Table of Contents
Силовой гидроцилиндр задней навески является важным узлом гидронавесной системы трактора. Функция узла заключается в регулировании высоты положения навесного устройства и присоединённых к нему агрегатируемых орудий. А также цилиндр является узлом, через который осуществляется дозагрузка ведущих колёс гидродогружателем и все виды регулирования рабочего положения навесных землеобрабатывающих устройств с участием встроенных в гидравлику трактора систем силового (позиционного), высотного и смешанного регулирования.
Технические характеристики узла
Узел представляет собой гидравлическую силовую установку двухстороннего действия поршневого типа, где направление движения рабочего хода штока управляется секцией гидроцилиндра при подачи рабочей жидкости под давлением в безштоковую или штоковую полости, обеспечивая подъём или опускание навески. В общем усилие гидроцилиндра и работа шарнирно-сочленённых частей задней навески МЗ 82 обеспечивает грузоподъёмность на оси подвеса до 3200 кг.
Стандартно в состав гидронавесных систем МТЗ 82(80) устанавливают основной гидроцилиндр ЦС 100/40/200 со следующими техническими параметрами:
- Диаметр цилиндра — 100 мм
- Диаметр штока — 40 мм
- Рабочий ход штока — 200 мм
- Масса — 19 кг
- Скорость движения поршня — 0,2 м/с
- Номинальное давление -16 мПа
- Максимальное давление — 20 мПа
Данный узел производится рядом производителей и в аббревиатуре может маркироваться как: ЦГ 100.40-200.01, СЦ 200-100, Ц 100х200.
Устройство
Цилиндр навески трактора МТЗ 82(80) размещён под кабиной трактора в промежутке между двумя топливными баками. Скрытое расположение узла с одной стороны органично вписывается в конструкцию трактора и не мешает при настройке навески, с другой стороны трудная доступность – осложняет ремонт в случаях выхода его из строя.
Конструкция узла представляет собой металлический корпус-цилиндр с установленным внутри рабочим поршнем со штоком. Торцы корпуса закрыты крышками. В единую конструкцию корпус с крышками стянут четырьмя шпильками. Соединения крышек с корпусом и крышки с рабочим штоком уплотнены манжетами.
Компрессию рабочему поршню в цилиндре обеспечивают резиновые кольца — на рабочем внешнем диаметре поршня, контактирующим с рабочим зеркалом цилиндра, и в соединении со штоком — во внутреннем посадочном диаметре. На штоке поршень закреплён гайкой.
Наружный выход штока оборудован чистиками, которые представляют собой пакет тонких металлических пластин, установленных в крышке. Чистики не допускают попадание пыли и других механических загрязнений к уплотнительной манжете штока, что обеспечивает общую сохранность рабочего ресурса узла. Кроме этого штоковая крышка оборудована клапаном настройки рабочего хода штока и замедлительным клапаном.
Масло в цилиндр поступает через штуцеры в штоковой крышке. Один штуцер соединён с штоковой полостью, дрогой через продольную трубку соединён с бесштоковой полостью. Трубка посажена в гнёзда крышек на резиновые кольца и уплотняется за счёт стяжки деталей шпильками.
Крепление гидроцилиндра осуществляется шарнирно — шплинтующимися пальцами: передняя крышка своей проушеной соединена с соответствующим креплением на верхней части корпуса трансмиссии, край рабочего подвижного штока соединён с рычагом подъёма задней навески.
Ограничительный клапан хода штока
Ограничение хода штока при полном заходе в цилиндр (в режиме подъём) обеспечивается взаимодействием клапана в штоковой крышке с упором на рабочем штоке цилиндра. При касании упора 3 со штоком клапана 2 происходит перекрытие выхода масла из бесштоковой полости цилиндра. Таким образом, запор масла обеспечивает зазор 5-10 мм между упором внутри бесштоковой полости и хвостовиком штока.
