Table of Contents
В трансмиссии данные редукторы являются продолжением заднего моста трактора и выполняют роль конечных передач, обеспечивающих привод левой и правой гусеницы ходовой части ДТ 75 сформированным КПП передаточным числом. Механизмы выполнены в виде отдельных понижающей одноступенчатых редукторов, размещённых в отдельных корпусах, присоединённых с обеих сторон к объединённому картеру заднего моста и коробки передач трактора.
Устройство конечной передачи
Редукторы представляет собой цилиндрическую пару шестерён, где каждая ведущая шестерня получает вращательный момент от соответствующего полуосевого вала заднего моста, и взаимодействуя зацеплением с ведомой шестерней, передают привод на ведущую ходовую звёздочку.
Корпус бортовой
Литой картер конечной передачи состоит из двух частей — основного корпуса с посадочными расточками для осей вращения шестерён и поддона, присоединённого к нижней части основного катера, образуя единую масляную полость узла, изолированную манжетами от полости заднего моста.
К корпусу трансмиссии картер ботового редуктора присоединен болтами своей верхней и передней частью. Дополнительно бортовые редуктора имеют цилиндрические опоры на бугеля, размещённые в задней части корпуса трансмиссии. Сама опора выполнена в виде фланцевого кронштейна, присоединенного к внутренней стенки картера бортового редуктора в месте, совпадающем с осью вращения большой ведомой шестерни передачи.
В верхней части редуктора прикреплена деталь в виде кронштейна с горизонтальной полочкой, выполняющей роль защиты от повреждений корпуса ходом провисшей ходовой гусеницы трактора.
Для удобства монтажа и демонтажа отдельного корпуса бортовой в верхней его части расположено резьбовое отверстие, в которую может вкручивается анкерный болт, либо любой другой крепёжный элемент, позволяющий закрепить подъёмное устройство.
Заправку масла в корпус конечной передачи заправляют через заправочную горловину в верхней его части. Заправочная пробка оборудована сапуном для сброса давления с полости при разогреве масла. В нижней части, в присоединённом поддоне имеется два отверстия закрытых резьбовыми пробками. Пробка сливного отверстия оборудована магнитом для улавливания металлических включений, появляющихся в масле в результате выработки деталей редуктора.
Объём заправки корпуса каждого бортового редуктора 7.5 литра. Замену смазки осуществляют при каждом сезонном обслуживании трактора.
Ведущая шестерня
Зубчатая деталь представляет собой вал, выполненный заодно с шестерней и посаженный в корпусе на два роликовых подшипника. Сам ведущий вал-шестерня взаимодействует с полуосью заднего моста и барабаном соответствующей стороны остановочного тормоза через шлицевые соединения, где полуось входит своими наружными шлицами в шлицы внутренней полости ведущего вала-шестерни, а своими наружными шлицами вал-шестерня входит в зацепление с ступицей тормозного барабана.
Внутренняя обойма внешнего подшипника закреплена на шейке ведущей шестерни круглой гайкой, наружная обойма подшипника запрессована в корпусе конечной передачи и зафиксирована торцевой крышкой затянутыми в корпус болтами.
Осевое перемещение внутренней обоймы второго (внутреннего) подшипника с одной стороны ограничивается буртом ведущей шестерни, а с другой – ступицей шкива остановочного тормоза. Смещение наружной обоймы ограничивается с одной стороны торцом бурта корпуса конечной передачи с другой стороны корпусом уплотнителя, который своей внутренней расточкой упирается во внешнюю обойму подшипника и притянут своим фланцем к картеру бортового редуктора.
Предотвращение течи смазки из корпуса конечной передачи в полость тормозных барабанов заднего моста осуществляется с помощью резиновой армированной манжеты с поджимной шайбой, вставленной расточку корпуса уплотнения.
Ведомая шестерня
Вторая большая шестерня конечной передачи взаимодействует своим зубчатым венцом с ведущей малой шестерней и размещена ниже ведущей шестерни в одной плоскости. Данное зубчатое колесо имеет сборную конструкцию, где рабочий внешний зубчатый венец посажен на цилиндрический поясок ступицы колеса и закреплён восемью призонными болтами. Ступица сборной ведомой шестерни жёстко посажена на шлицы ведомого вала редуктора, установленного в расточках картера на две подшипниковые опоры.
Внутренняя обойма роликового подшипника, установленного на внешнем краю вала ведомой шестерни, напрессована на шейку вала и зафиксирована стопорным кольцом. Осевое перемещение, во внешнюю сторону, наружной обоймы ограничивается торцом бурта, затянутого болтами корпуса уплотнения. Осевое перемещение наружной обоймы вовнутрь ограничивается стопорным кольцом, установленным в кольцевую канавку расточки корпуса.
