Table of Contents
Трактор Беларус за более сорокалетний период производства претерпел ряд изменений в интерьере кабины в связи с модернизацией машины и усовершенствованием системы контроля за работой механизмов и узлов, а также вследствие повышения эргономических качеств рабочего места водителя. Говоря об оснащении МТЗ 80(82) контрольно-измерительными датчиками нужно отметить, что трактор в зависимости от года выпуска укомплектовывается тремя вариантами приборных щитков являющихся неотъемлемой частью системы управления.
Панель старого образца
Данный щиток приборов (с каталожным артикулом 70Л- 3801010 для трактора с пускачём и 70-3801010 со стартерным пуском) устанавливался с 1974 года на МТЗ 80(82) с малой кабиной. Узел представляет собой корпус из листового металла с проёмом под ось руля.
В передней части на малой наклонной плоскости размещены слева направо отдельные механического типа датчики-указатели:
- температуры охлаждающей жидкости УК133-В
- амперметр АП110
- давления воздуха в пневмосистеме МД 226
- давления масла в двигателе МД 219
- тахоспидометр ТХ-135
- дополнительно на отдельном кронштейне с правой стороны прикреплён датчик уровня топлива в баке УБ 126.
На большой горизонтальной площади размещены ряд цветных сигнализирующих ламп, прикрытых щитком в положении слева направо:
- включения массы
- включения сигнала поворота
- включения дальнего света фар
За лампами, ближе к водителю размещён ряд переключателей:
- тумблер дальнего и ближнего света
- тумблер сигнала поворотов
- кнопка звукового сигнала
По правую сторону места для руля размещены:
- элемент ПД 50В(20) для контроля за степенью накала спирали электрофакельного подогревателя
- переключатель управления стартером(23).
В задней торцевой части щитка под крышкой находится блок плавких предохранителей электросистемы трактора и рукоятка переключателя режимов света фар.
На сегодня аналоги этой панели производятся различными производителями, которые могут отличаются дополнительным оборудованием кнопки аварийной остановки и электро-фитиля прикуривателя.
Панель для МТЗ с большой кабиной
Начиная с 1980 года трактора Беларус МТЗ 80(82) стали укомплектовывать большой обзорной кабиной. В данной сборке начали устанавливать другую панель индифицируемую каталожным артикулом 80-3805010-Д1 с автономными контрольно-измерительными приборами (с щитком приборов 80-385021-01) , которую впоследствии устанавливали на марки тракторов МТЗ 100(102), 1221.
Щиток изготовлен из композитного пластика, устанавливается сверху на общий корпус приборов управления и представляет собой единую наклонную плоскость с отверстием под рулевое колесо. Под передней фронтальной крышкой щитка в отдельном отсеке смонтированы три блока с плавкими предохранителями.
Сигнальные лампы панели
Верхняя часть щитка приборов оборудована блоками сигнализирующих ламп (БКЛ 3803-03 и БКЛ 3803-01), которые указывают на состояние работы систем трактора или отдельных узлов.
- 1 и 14 кнопки для проверки работы контрольных ламп. В исправном состоянии при нажатии кнопок все лампы должны гореть.
- Лампа 2 сигнализирует загрязнённость воздушного фильтра. При недопустимой засорённости горит оранжевым цветом.
- 3- резервная лампа.
- 4 Лампа, контролирующая запуск дизеля (При повороте тумблера управления стартером в первое положение для пуска двигателя, при этом лампа загорается оранжевым цветом, что означает об исправной системе пуска.) Мигающая лампа с частотой 1,5 Гц -это означает, что рычаг КПП не занимает положение «Нейтраль» или обнаружена неисправность в цепи выключателя блокировки пуска дизеля. При частоте мигания лампы 3 Гц говорит о неисправности цепи обмотки генератора.
- 5- сигнализация контроля работы электрофакельного подогревателя. С включённой системой подогрева лампа будет гореть оранжевым цветом. По истечении 30 минут лампа начнёт мигать, сигнализируя о готовности двигателя к пуску.
