Table of Contents
Модель трактора Беларус 1221 в соответствии с сегментацией выпускаемых машин заводом производителем по экологическому стандарту имеет шесть модификационных версий. Так машины МТЗ 1221, 1221.2, 1221.3 оснащены традиционной топливной системой в составе с плунжерным топливным насосом высокого давления. Трактора же модификаций МТЗ 1221.4, 1221.5, 1221.6 оборудованы топливной системой Common Rail c электронной подачей топлива, обеспечивающей III и IV уровни экологичности. В данном материале изложены состав и особенности традиционной системы питания трактора МТЗ 1221 в составе с ТНВД.
Схема и состав топливной системы
Топливная трактора является частью системы питания двигателя, в которую кроме ниже описанных узлов входят: воздушный фильтр; устройство предпускового подогрева воздуха (электофакельный нагреватель или свечи накала); предварительный охладитель нагнетаемого в цилиндры воздуха (интеркуллер); турбокомпрессор для нагнетания под давлением воздуха в цилиндры; выхлопная труба, с предусмотренной конструкцией в системе питания, узла каталитической нейтрализации недогоревшего топлива в выхлопах.
Топливная система состоит:
- рычажно-тяговых механизмов управления
- части низкого давления, куда входят топливный бак, фильтры грубой и тонкой очистки
- часть высокого давления с ТНВД, соответствующие трубопроводы высокого давления и распыляющие форсунки
Топливный бак
Ёмкость традиционно размещена под кабиной, с объёмом заправки 135 литров. На тракторах МТЗ 1221 с гидроподъёмником, в виду отсутствия гидроцилиндра под кабиной гидроцилиндра подъёма задней навески, (где подъём осуществляется гидроцилиндрами в составе гидроподъёмника, размещённого на задней стенке корпуса заднего моста), устанавливается бак с единым объёмом. Данный бак также устанавливают на трактора МТЗ 82П, 900, 920, 950, 952, 1025. (каталожный номер 1221-1101510, длина 980 мм , ширина 830 мм, высота 380 мм).
На ранних версиях Беларус 1221 с гидроцилиндром подъёма задней навески под кабиной установлен стандартный сдвоенный бак 85-1101020 с общей ёмкостью 130 литров, устанавливаемый на трактора МТЗ 82.1, 80.1. Для увеличения запаса топлива трактор может быть дооборудован дополнительным баком с правым боковым размещением объёмом от 100 до 160 литров.
Фильтры топлива
Топливный фильтр-отстойник грубой очистки выполняет функцию удаления взвешенных в диз. топливе крупных механических частиц и отделения попавшей воды. Узел запитан трубопроводом низкого давления, идущим от бака, и выходным штуцером направляет очищенное топливо к фильтру тонкой очистки. Грубый фильтр оборудован фильтрующей сеткой и колбой-отстойником, через кран которого, в нижней его части, периодически через каждые 125 часов работ сливается отстой топлива. Узел своей конструкцией абсолютно одинаков с узлами, устанавливаемыми на дизеля других моделей тракторов Беларус.
Топливный фильтр тонкой очистки обеспечивает отделение от топлива мелкодисперсных загрязнений. Узел оборудован сменными бумажным фильтрующим элементом под каталожным номером 240-1117030, который используется в топливных системах основного модельного ряда тракторов МТЗ. Выходящий трубопровод узла соединён с запитывающим штуцером ТНВД дизеля. На трактора 1221 устанавливают фильтры как однокамерные, так и двухкамерные с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.
Промывку обоих топливных фильтров тонкой и грубой очистки, а также замену бумажного фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки осуществляется через каждые 1000 часов.
Топливный насос высокого давления
На самых ранних версиях МТЗ 1221 устанавливались топливный двухсекционный насос распределительного типа (пучкового типа) марки 26.111003-10, где каждая секция из двух обеспечивала давлением по три форсунки (диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 8 мм). Давления начала впрыска форсунки в системе с данным насосом настраивалось в пределах 17,5 -18,2 мПа. В последствии производитель перешел на комплектацию двигателей МТЗ 1221 рядными ТНВД, которые показали высокую техническую живучесть с обеспечением более высоких рабочих характеристик.
На сегодня двигатели данного трактора комплектуются рядными шестисекционными ТНВД чешской марки «Моторпал» PP6M10P1f-3492 или российской «ЯЗДА» 363.1111003-40.03 (363.1111005-40.02), где каждая отдельная секция работает на одну форсунку (диаметр плунжера 10, ход плунжера 12 мм). Также в комплектации тракторов встречаются ранее производимые рядные насосы Ногинского Завода Топливной Аппаратуры (НЗТА) по маркой 627.1111005.00. Все насосы оборудованы ручной подкачивающей помпой поршневого типа для заполнения системы топливом и удаления воздуха.
