Двойной выжим сцепления и перегазовка при переключении скорости

Водители старшего поколения, в основном профессионального уровня, хорошо знакомы в практике управления автомобилями с приёмом двойного выжима сцепления при переключении передач. Так же данный прием в управлении, особенно двойной выжим с перегазовкой, активно применяется при торможении двигателем и спортивном вождении. В этом материале подробнее о данном приёме в практике управления транспортными средствами.

Переключение КПП с двойным выжимом муфты

Для чего делают двойной выжим

Основной причиной необходимости применения данного приёма в вождении связан с особенностями конструкции трансмиссии автомобилей и другой техники. Конкретно речь идёт о механических трансмиссиях со ступенчатой коробкой передач в составе с цилиндрическими зубчатыми муфтами скользящего включения без синхронизаторов.

Коробка ГАЗ 53
Схема механической коробки передач ГАЗ 53

Такие КПП в виду своей более простой и дешевой конструкции широко применялись и применяются в составе грузовой и специальной техники советского автопрома. (Одним из примеров является конструкция коробки всем известного грузового автомобиля ГАЗ 52, ГАЗ 53).

Грузовик
Автомобиль ГАЗ 52

Синхронизаторы в составе механических КПП своей работой обеспечивают сглаживание разности в скоростях вращения между валами с размещенными на них зубчатыми муфтами, формирующих передаточное число передачи, выбранной рычагом переключения КПП.

Муфта включения скорости КПП
Работа скользящей муфты включения передачи без синхронизатора

Для понимания вообразите работу механизма КПП, где на осях валов размещены шестерёнки и зубчатые муфты, часть из которых при выборе той или иной передачи должны менять своё расположение скольжением по валам, образуя взаимным зацеплением выбранное передаточное число соответствующей скорости. Естественно в зависимости от выбранного передаточного числа ведущие и ведомые валы узла имеют разные скорости вращения, что будет препятствовать органичному входу в зацепление другой пары шестерён при переключении.

Устройство синхронизатора КПП

Синхронизатор коробки передач
Муфта переключения КПП с синхронизатором в сборе

Приём повторного выжима сцепления, кратковременным положением КПП в нейтральном положении (когда ни одна шестерня механизма не образует рабочего зацепления, исключая передачу вращения от одного вала другому), позволяет приостановить или уровнять скорости вращения валов коробки, обеспечивая комфортные условия для вхождения в зацепления зубчатых пар, участвующих в формировании той или иной передачи.

В качестве определения, более кратко, необходимость приёма повторного выжима муфты при переключении скорости можно объяснить так:

«При переключении скорости механических КПП двойной выжим необходим для создания комфортных динамических условий между вращающимися деталями механизма, участвующих в формировании передаточного числа включаемой передачи».

Таким образом, можно сказать, что двойной выжим компенсирует конструктивный недостаток простых механических ступенчатых КПП, выполняя функцию синхронизации вращения валов узла в момент переключения скорости, тем самым облегчая соединение частей зубчатых муфт или вхождение в зацепление соответствующих шестерён.

Да, нужно сразу отметить, что простой двойной выжим осуществляют при переключении передач на повышение скорости движения, то есть с низшей передачи на высшею. Двойной выжим с перегазовкой осуществляют при переходе с высшей скорости на более низкую, то есть с целью снижения скорости движения.

Игнорирование двойного выжима в коробках передач данного типа характеризуется затрудненным переключением с сопровождающимся скрежетом в механизме, плохо входящих в зацепление зубчатых муфт, формирующих передаточное число выбранной водителем передачи. Естественно плохое включение снижает ресурс механизма коробки, приводит к быстрому износу деталей и выходу узла из стоя.

Простой двойной выжим сцепления

Данный приём переключения передач предполагает переход от одной передачи к другой не за один приём выжима, а за два выжима сцепления. Напомним, что такое переключение используют при переходе от низшей передачи к высокой, на разгоне скорости движения машины.

Конкретно переключение осуществляют следующим образом:

  •  выжим педали муфты «отключение сцепления»
  •  перевод рычага переключения КПП в нейтральное положение
  •  отпуск педали муфты «включение сцепление»
  •  выжим педали муфты «отключение сцепления»
  •  перевод рычага в позицию выбранной передачи «передача включена»
  • отпуск педали муфты «сцепление включено»

Двойной выжим с перегазовкой

Для снижения скорости, осуществляя переход от высокой передачи к более низкой, переключение дополняют перегазовкой. То есть, в процессе переключения, в промежуточном нейтральном положении рычага переключения скоростей и включённым сцеплением, делают нажатие на педаль управления подачей топлива (на педаль газа). При чем степень перегазовки, которое выражается увеличением оборотов двигателя, зависит от характера вождения транспортного средства.

Так, в случае выполнения торможения двигателем со значительным снижением скорости с переходом на следующую нижнюю передачу или другую более низкую передачу (например, с 5-й передачи на 3-ю, или с 5-й на 2-ю) — делают полноценную мощную или даже двойную перегазовку. Для простого перехода с любой высшей передачи на следующую низшую, в спокойном режиме движения транспортного средства, делают легкую перегазовку — имитацией нажатия на педаль газа.

Технически двойной выжим с перегазовкой осуществляют в следующем порядке:

  • выжим педали муфты «отключение сцепления»
  • перевод рычага переключения КПП в нейтральное положение
  • отпуск педали муфты «включение сцепления»
  • нажатие на педаль газа «перегазовка»
  • выжим педали муфты «отключение сцепления»
  • перевод рычага в позицию выбранной более низшей передачи «передача включена»
  • отпуск педали муфты «сцепление включено»

Практика применения

Вместе с обязательным использованием описанного приема в переключении скоростей в простейших механических коробок передач использование двойного выжима не лишено смысла и в других случаях.

Так на автомобилях всех типов с механическими коробками оснащёнными синхронизирующими муфтами включения, переключение с повторным выжимом может применятся в случаях появления плохого обычного переключения в результате износа шестерен, зубчатых муфт и синхронизаторов в механизме коробки.

МАЗ с прицепом

Профессиональные, опытные водители современных грузовых машин, не смотря на синхронизирующее включение КПП, также активно используют данные приёмы в управлении скоростями. Часто водители используют переключение в два приёма с перегазовкой при необходимости торможения двигателем на крутых спусках и в условиях скользкой дороги, а также в случаях перехода на нижнюю передачу в момент преодоления подъёма, когда необходимо увеличить тяговую мощность грузовика.

Навык двойного переключения обеспечивает безрисковое для механизма КПП включение передачи, повышает безопасность движения транспортного средства, даёт возможность сгладить резкие инерционные нагрузки в механизмах трансмиссии (сцеплении, коробке передач, карданных передачах, полуосях ведущих мостов) под воздействием массы гружённой машины.

Трактор Беларус
Трактор МТЗ 82

В дополнение отметим, что в условиях выполнения транспортного движения без нагрузки специальной техникой типа универсальных колёсных тракторов марки МТЗ 80, ЮМЗ-6, с простыми механическими КПП, где по инструкции заводов производителей включение любой передачи осуществляется только после полной остановки машины, также можно применять двойной выжим сцепления, обеспечивая переключения скоростей без остановки машины в процессе её движения.

КПП робот
Рычаг управления роботизированной КПП

Что же касается роботизированных и автоматических КПП, трансмиссий с бесступенчатым переключением скорости, в автомобилях с управлением скоростями гидромеханическим или гидроэлектрическим переключением —  применение двойного выжима неактуально.

https://youtu.be/MigH-mXSLog

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector