функциональности и других технических моментов.

Например, рассматривая варианты модели трактора, можно уточнить с каким плугом агрегатируется трактор, и понимая производительность пахотного агрегата можно прийти к выводу подходит в вашей частной ситуации или нет.

Исходя из агротехнических сроков проведения пахоты в течении 7 – 14 дней, площади обрабатываемой почвы подбирают трактор соответствующей производительности.

Так при подборке модели трактора для обработки 3 га гектар угодий, в среднем нужна производительность трактора в пахотном агрегате не менее 0,086 – 0,1 га в час

Расчёт

3 га /10 дней =0,3 производительность га в день
0,3 га в день/ 7 рабочих часов в день = 0,043 га в час
0,043×2 = 0,086 га в час, где умножение на два даёт запас производительности с учётом параллельного использования трактора на других работах во время пахотного сезона, а также вынужденных простоев при неблагоприятной погоде и обслуживании техники.

Таблица производительности пахотных агрегатов в составе известных марок тракторов

Марка трактораТяговый классПроизводительность в составе пахотного агрегата га в час
МТЗ-80(82)

ЮМЗ-6Л

1.40.94
МТЗ-6220.60.35
МТЗ-152

МТЗ-132

МТЗ-112

0.20.1-0.08
МТЗ-3200.60.25
МТЗ-122121.2
МТЗ-152331.45
Т-40А, Т-40АМ0.90.5
Т-250.60.25
Т-150К31.2
Т-15031.5
ДТ-7521.0
К-70252.5

Не смотря на некую абстрактность в привязке к производительности пахотного агрегата, в составе предполагаемого для покупки модели трактора, — это даёт гарантию, что в любой напряжённый период эксплуатации машины выбранная модель будет легко справляться с объёмами самых разных энергозатратных работ на исходных площадях.

Подбор по характеристикам и функциональности

Исходя из спектра предстоящих видов работ, выполняемых трактором, подбирают машину с соответствующей функциональностью в составе своей конструкции.

К основным функциональным возможностям трактора можно отнести ряд технических критерий, влияющих на эксплуатационные возможности машины. Такие данные как габариты, колея и возможности её регулировки, радиус поворота, агротехнический просвет дают представление о маневренности и ходовых возможностях машины. О остальных технических особенностях требующих внимания при выборе трактора ниже по тексту.

Тяговый класс

Данная характеристика даёт представление о тяговой способности трактора, которая определяет возможности машины в формировании различных рабочих агрегатов. Так любое прицепное или навесное устройство для трактора обязательно характеризуется требуемым тяговым усилием для работы в составе агрегата. Таким образом, на основе тягового усилия машины подбирается соответствующее оборудование для формирования рабочих агрегатов (плуги, культиваторы, бороны, прицепы и тд.)

Например, трактор МТЗ 80 имеет тяговый класс 1.4 т.с., что даёт возможность агрегатировать трактор со следующими навесными и прицепными машинами:
Плуг ПЛН-3-35
Прицеп 2ПТС-4
Культиватор сплошной КПС-4
Роторная коса КРН 2.8
Культиватор пропашной КРН-5.6
Сеялка зерновая СЗ-3.6, СЗ-5.4

Возможности трансмиссии трактора

Тип трансмиссии трактора говорит о способности переключения передач в ступенчатом и бесступенчатом режимах, где механическая трансмиссия предполагает переключение только с полным разрывом потока мощности, а гидромеханическая – с возможностью переключения без разрыва потока мощности.

Гидромеханическое бесступенчатое переключение осуществляется за счёт гидроподжимных муфт в составе редуктора КПП с шестернями постоянного зацепления, ступенчатое путём механического введения в зацепление прямозубых шестерён и муфт с обязательным разрывом потока мощности.

Колёсная формула трактора — с приводом на один мост или на два моста, где полный привод машины говорит о более высокой проходимости в сложных дорожных условиях и при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов. Наличие блокировок дифференциала ведущих мостов также говорит о возможности повышения ходовых качеств трактора при возникновении буксования.