Все вышеуказанные узлы имеют схожую конструкцию, обеспечивают механическую корректировку подачи топлива во всех режимах работы дизеля с автоматическим обогащением и пневматическим противодымным корректированием.
Мембранный датчик пневмокорректора насоса реагирует на работу двигателя путём воздействия давления воздуха во всасывающем коллекторе и давления масла в масляной магистрали дизеля. Коррекция осуществляется тягой, связанной одним концом с мембраной корректора, а другим — с рейкой насоса, изменяющей количество подаваемого секциями топлива к форсункам.
Распыляющие форсунки
На дизель Д-260 в соответствии с количеством рабочих цилиндров установлены шесть форсунок впрыска топлива закрытого типа ФДМ-22. Стандартно двигатель комплектуется форсунками марки 171-1112010-01 с пятью дырчатыми распылителями марки «171-01» (диаметр иглы 6 мм, диаметр сопловых отверстий 0,32 мм) производства Алтайского Завода Прецизионных Изделий (АЗПИ).
Органы управления подачей топлива
Управление подачей топлива осуществляется ручным рычагом для установки фиксированных технологических оборотов двигателя, ножную педаль используют для управления подачей в транспортном режиме работ. Тросовый тип привода в механизме управления обеспечивает установку стабильных оборотов дизеля, за счёт исключения влияющих зазоров в шарнирных сочленениях тяг привода на стабильность подачи топлива.
Параметры регулировки топливной системы
Для обеспечения максимально эффективного сгорания топлива в цилиндрах и создания допустимых термодинамических рабочих условий двигателю, при которых силовой агрегат выдает расчётную мощность и КПД топливная система дизеля строго настраивается в соответствии с параметрами, указанными в технической документации к трактору или мотору.
Настройка ТНВД
Настройка узла осуществляется специалистами топливщиками на специализированных стендах с учетом всех режимов работы дизеля и одновременной настойкой равномерности подачи топлива к каждой отдельной форсунке. Полную наладку осуществляют после ремонта, либо замены деталей плунжерных секций насоса или всережимного регулятора, а также проверку работы ТНВД проводят через 2000 часов наработки дизеля.
Параметр | значение | |
Моторпал PP6M10P1f-3492 дизель Д-260.2 | ЯЗДА 363.1111005-40.02 | |
Цикловая подача топлива по магистралям высокого давления при пуске дизеля на частоте 100 об/мин в мм³/цикл | Не менее 150 | Не менее 140 |
Номинальная частота вращения кулачкового вала ТНВД об/мин | 1050+/-10 | 1050+/-10 |
Средняя цикловая подача при номинально частоте вращения мм³/цикл | 80+/-2 | 70+/-2 |
Неравномерность подачи топлива по секциям при номинальной частоте вращения, % | Не более 6 | Не более 6 |
Частота вращения начала действия регулятора об/ мин | 1080+/-10 | 1075+/-10 |
Полное отключение подачи топлива регулятором при частоте вращения об/мин | Не более 1170 | Не более 1150 |
Средняя цикловая подача топлива при частоте вращения об/мин в мм³/цикл: 800+/-10 500+/-10 |
83+/-2,5 70+/-3,5 |
80…86 72…79 |
Давление начала срабатывания пневмокорректора /и конца срабатывания мПа | 0,005…0,01 0,025…0,03 | 0,01…0,02/ 0,02…0,03 |
Цикловая подача при частоте вращения 500 об/мин и отсутствии давления наддува мм³/цикл | 55…64,5 | 66…74 |
Параметры настройки угла опережения впрыска
Согласно регламента обслуживания трактора проверку и настройку угла опережения впрыска осуществляют через каждые 2000 часов наработки трактора. Правильная настройка момента впрыска обеспечивает должное смесеобразования в пик такта сжатия работающего цилиндра и оптимальные условия для воспламенения и полного сгорания топлива.
Марка дизеля | Значение угла опережения впрыска |
Д-260.2 с ЯЗДА 363-40 | 20+/-1° |
Д-260. 2S c ЯЗДА 363-40 | 15+/-1° |
Д-260.2 и Д260.2S c Моторпал PP6M10P1f | 16+/-1° |
Д-260.2S2 с ЯЗДА 363-40.02Т | 6+/-0,5° |
Давление срабатывания форсунки
Соответствующее техническим параметрам завода производителя давление срабатывания распылителя форсунки обеспечивает должное качество и скорость распыла дизельного топлива в камере сгорания. Настройку осуществляют через каждые 1000 часов наработки дизеля, а также при замене распылителей или обслуживании форсунки.
Марка дизеля | Давление начала срабатывания форсунки |
Д-260.2, Д-260.2S | 21,6+/-0,8 мПа (220,8+/-8 кгс/см²) |
Д-260.2S2 | 24,36+/-1 мПа (240+/-12 кгс/см²) |
Все значения параметров настройки топливной аппаратуры, указанные в статье взяты из технической документации завода производителя трактора МТЗ 1221.