/Y

Устройство и ремонт бортовых редукторов заднего моста гусеничного трактора ДТ 75

В трансмиссии данные редукторы являются продолжением заднего моста трактора и выполняют роль конечных передач, обеспечивающих привод левой и правой гусеницы ходовой части ДТ 75 сформированным КПП передаточным числом. Механизмы выполнены в виде отдельных понижающей одноступенчатых редукторов, размещённых в отдельных корпусах, присоединённых с обеих сторон к объединённому картеру заднего моста и коробки передач трактора.

Редуктор конечной передачи ДТ 75

Устройство конечной передачи

Редукторы представляет собой цилиндрическую пару шестерён, где каждая ведущая шестерня получает вращательный момент от соответствующего полуосевого вала заднего моста, и взаимодействуя зацеплением с ведомой шестерней, передают привод на ведущую ходовую звёздочку.

Бортовая ДТ 75
Бортовой редуктор в сборе трактора ДТ 75

Корпус бортовой

Литой картер конечной передачи состоит из двух частей — основного корпуса с посадочными расточками для осей вращения шестерён и поддона, присоединённого к нижней части основного катера, образуя единую масляную полость узла, изолированную манжетами от полости заднего моста.

К корпусу трансмиссии картер ботового редуктора присоединен болтами своей верхней и передней частью. Дополнительно бортовые редуктора имеют цилиндрические опоры на бугеля, размещённые в задней части корпуса трансмиссии. Сама опора выполнена в виде фланцевого кронштейна, присоединенного к внутренней стенки картера бортового редуктора в месте, совпадающем с осью вращения большой ведомой шестерни передачи.

Устройство бортовой ДТ 75
Схема устройства редуктора конечной передачи

В верхней части редуктора прикреплена деталь в виде кронштейна с горизонтальной полочкой, выполняющей роль защиты от повреждений корпуса ходом провисшей ходовой гусеницы трактора.

Для удобства монтажа и демонтажа отдельного корпуса бортовой в верхней его части расположено резьбовое отверстие, в которую может вкручивается анкерный болт, либо любой другой крепёжный элемент, позволяющий закрепить подъёмное устройство.

Заправку масла в корпус конечной передачи заправляют через заправочную горловину в верхней его части. Заправочная пробка оборудована сапуном для сброса давления с полости при разогреве масла. В нижней части, в присоединённом поддоне имеется два отверстия закрытых резьбовыми пробками. Пробка сливного отверстия оборудована магнитом для улавливания металлических включений, появляющихся в масле в результате выработки деталей редуктора.

Объём заправки корпуса каждого бортового редуктора 7.5 литра. Замену смазки осуществляют при каждом сезонном обслуживании трактора.

Ведущая шестерня

Зубчатая деталь представляет собой вал, выполненный заодно с шестерней и посаженный в корпусе на два роликовых подшипника. Сам ведущий вал-шестерня взаимодействует с полуосью заднего моста и барабаном соответствующей стороны остановочного тормоза через шлицевые соединения, где полуось входит своими наружными шлицами в шлицы внутренней полости ведущего вала-шестерни, а своими наружными шлицами вал-шестерня входит в зацепление с ступицей тормозного барабана.

Ведущий вал конечной передачи ДТ 75
Ведущая шестерня конечной передачи

Внутренняя обойма внешнего подшипника закреплена на шейке ведущей шестерни круглой гайкой, наружная обойма подшипника запрессована в корпусе конечной передачи и зафиксирована торцевой крышкой затянутыми в корпус болтами.

Осевое перемещение внутренней обоймы второго (внутреннего) подшипника с одной стороны ограничивается буртом ведущей шестерни, а с другой – ступицей шкива остановочного тормоза. Смещение наружной обоймы ограничивается с одной стороны торцом бурта корпуса конечной передачи с другой стороны корпусом уплотнителя, который своей внутренней расточкой упирается во внешнюю обойму подшипника и притянут своим фланцем к картеру бортового редуктора.

Корпус уплотнения ведущей шестерни бортовой ДТ 75
Корпус сальника ведущей шестерни

Предотвращение течи смазки из корпуса конечной передачи в полость тормозных барабанов заднего моста осуществляется с помощью резиновой армированной манжеты с поджимной шайбой, вставленной расточку корпуса уплотнения.

Ведомая шестерня

Вторая большая шестерня конечной передачи взаимодействует своим зубчатым венцом с ведущей малой шестерней и размещена ниже ведущей шестерни в одной плоскости. Данное зубчатое колесо имеет сборную конструкцию, где рабочий внешний зубчатый венец посажен на цилиндрический поясок ступицы колеса и закреплён восемью призонными болтами. Ступица сборной ведомой шестерни жёстко посажена на шлицы ведомого вала редуктора, установленного в расточках картера на две подшипниковые опоры.

Большая шестерня бортовой ДТ 75
Ведомая большая шестерня бортового редуктора в сборе 79.39.011 по каталогу
Ведомая шестерня бортовой ДТ 75
Ведомая большая шестерня бортового редуктора старого образца

Внутренняя обойма роликового подшипника, установленного на внешнем краю вала ведомой шестерни, напрессована на шейку вала и зафиксирована стопорным кольцом. Осевое перемещение, во внешнюю сторону, наружной обоймы ограничивается торцом бурта, затянутого болтами корпуса уплотнения. Осевое перемещение наружной обоймы вовнутрь ограничивается стопорным кольцом, установленным в кольцевую канавку расточки корпуса.

