/Y

Особенности устройства и регулировки вала отбора мощности МТЗ 1221

Вал отбора мощности является частью трансмиссии, обеспечивающий привод используемых в агрегате с трактором машин. Мтз 1221 имеет схожую конструкцию ВОМ с трактором Беларус МТЗ 82, где его независимый привод организован от муфты сцепления и проходит через три части трансмиссии (промежутку, КПП и задний мост), а синхронный привод от шестерни промежуточного вала КПП со стороны соединения с задним мостом. Редуктор включения размещён в нижней части корпуса заднего моста и выходит приводным шлицевым хвостовиком наружу задней стенки моста.

вом мтз 82

В материале изложены особенности, виды конструкций механизмов вала отбора мощности трактора Беларус 1221 и его модификаций.

Особенности конструкции ВОМ Беларус 1221

Учитывая, что данный трактор является более усовершенствованным в части эргономики управления МТЗ 1221 имеет ряд отличий в сравнении с устройством в механизмах вала отбора мощности МТЗ 82, а также присутствуют отличия конструкции непосредственно в ряде выпускаемых модификаций данной машины.

Основным отличием от МТЗ 82 является усовершенствованная система управления, где включение ВОМ осуществляется не механически — системой тяг и рычагов, а встроенным гидроцилиндром, взаимодействующим также с тормозными лентами планетарного редуктора ВОМ через систему рычагов. Давление на цилиндр подаётся от гидросистемы трансмиссии, через управляемый тягой золотник отдельного распределителя. Также по заказу управление может быть организовано в составе электронной системы управления трактором отдельной клавишной кнопкой на боковой панели управления, где давление на гидроцилиндр в приводе управления заднего ВОМ подаётся встроенным распределителем с электромагнитным клапаном.

схема ленточного вом мтз 1221
схема ленточного ВОМ

Касаемо отличий устройства среди модификаций трактора нужно отметить, что машины 1221.2, 1221.3, 1221.4 оснащены планетарным редуктором заднего вала отбора мощности с ленточными тормозами, а последние модификации 1221.5, 1221.6 оснащаются редуктором с гидроподжимными дисковыми муфтами.

Самая современная модификация 1221.6 с комплексной электронной системой управления КЭСУ оборудована диагностирующими индикаторами работы ВОМ, кнопкой аварийной остановки ВОМ и автоматическим отключением его привода при остановке дизеля.

трактор беларус мтз 1221.6
Трактор МТЗ 1221.6 с передним ВОМ

Вместе с тем все версии трактора по заказу могут оснащаться передним ВОМ, также управляемым распределителем с электромагнитным клапаном через кнопку на боковом пульте управления в кабине.

Устройство независимого привода

В данном режиме вращение передаётся постоянным потоком при работающем двигателе трактора. Мощность отбирается непосредственно от ступицы нажимного диска сцепления и входящего в её шлицы вала привода ВОМ.

Посаженный на силовой вал трубчатый вал привода ВОМ выполнен заодно целое с двумя цилиндрическими ведущими шестернями двухскоростного редуктора независимого режима. Обе ведущие шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведомыми цилиндрическими шестернями, размещенными на отдельном валу. Переключение скорости вращения привода (540 или 1000 об/мин) осуществляется зубчатой муфтой, организованной между двумя ведомыми шестернями путём её осевого перемещения через вилку и поводок, выведенный наружу промежуточного корпуса. Далее привод передаётся валом, проходящим через трубчатый промежуточный вал коробки передач. Шлицевой выход вала взаимодействует с кулачковой муфтой переключения режимов привода и при включении зацепления передаётся по валу, размещённому на подшипниковой опоре в перегородке корпуса заднего моста, обеспечивая привод управляемому планетарному редуктору заднего ВОМ.

схема трансмиссии мтз 1221
Схема трансмиссии МТЗ 1221

Устройство синхронного привода

Данный режим привода передаёт вращение только при движении трактора со скоростью вращения соединительного шлицевого хвостовка заднего ВОМ 4,87 оборотов на 1 метр пути машины (при установленных задних шинах 18.4R38). Непосредственный привод синхронного режима осуществляется от шестерни на промежуточном валу КПП, взаимодействующей с планетарным редуктором включения ВОМ при соответствующем переключении кулачковой муфты. Использование данного режима привода рекомендуется при скорости движении трактора не больше 8 км/час.

Ленточный редуктор ВОМ

Устройство планетарного редуктора с ленточными тормозами заднего ВОМ трактора МТЗ 1221 не отличаются от устанавливаемого на трактора Беларус 82(80), принцип работы и сборочный порядок абсолютно одинаков.

редуктор вом МТЗ 1221
редуктор вом с ленточными тормозами

Небольшие различия заключаются в конструкции посадки вала редуктора и некоторых мелких сборочных единиц, учитывая, что передаваемая мощность на привод дизелем Д-260 гораздо выше, в сравнении с четырёхцилиндровым Д-240 (243) трактора МТЗ 82. (Каталожный номер узла для беларус 1221 по заводскому каталогу -1221-4202010-А , для МТЗ 80,82 – 85-4202010).

Функция редуктора заключается в остановке и запуске вращения приводного заднего хвостовика при включённом режиме привода. Управление осуществляется работой планетарного механизма узла путём переключения двух тормозных лент, одна из которых установлена на барабане водила другая на барабане солнечной шестерни планетарки.

редуктор вом

Для включения вращения тормозная лента на барабане солнечной шестерне затормаживается, а на водиле отпускается. Таким образом, коронная шестерня зубцами своего внутреннего венца, вращая сателлиты на осях водила, заставляет их обкатываться о венец заторможенной солнечной шестерни, обеспечивая передачу вращения на само водило и жёстко установленный в шлицы его ступицы вал редуктора.

редуктор вом

В обратной ситуации, когда солнечная шестерня освобождена, а водило вместе с валом привода заторможено — вращение от коронной шестерни через сателлиты передаётся на солнечную шестерню обеспечивая ей холостое вращение вместе с одноимённым расторможенным барабаном.

вал привода вом
вал привода ВОМ с коронной шестерней планетарного механизма и кулачковой муфтой переключения режимов

Дисковый ВОМ

В усовершенствованных версиях МТЗ 1221.5, 1221.6 установлен планетарный редуктор включения с гидроподжимными фрикционными дисковыми муфтами (номер редуктора по каталогу 1025-4202020).

дисковый редуктор ВОМ МТЗ 1221
планетарный редуктор ВОМ с дисковыми муфтами

Конструкция редуктора выполнена таким образом: муфта водила связана своими ведущими дисками с корпусом редуктора, а ведомыми – с зубчатым венцом муфты, изготовленным заодно целое с солнечной шестерней. Вторая муфта ведущими дисками с зубчатым венцом муфты на валу редуктора, а ведомыми дисками с крышкой редуктора.

Принцип работы редуктора остаётся тем же. При затормаживании солнечной шестерни сателлиты, вращаясь под действием коронного венца привода обкатываются по статичному заторможенному венцу солнечной шестерни увлекают за собой водило вместе с валом редуктора обеспечивая вращение шлицевому соединительному наружному хвостовику. Торможение солнечной шестерни обусловлено соединением дисков муфты со статичным корпусом редуктора.

При подаче давления на муфту вала, водило посаженное на его шлицы тоже останавливается и привод вала прекращается. Вращение от коронной шестерни вращает сателлиты вместе с расторможенной солнечной шестерней в холостую. Остановка обеспечивается соединением муфтой вала и крышки редуктора.

Подшипники механизмов привода и редукторов ВОМ МТЗ 1221

Место установкиНомер подшипникаРазмеры

D наружный Ø

d — внутренний Ø

H – высота мм

Планетарный ленточный редуктор
Внутренняя опора вала редуктора в валу привода208АD-80, d-40, H-18
Опоры солнечной шестерни с барабаном209А 2штD-85, d-45, H-19
Наружная опора вала редуктора60310АD-110, d-50, H-27
Подшипники сателлитов планетаркиКК20Х26Х36Е 6 штРоликовый игольчатый
Подшипники планетарного редуктора с дисковыми муфтами
Внутренняя опора вала редуктора208АD -80, d-40, H-18
Подшипники оси сателлитовSKF K20X26X17

6 шт

Роликовый игольчатый
Опора ведущей части муфты солнечной шестерни309КD-100, d-45, H-25
Наружная опора вала редуктора60310АD-110, d-50, H-27
Подшипники привода ВОМ в трансмиссии
Опора приводного вала в корпусе заднего моста от кулачковой муфты210 АУШ1D-90, d-50, H-20
Опоры ведомых шестерён двухскоростного редуктора независимого режима в промежуточной части трансмиссии664910 Е

-2 шт

D-60, d-52, H-39

Двухрядный, игольчатый

Передняя и задняя опоры ведомого вала двухскоростного  независимого режима209А -2штD-85, d-45, H-19
Передняя опора ведущего вала двухскоростного редуктора в перегородке корпуса сцепления115К5D-115, d-75, H-20
Опора ведущего вала двухскоростного  редуктора76-1000921D-145, d-105, H-20

Управление валом отбора мощности МТЗ 1221

Перед началом работ с приводным оборудованием нужно изучить технические требования к агригатированию используемого оборудования с трактором. Привести в соответствие приводные шлицевые хвостовики с учётом режимов и скоростью вращения привода. Установить соответствующую скорость привода.

Для индикации работы ВОМ тахоспидометр на панели управления трактора вместе с стрелочным указателем частоты вращения коленчатого вала дизеля, дисплеем счетчика моточасов и скорости движения оборудован двумя шкалами частоты вращения вала отбора мощности в режимах скорости 540 и 1000 об/мин. Считывание сигналов для отображения частоты вращения ВОМ производится датчиком на редукторе заднего ВОМ, либо при его отсутствии считывание данных для индикации оборотов происходят из фазной обмотки генератора.

В системе управления валом отбора мощности присутствуют следующие сегменты управления:

  • Режим привода — синхронный или независимый,
  • Скорость вращения независимого привода (540 или 1000 об/мин).
  • Включение и выключение привода

Выбор режима привода

Орган управления режимами работы привода размещён у основания сидения водителя в виде рукоятки передвигающейся в горизонтальной плоскости поперёк оси движения трактора. Рукоятка переключения режимов работы имеет три положения:

  • Крайнее правое положение «включён независимый режим»
  • Крайнее левое положение рукоятки «включён синхронный режим»
  • Среднее положение нейтральное — «режимы выключены»

переключение режимов работы вом

Также в некоторых версиях Беларус 1221 переход режимов осуществляется вертикальным перемещением рукоятки, где средне является нейтральным, верхнее — независимым, нижнее — синхронным.

органы управления вом мтз 1221

Синхронный режим включают только из нейтрального положения, при работающем дизеле на низших передачах второго или первого диапазона в движении трактора. Переключение в нейтральное положение производят аналогично. Переход на независимый режим производят также с нейтрального положения рычага переключения режимов только при заглушенном дизеле. Аналогично производят перевод в нейтраль.

Управление приводом

Включение или выключение привода производят только при установленном режиме привода ВОМ — «синхронном или независимом». Во избежание поломки кулачковой муфты переключения режимов запрещено включать ВОМ в нейтральном положении рукоятки управления режимами. Включение и выключение привода осуществляют при работающем дизеле в режиме оборотов 1000-1100 об/мин.

органы управления вом мтз 1221
тяга включения ВОМ

Рукоятка управления редуктором ВОМ имеет два положения:

  • Крайнее верхнее положение — «ВОМ включён»
  • Крайнее нижнее — «ВОМ выключен»
кран включения вом мтз 1221
кран-распределитель управления вом мтз 1221

Выбор скорости вращения независимого режима

Орган переключения скорости вращения независимого режима работы находится на корпусе промежуточной части трансмиссии в виде фиксируемого поводка болтом. Для установки нужной скорости ослабляют болт и устанавливают поводок в соответствующее выбранной скорости положение.

  • Скорость в 540 об/мин соответствует крайнему положению поводка против часовой стрелки
  • Скорость на 1000 об/мин крайнему положению поводка по часовой стрелке
схема переключения скорости вращения вом
Переключение скорости независимого режима ВОМ 540-1000 об/мин.