Спектр формируемых передач, отражает как формируемые скорости движения в транспортном режиме, так и технологические скорости, в том числе с возможностью применения ходоуменьшителя и реверса. Количество передач отражает универсальность машины в применении с различным оборудованием.

Наличие вала отбора мощности для работы в приводном режиме, а также спектр режимов работы ВОМ трактора даёт понимание о возможности эксплуатации машины с активным оборудованием (косилки, почвенные фрезы и другое приводное оборудование)

Характеристики гидронавесной системы

Количество рабочих секций гидрораспределителя, отражает возможное количество силовых гидроцилиндров, включённых в состав используемого с трактором оборудования, таким образом отображая возможную функциональность применяемых агрегатов.

Наличие в составе гидронавесной системы оборудования автоматического регулирования глубины хода рабочих органов почвообрабатывающего оборудования (плуга), обеспечивает повышение производительности трактора в составе почвообрабатывающих агрегатов.
Подъёмные характеристики навески трактора дают общей ориентир при подборе навесного оборудования для трактора.

Наличие спектра прицепных и автосцепных устройств в комплектации трактора, обеспечивает соединение с навесными и прицепными устройствами транспортных средств и другого разнопланового оборудования.

Дополнительное улучшение ходовых качеств трактора может достигаться наличием средств догрузки ходовых колёс, которые могут быть реализованы в виде специальных грузов, а также механических или гидравлических догружателей в составе гидронавесной системы.

Выбор по техническому состоянию

Особого внимания при выборе машины требует оценка её технического состояния особенно, если это техника со вторичного рынка, уже бывшая в использовании. Все ниже описанные моменты оценки технического состояния машины помогут как объективно оценить и справедливо сложить цену на покупаемый трактор, так и обезопасить от риска приобретения откровенно непригодного к работе хлама.

Внешний осмотр

Внимательное обследование внешним осмотром техники исключается риск покупки трактора с критическими повреждениями механического характера. Сюда можно отнести повреждения на несущих частях, такие как трещины на балках рамы и литых корпусах узлов трансмиссии, блоке двигателя и корпусах навесных его узлов. Признаками нарушения целостности литых картеров является места с признаками течи масла.

Проверка работы трансмиссии

Непосредственно в рабочем режиме проверяется работа муфты сцепления и коробки передач на всех передачах.

Не допускается: буксование муфты силовой передачи, скрежет при переключении передач, выбивание включённой передачи, гул в механизме и перегрев редуктора.

В случае ходовой части с возможностью работы в режиме полного привода проверяется работа привода переднего моста, работа трактора с включённым передним мостом и режиме его автоматического включения.

Не допускается нехарактерные шумы в редукторах трансмиссии биение, скрежет и течь масла. Проверяется как работа во всех режимах привода вала отбора мощности, так и переключение скорости его вращения.

Оценка состояние ресурса двигателя

Общую информацию о ресурсе двигателя трактора может отражать счётчик моточасов, где итоговые данные показывают отработанное время двигателем. Исходя из того, что многими отечественными производителями регламентируется потенциал ресурса силового агрегата трактора в пределе до 10000 моточасов, уточнив фактические данные наработки двигателем можно оценить остаточный его ресурс. При этом нужно понимать, что объективность такой оценки теряется в случае, если показания счётчика отматывались.

Кроме данных счётчика моточасов выработки, внешний осмотр двигателя может рядом визуальных признаков говорить о его состоянии: потёки масла из под головки цилиндров, попадание масла в систему охлаждения сигнализирует о потери герметизации в соединении головки с блоком; появление обильного нагара в выходных окнах выхлопного коллектора или выброса масла через выхлопную трубу говорит износе газораспрделительного механизма, износе или залегании компрессионных и маслосъёмных колец. Всё перечисленное говорит о достаточно поношенном ресурсе силового агрегата машины.