Вал ведомой шестерни бортового редуктора ДТ 75
Вал ведущей ходовой звездочки и ведомой шестерни редуктора
Корпус сальника бортовой ДТ 75
Корпус сальника ведомой шестерни

Торцевое уплотнение вала ведомой шестерни имеет вид фланцевого корпуса внутри, которого расположено торцевое металлическое уплотнение, состоящее из: резинового чехла, пружины и двух стальных уплотняющих колец с резиновой манжетой. Защитный козырёк уплотнения предотвращает попадание грязи во внутрь его уплотняющих элементов.

С внутренней стороны вал ведомой шестерни опирается на шарикоподшипник. Наружная обойма подшипника посажена в стакан, установленный в расточку корпуса бортового редуктора и зажата между торцом бурта стакана и торцом внутренней выточки в корпусе болтами, которыми одновременно крепится фланец цилиндрической опоры бортового редуктора для крепления в бугеле на корпусе заднего моста.

Стакан подшипника ведомой шестерни бортовой ДТ 75
Стаканы внутреннего подшипника ведомой шестерни бортового редуктора 77.30.116Б

Внутренняя обойма шарикоподшипника посажена на шейку вала и закреплена торцевой шайбой, затянутой тремя болтами в торец вала. Для предупреждения самопроизвольного отпуска шайбы в головках болтов имеются отверстия для фиксирования их проволокой.

Подшипники редуктора и детали по каталогу

Согласно заводского каталога бортовые редуктора в сборе производились двух типов:
раннего выпуска под каталожными номерами левый – 77.39.002, правый -77.39.001
более позднего выпуска под каталожными номерами левый – 77.39.031, правый – 77.39.032

Вес бортового редуктора в сборе по данным производителя в может составлять от 200 до 218 кг.

Таблица подшипников бортового редуктора

Место установкиТип подшипникаНомерРазмер
Внутренняя опора ведущей шестерниОднорядный роликовый радиальный цилиндрический32315КМd1-75 мм,
D- 160 мм,
B -37 мм
Наружная опора ведущей шестерниОднорядный роликовый радиальный цилиндрический с короткими роликами на наружном кольце с однобортовым внутренним плоским кольцом92714КМd1-70 мм,

D- 150 мм,

B -45 мм

Внутренняя опора вала ведомой шестерниШариковый радиальный однорядный413d1-65 мм,

D- 160 мм,

B -37 мм

Внутренняя опора вала ведомой шестерниРоликовый радиальный цилиндрический32318КМd1-90 мм,

D- 190 мм,

B -43 мм

Сборочные единицы бортовой ДТ 75 по каталогу
Сборочная схема редуктора
Номера по каталогу деталей бортового редуктора ДТ 75
Номера деталей по каталогу бортового редуктора

Ремонт редуктора

Не беря во внимание естественный износ механизма, основными факторами, влияющими на падение рабочего ресурса редукторов, являются недостаточная смазка и попадание абразивных частиц в зоны трения сопряженных деталей и поверхностей их трения.

В результате износа и появления недопустимых люфтов в опорах вращения валов редуктора и в зацеплении зубчатых колёс механизм начинает испытывать ударные нагрузки в динамике своей работы, что приводит к быстрому его износу и выходу из строя. Разрушение подшипников, заклинивание валов в опоре вращения, выламывание зубьев шестерён, являются типичными поломками, приводящими к полной потери работоспособности подобных узлов.

Для предупреждения поломок редуктора необходимо постоянно обращать внимание на состояние уплотнителей в составе узла и на уровень смазки.

Как снять редуктор

Для отсоединения узла от корпуса трансмиссии необходимо:

  1. Внутри барабанного отсека, открутить восемь болтов крепления корпуса уплотнения ведущего вала внутри полости барабанного отсека на боковой стенке.
  2. Открутить крышку внешней опоры вала ведущей шестерни на корпусе редуктора и извлечь ведущий вал с помощью шлицевого полуосевого вала заднего моста.
  3. Открутить крепёжные болты в верхней и передней части картера конечной передачи.
  4. В задней части рамы трактора отпустить стяжные болты опорного бугеля и выкрутить торцевой стопорный болт из цилиндрической опоры редуктора.
  5. С помощью монтажек или оправок, вставленных между соединительными плоскостями картера моста и корпуса конечной передачи сдвигают редуктор во внешнюю сторону и отсоединяют его от трансмиссии с использованием страховочных подвесов и подставок под корпус.

Особенности сборки

Важными моментами в ремонте редуктора есть восстановление всех уплотнений редуктора для недопущения попадания грязи в механизм и течи смазки. Установка подшипников и деталей с недопустимой выработкой, приводящей к радиальным биениям шестерней в зацеплении, не допускается.

Затяжку болтов крепления корпуса редуктора к заднему мосту, стяжных болтов бугеля и призонных болтов венца ведомой шестерни осуществляют с усилием 150-180 Н.м.

Усилие затяжки торцевого крепёжного болта в цилиндрической опоре редуктора 200-250 Н.м.

Затяжку гаек ведущей ходовой звездочки осуществляют с усилием 250 -300 Н.м., затяжку болтов ходовой звездочки — с усилием 300-350 Н.м.

Ссылка на основную публикацию