/Y

Схема трансмиссии тракторов Беларус МТЗ 82(80)

Трансмиссия трактора выполняет функцию передачи мощности от двигателя, с последующим преобразованием крутящего момента и формированием передаточного числа вращения согласно выбранной скорости движения на ведущие колёса ходовой части, а также осуществления отбора мощности для привода дополнительного оборудования. МТЗ 80(82) конструкцию трансмиссии получили от своего — предшественника МТЗ 50(52), где узлы являются взаимозаменяемыми.

схема трансмиссии МТЗ 82

Состав трансмиссии МТЗ 82

Система состоит из комплекса узлов, скреплённых болтовым соединением литых корпусов в единый блок, который одновременно выполняет функцию остова трактора вместе с передней балочной полурамой. Механизмы трансмиссии смазываются естественным разбрызгиванием масла при рабочем вращении деталей.

трансмиссия МТЗ 80
Транссмисия трактора МТЗ 80 в сборе

В трансмиссию трактора МТЗ 80 82 входят следующие узлы:

таблица взаимодействия шестерён
Таблица взаимодействия шестерён механизмов трансмиссии МТЗ 82

Соединение трёх частей трансмиссии трактора МТЗ 80(82) (промежутки, КПП и заднего моста) образуют единую масляную ванную, обеспечивающую смазку узлов. Заправка осуществляется через пробку верхней крышке КПП — в кабине трактора в объёме 40 литров трансмиссионного масла марок ТАп-15В, ТСп-10, ТСп-15К или ТАД-17 до уровня контрольного отверстия с правой стороны картера КПП. Контролируют уровень при проведении ТО 2 через каждые 500 часов наработки, замену масла осуществляют при сезонном обслуживании.

Промежуточная часть

Узел расположен между двигателем и коробкой передач. Картер узла разделён на сухой и мокрый отсеки. Передняя часть узла соединена с плитой дизеля, задняя с передней частью КПП.

промежуточная часть трансмиссии МТЗ 80
промежуточная часть

Сцепление

Механизм сцепления – сухая постоянно замкнутая однодисковая муфта, предназначена для разрыва потока мощности от дизеля при переключении скоростей в коробке передач. Муфта расположена в сухом отсеке корпуса промежуточной части трансмиссии и взаимодействует с маховиком двигателя.

 Силовая передача

В отсеке промежуточной части, смазываемым маслом, находится: вал силовой передачи связанный со ступицей корзины сцепления и двухступенчатым понижающим редуктором КПП, вал привода независимого ВОМ, двухскоростной редуктор независимого ВОМ. А также в отсеке установлен привод насоса гидросистемы от силового вала через промежуточную шестерню.

Коробка передач

КПП — механическая, обеспечивает 18 передач переднего и 4 заднего хода, установлена между корпусами промежуточной части и задним мостом. Узел выполняет функцию формирования передаточного числа крутящего момента в соответствии с включённой скоростью водителем трактора и передачей вращения на мосты трактора. В состав коробки входит:

  • первичный и вторичный валы
  • промежуточный вал с проходящим внутри валом привода независимого ВОМ
  • дополнительный вал с блоком задних передач
  • механизм переключения передач

При наличии переднего ведущего моста КПП трактора оборудуется дополнительно раздаточной коробкой, устанавливаемой с правой стороны корпуса КПП и получающей привод через промежуточную шестерню от шестерни вторичного вала. С помощью редуктора осуществляется отбор крутящего момента от КПП, обеспечивается включение и отключение привода ПВМ, а также выбор режимов его работы «принудительный» « автоматический». С левой стороны КПП при необходимости устанавливается редуктор ходоуменьшителя, который даёт трактору дополнительные сверхмалые технологические скорости. А также в левый люк возможна установка  редуктора бокового ВОМ для привода навесных машин с боку трактора.

Задний мост

Узел обеспечивает привод задних колёс трактора с учётом угловых скоростей колёс при осуществлении поворота за счёт встроенного дифференциала, а также блокирование дифференциала в случае буксования при движении по бездорожью и переувлажнённым почвам, в том числе и в составе с почвообрабатывающими агрегатами. Механизм узла состоит из:

  • конической пары шестерён с винтовыми зубьями главной передачи
  • дифференциала закрытого типа с четырьмя коническими сателлитами
  • конечными передачами, выполненными в виде пар цилиндрических шестерён

Дополнительно в задней части корпуса моста установлен планетарный редуктор заднего ВОМ, привод которого проходит от КПП  через всю нижнюю внутреннюю часть картера. Сам привод обеспечивает передачу вращения в синхронном и независимом режимах с помощью переключения кулачковой муфты, входящей в его состав.

На наружных краях ведущих полуосей установлены фрикционные муфты тормозов с механическим приводом управления и муфта блокирования дифференциала с гидравлическим приводом управления.

Передний ведущий мост

Отличием трансмиссии МТЗ 82 от МТЗ 80 является дополнительно включённый в состав ведущий передний мост с механизмом привода. В привод моста состоит из раздаточной коробки с механизмом включения и переключения режимов работы ПВМ, промежуточная опора с предохранительной муфтой и карданные валы, передающие вращения от раздатки к опоре и от опоры к главной передаче ПВМ.

Передний мост портального типа в состав, которого входят:

  • коническая главная передача с винтовыми зубьями шестерён
  • самоблокирующийся дифференциал со встроенными муфтами повышенного трения
  • бортовые части выполнены в виде двух конических пар прямозубых шестерён

Верхние пары шестерён бортовых осуществляют передачу вращения от полуосей моста на вертикальные валы колёсных редукторов. Нижние пары от вертикального вала непосредственно на ведущие колёса через ведомую шестерню колёсного редуктора, связанную со ступицей колёса.

Также нужно отметить, что данная конструкция трансмиссии без изменений внедрена в модели тракторов тягового класса 1.4 т.с. МТЗ 800, 820, 90, 92, где все узлы имеют полную взаимозаменяемость. Остальной модельный ряд машин МТЗ данного тягового класса имеют тот же принцип распределения мощности и отличаются конструкцией ПВМ и коробки передач, где могут устанавливаться механические синхронизированные или гидромеханические КПП, а также более устойчивые к нагрузкам балочные передние мосты с планетарно-цилиндрическими бортовыми редукторами.

Ссылка на основную публикацию