Маркеры состояния двигателя в заведённом состоянии

Давление меньше 1 атмосферы на холостом ходу при разогретом силовом агрегате до рабочей температуры сигнализирует о износе кривошипно-шатунного механизма и малом остаточном ресурсе двигателя.

Слишком высокое давление на холодном в двигателе (5-6 атмосфер) может говорить о перенастройке перепускного клапана в смазочной системе для введения в заблуждение покупателя с целью скрыть малое давление холостой работы агрегата. Такая манипуляция может привести к полному износу ресурса и аварийной остановке двигателя, в виду недостаточного прохода масла в ответственные точки смазки, на небольшом промежутке времени работы.

Видимый прорыв выхлопных газов в картер говорит о изношенной поршневой группе двигателя. Этот факт свидетельствует о том, что двигатель не будет развивать номинальной мощности.

Оценка работы двигателя под нагрузкой

Черный дым и синий цвет выхлопа с плохим развитием тягового усилия и одновременным ростом температурного режима под нагрузкой говорит общей изношенности двигателя, плохой настойки и потери ресурса узлов топливной системы, неисправной работе газораспределительного механизма.

Техническая живучесть и ремонтопригодность

Данный фактор касается непосредственно подбора модели и марки трактора с учётом его надёжности и особенностей её конструкции, распространённости на рынке, наличии материально-технической базы для его обслуживания и ремонта, стоимости запасных частей и тд. Также при выборе трактора предварительно нужно изучить все слабые и сильные стороны рассматриваемой модели в техническом плане с учётом будущей специфики использования.

Факторы живучести в конструкции систем трактора

Очень важно соотнести свои материальные возможности в содержании трактора с учётом особенностей его конструкции, особенно если модель машины импортного исполнения или нераспространённой комплектации.

Так ряд мощных моделей, да и последних современных версий тракторов широкого тягового класса используют в конструкции электрогидравлические узлы как с механическим, так и с электронным управлением. Данный технический тренд обусловлен погоней за повышением эргономики в управлении, а также эфемерным повышением производительности.

Если в конструкции сверхмощных тракторов это оправдано в виду выделенной мощной материальной базы на их содержание, то для тракторов средней мощности, особенно в частных отечественных условиях, в случаях аварийных ситуаций и выходе из строя отдельных узлов почти всегда приводит к потере времени при ремонте, удорожанию в обслуживании с привлечением сторонних сервисных служб, которые не всегда доступны как физически, так и материально.

Проще говоря, с точки зрения сохранения высокой технической готовности, нет никакого смысла тратить средства на дорогостоящую, напичканную электроникой технику, не имея возможности оперативно произвести квалифицированный ремонт в отсутствии специалистов и быстрой доставки высокотехнологичных в изготовлении запасных частей.

В общем баланс простоты конструкции и насыщенность машины электроникой и гидроэлектрическими узлами должен иметь разумное, оправданное соотношение, позволяющее иметь максимально высокую готовность к работе техники с учётом конкретных ваших условий.

Ремонтопригодность

Под ремонтопригодностью подразумевается, как проста конструкции машины позволяющая быстро отремонтировать технику с минимальными трудозатратами, так и наличие, относительная дешевизна и процент унификации запасных частей к выбранному трактору.

Положительным моментом для трактора является унификация запасных частей и узлов с другими марками и моделями машин, это обеспечивает быстрый поиск вышедшего из строя оборудования и сокращает сроки простоя.

Проверка номерных узлов трактора

Чаще нашему брату в частном порядке приходится общаться с техникой, доставшейся в наследство уже с поношенным ресурсом или собранной из отдельных узлов, приобретённых по случаю, без всякого расчёта технической обоснованности экономической целесообразности в применении.

Поэтому, немаловажны моментом, при непосредственной покупке трактора, является соответствие всех номерных узлов машины с указанными в документах на технику (техпаспорте, справке счёте, договорах купли продаже и тд). Физическое соответствие номеров с документами не поставит под сомнение правомерность владения техникой, а также избавит от неприятностей при постановке на учёт в Гостехнадзоре и в случае перепродажи.

Ссылка на основную публикацию