Замедлительный клапан
Устройство обеспечивает плавное опускание под воздействием веса оборудования и трактора на шток цилиндра, исключая резкое падение навески с присоединённым оборудованием. Клапан выполнен в виде штуцера с дроссельным отверстием, в котором установлена шайба. С одной стороны, движение шайбы ограничивает бурт корпуса, с другой стороны — три штифта, запрессованных под углом 120°. При опускании навески под тяжестью навешенного оборудования, масло выходящее под давлением из штоковой полости прижимает шайбу 4 к бурту корпуса 5 и имеет возможность проходить только через дроссельное отверстие значительно замедляя скорость опускания. В случае, когда направление потока масла меняется шайба прижимается к штифтам 6, образуя достаточный зазор для прохода рабочей жидкости в режиме подъёма гидроцилиндром.
Новые образцы силовых цилиндров Ц 100-200 не отличаются принципом работы. В конструкции нет стяжных шпилек во всю длину цилиндра. Части цилиндра собираются непосредственным накручиванием нижней и верхней крышек на корпус цилиндра, либо затяжкой болтов в верхней крышке к оборудованному на корпусе крепёжному фланцу. Новые модификации, за счёт упрощения конструкции, имеют меньшую массу, ресурс узлов повышен в результате использования полиуретановых уплотнителей, имеющих высокую износостойкость.
Типичные поломки
Признаками плохого технического состояния узла являются низкая подъёмная способность цилиндра, постоянная течь масла и плохая способность удержания навесного оборудования в поднятом положении.
По техническим требования завода производителя цилиндр считается исправным, если поднятая навеска с навешенным оборудованием весом 500 кг, в положении задвинутого штока ¾ рабочей длины, в течении 30 минут, даёт опускание оборудования не больше 25 мм выхода штока.
Основными причинами выхода из строя узла являются:
- прогиб рабочего штока
- износ уплотнительных элементов
Относительный перекос деталей узла образованный изгибом штока провоцирует быстрый, неравномерный износ резиновых колец поршня и уплотнителей места выхода штока, что проявляется непродолжительной исправной работой цилиндра.
Износ уплотнительных колец поршня снижает производительность цилиндра в результате увеличения просачивания масла из полости нагнетания в полость сброса масла. Нарушения в уплотнениях стыков крышек с корпусом и штока с крышкой вызывает наружную течь масла, что также снижает производительность и вызывает дополнительный износ деталей узла в результате попадания абразивной пыли вовнутрь гидроцилиндра.
Основное действие твердых включений в масле приходится на зеркало цилиндра и поверхность рабочего штока, что в конце концов приводит к недопустимому износу, не позволяющему дальнейшую эксплуатацию узла. Кроме этого нужно понимать, что попадание абразива в масло гидравлики трактора также негативно будет влиять на ресурс всех узлов системы включая распределитель, гидронасос и регуляторы навески.
Для сохранения рабочего ресурса гидроцилиндра и повышения безопасности при транспортных переездах с навешенным оборудованием рекомендуется использовать механическое фиксирующее устройство задней навески, применение которого исключает нагрузку на цилиндр.
Особенности ремонта гидроцилиндра МТЗ 82
Для осуществления ремонта гидроцилиндра демонтаж узла можно осуществить двумя способами: при снятии правого колеса и правого топливного бака или через кабину при снятии водительского сидения через люк под ним.
Осуществив разборку важно провести дефектацию деталей узла. Особое внимание нужно обратить на выработку и состояние рабочей поверхности цилиндра и на степень износа штока. Не допускается эксплуатация цилиндра, на рабочей поверхности которого выявлены раковины, задиры или участки с неравномерным износом. При выявлении выработки цилиндрической поверхности штока больше 0,1-0,2 мм — деталь заменяют новой. Так же замена штока или его корректировка осуществляется при выявлении прогиба детали более 0,1 мм. Не допускается нарушения резьбы в монтажных отверстиях деталей узла и элементах соединения цилиндра с магистралью гидросистемы. Все уплотнительные элементы узла при осуществлении ремонта рекомендуется заменить новыми.