Установленная скорость вращения всегда должна соответствовать используемому приводному хвостовику и техническим требованиям приводной агрегатируемой машины.

При эксплуатации трактора без использования вала отбора мощности рекомендуется устанавливать скорость независимого режима на 540 об/мин, при этом рукоятка режимов привода должна быть в нейтральном положении, тяга включения заднего ВОМ в нижнем выключенном положении или кнопка управления на пульте в положении «выключено», на хвостовик установлен защитный колпак.

Сменные хвостовики

Редуктора вала отбора мощности комплектуются сменными шлицевыми хвостовиками на 6, 8 или 21 шлиц, где хвостовики на 6 и 8 шлицов используются для силового режима привода со скоростью вращения 540 об/мин, на 21 шлиц — для привода высокой мощности с вращением 1000 об/мин.

замена хвостовика вом
Замена хвостовика вала отбора мощности МТЗ 1221

Замена осуществляется снятием крышки хвостовика при откручивании четырёх болтов и шести ботов поджимающей пластины, после чего меняется хвостовик в торцевой шлицевом посадочном месте вала редуктора. При сборке болты крепления пластины и крышки затягиваются с моментом 40 – 50 Н.м.

Регулировка редуктора ВОМ

Признаками необходимости настройки привода управления редуктором ВОМ и его тормозных лент является пробуксовка тормозных лент и несоответствующий вылет штока цилиндра в приводе включения, где нормальный вылет в положении «выключено» должен быть 41 мм, в положении «включено» — 64 мм.(расстояние А на схеме). При достижении вылета штока во включённом положении больше 80 мм и выключенном менее 32 мм необходимо провести регулировку зазора ленточных тормозов редуктора.

регулировка вом мтз 1221

Внешняя регулировка

Первичную внешнюю регулировку осуществляют при установленном нейтральном положении рычага выбора режима привода заднего ВОМ, при работающем дизеле.

  1. Тягу включения связанную с золотником распределителя управления редуктором заднего ВОМ в кабине  устанавливают в положение «включено» — в крайнее верхнюю позицию.
  2. Снимают фиксирующий болт и пластину с торца эксцентрикового регулировочного вала на редукторе.
  3. Гаечным ключом (на 14 мм) поворачивают эксцентриковый вал по часовой стрелке на угол 30°. (Таким образом, посаженые на вал подвижные рычаги изменят натяжение лент.)
  4. После настройки устанавливают фиксирующие пластину и болт в торце регулировочного вала.
  5. Аналогично производят настройку привода включения в выключенном положении.

 Внутренняя регулировка

Если регулировка не позволяет установить допустимый вылет штока цилиндра, а лыска эксцентрикового регулировочного вала в результате настройки переместилась из своего правого вертикального положения в крайнее левое производят внутреннюю регулировку тормозных лент.

регулировка вом мтз 1221
регулировка тормозных лент ВОМ
  1. Рычаг управления задним валом отбора мощности в кабине трактора устанавливают в крайнее верхнее положение «включено».
  2. Глушат дизель.
  3. Снимают фиксирующие болт с пластиной с торца эксцентрикового вала.
  4. Устанавливают вал в исходное положение с лыской в крайней правой позиции.
  5. Снимают крышку заднего моста для доступа к регулировочным винтам тормозных лент редуктора.
  6. Фиксируют прутком 8 мм, либо болтом, рычаг вала управления тормозных лент, совместив отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
  7. Расшплинтовывают фиксирующую пластину с регулировочных винтов.
  8. Поочерёдно, регулировочные винты заворачивают до упора с моментом 8 -10 Н.м, а после отворачивают на 1,5 -2 оборота.
  9. Зашплинтовывают фиксирующую винты пластину.
  10. Освобождают рычаг на валу управления лентами.
  11. Запускают дизель и проверяют работу привода управления редуктором ВОМ.

Давление в системе управление должно быть не менее 1 мПа (10 кгс/см²). Размер вылета штока цилиндра должен соответствовать во включённом положении 64+/-2 мм, в выключенном 41+/-2 мм. Если регулировка не дала результата и ленты редуктора продолжают пробуксовывать производят полную их замену.

Ссылка на основную публикацию