- 6 красная лампа аварийного давления в системе ГОРУ, загорается при недопустимом падении давления.
- 7-резервная.
- 8 – синий индикатор работы дальнего света фар.
- 9 –контрольная лампа работы блокировки дифференциала.
- 10 –резервная.
- 11 зелёный указатель работы сигнала поворотов трактора.
- 12 зелёный указатель работы сигнала поворотов прицепа.
- 13 красный индикатор стояночного тормоза
Автономные приборы панели
Датчики размещены с левой стороны плоскости щитка:
- указатель температуры охлаждающей жидкости ЭИ 8008-03 с сигнальной лампой аварийного повышения температуры
- указатель уровня топлива в баке ЭИ 8007-2
- указатель напряжения в электросети трактора ЭИ 8006-2
- указатель давления масла в дизеле ЭИ 8009-9 с сигнальной лампой аварийного давления в системе смазки
- указатель давления воздуха в пневмосистеме ЭИ 8009-11
Тахоспидометр
Устройство АР70.3813 размещёно с правой стороны щитка с расположенным ниже пультом настройки АР70.3709-01. В дисплей датчика состоит из ряда указателей:
- цифровой указатель скорости 6 движения машины от 0 до 50 км/ч на одном дисплее 7 с счётчиком моточасов
- стрелочный указатель 8 со шкалой 1 часты вращения коленвала дизеля от 0 до 3500 об/мин.
- светодиодная шкала 4 с указанием частоты вращения двухскоростного независимого ВОМ 2,3 трактора
- цифровой счётчик 5 общего времени работы дизеля от 0 до 9999 моточасов
Параметры программирования тахоспидометра устанавливаются заводом производителем в соответствии с маркой трактора, радиусам качения задних ведущих колёс и марки дизеля. Перенастройка тахоспидометра необходима только при смене размера задних колёс. При необходимости полного перепрограмирования датчика настройку осуществляют согласно инструкции в соответствии с табличными данными.
Ряд тумблеров
Переключатели размещены в нижней левой части панели:
- включатель сигнализации аварийной остановки 245.3710,
- переключатель света с двумя положениями(I- включена подсветка панели, II- дополнительно включены дорожные фары машины) П147М-04.29,
- переключатель стеклоомывателя П150М-14.10,
- включатель предпускового электрофакельного подогревателя П150М-19.44.
В правом нижнем углу щитка размещён включатель 1202.3704-03 щитка приборов и стартера с гнездом под ключ. Кроме этого, в комплект входит выносной рычажный переключатель световых сигналов поворотов, дальнего-ближнего света и звукового сигнала с кронштейном для монтажа на рулевой колонке. Остальные переключатели вынесены на отдельную верхнюю панель у передней части потолка кабины.
Панель с комбинированным датчиком
Современная версия щитка приборов с каталожным номером 80-3805010-Д1-01(с щитком приборов 80-385021-Б) устанавливается на поздних версиях модификаций тракторов МТЗ 80.1(80.2, 82.1, 82.2), а также на основную массу модельного ряда тракторов Минского Завода — МТЗ — 1221, 1025, 952, 892, 1523, 1021 и других современных моделях.
Панель имеет аналогичную конструкцию и размещение — сигнализирующих ламп, тумблеров, тахоспидометра и отличается от щитка с автономными датчиками заменой всех датчиков одним комплексным прибором КД 8071-3 комбинация приборов (АР 71.3801-01), включающим в себя стрелочные шкалы указывающие:
- температуру жидкости 1 с сигнальной лампой аварийного значения
- уровень топлива 4
- давление масла 2 в двигателе с сигнальной лампой аварийного значения
- давление воздуха 3
- напряжение в электросети 5
Дополнительно в комплектации щитка с комбинированным прибором встроена система звуковой сигнализации — зуммер для оповещения при аварийном снижении давления масла или недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости в дизеле.