Торцевое уплотнение вала ведомой шестерни имеет вид фланцевого корпуса внутри, которого расположено торцевое металлическое уплотнение, состоящее из: резинового чехла, пружины и двух стальных уплотняющих колец с резиновой манжетой. Защитный козырёк уплотнения предотвращает попадание грязи во внутрь его уплотняющих элементов.
С внутренней стороны вал ведомой шестерни опирается на шарикоподшипник. Наружная обойма подшипника посажена в стакан, установленный в расточку корпуса бортового редуктора и зажата между торцом бурта стакана и торцом внутренней выточки в корпусе болтами, которыми одновременно крепится фланец цилиндрической опоры бортового редуктора для крепления в бугеле на корпусе заднего моста.
Внутренняя обойма шарикоподшипника посажена на шейку вала и закреплена торцевой шайбой, затянутой тремя болтами в торец вала. Для предупреждения самопроизвольного отпуска шайбы в головках болтов имеются отверстия для фиксирования их проволокой.
Подшипники редуктора и детали по каталогу
Согласно заводского каталога бортовые редуктора в сборе производились двух типов:
раннего выпуска под каталожными номерами левый – 77.39.002, правый -77.39.001
более позднего выпуска под каталожными номерами левый – 77.39.031, правый – 77.39.032
Вес бортового редуктора в сборе по данным производителя в может составлять от 200 до 218 кг.
Таблица подшипников бортового редуктора
Место установки | Тип подшипника | Номер | Размер |
Внутренняя опора ведущей шестерни | Однорядный роликовый радиальный цилиндрический | 32315КМ | d1-75 мм, D- 160 мм, B -37 мм |
Наружная опора ведущей шестерни | Однорядный роликовый радиальный цилиндрический с короткими роликами на наружном кольце с однобортовым внутренним плоским кольцом | 92714КМ | d1-70 мм, D- 150 мм, B -45 мм |
Внутренняя опора вала ведомой шестерни | Шариковый радиальный однорядный | 413 | d1-65 мм, D- 160 мм, B -37 мм |
Внутренняя опора вала ведомой шестерни | Роликовый радиальный цилиндрический | 32318КМ | d1-90 мм, D- 190 мм, B -43 мм |
Ремонт редуктора
Не беря во внимание естественный износ механизма, основными факторами, влияющими на падение рабочего ресурса редукторов, являются недостаточная смазка и попадание абразивных частиц в зоны трения сопряженных деталей и поверхностей их трения.
В результате износа и появления недопустимых люфтов в опорах вращения валов редуктора и в зацеплении зубчатых колёс механизм начинает испытывать ударные нагрузки в динамике своей работы, что приводит к быстрому его износу и выходу из строя. Разрушение подшипников, заклинивание валов в опоре вращения, выламывание зубьев шестерён, являются типичными поломками, приводящими к полной потери работоспособности подобных узлов.
Для предупреждения поломок редуктора необходимо постоянно обращать внимание на состояние уплотнителей в составе узла и на уровень смазки.
Как снять редуктор
Для отсоединения узла от корпуса трансмиссии необходимо:
- Внутри барабанного отсека, открутить восемь болтов крепления корпуса уплотнения ведущего вала внутри полости барабанного отсека на боковой стенке.
- Открутить крышку внешней опоры вала ведущей шестерни на корпусе редуктора и извлечь ведущий вал с помощью шлицевого полуосевого вала заднего моста.
- Открутить крепёжные болты в верхней и передней части картера конечной передачи.
- В задней части рамы трактора отпустить стяжные болты опорного бугеля и выкрутить торцевой стопорный болт из цилиндрической опоры редуктора.
- С помощью монтажек или оправок, вставленных между соединительными плоскостями картера моста и корпуса конечной передачи сдвигают редуктор во внешнюю сторону и отсоединяют его от трансмиссии с использованием страховочных подвесов и подставок под корпус.
Особенности сборки
Важными моментами в ремонте редуктора есть восстановление всех уплотнений редуктора для недопущения попадания грязи в механизм и течи смазки. Установка подшипников и деталей с недопустимой выработкой, приводящей к радиальным биениям шестерней в зацеплении, не допускается.
Затяжку болтов крепления корпуса редуктора к заднему мосту, стяжных болтов бугеля и призонных болтов венца ведомой шестерни осуществляют с усилием 150-180 Н.м.
Усилие затяжки торцевого крепёжного болта в цилиндрической опоре редуктора 200-250 Н.м.
Затяжку гаек ведущей ходовой звездочки осуществляют с усилием 250 -300 Н.м., затяжку болтов ходовой звездочки — с усилием 300-350 Н.м.