Table of Contents
Гусеничный движитель трактора ДТ-75 имеет конструкцию сочлененных открытым шарниром литых металлических звеньев-траков в замкнутую цепь. Таким же типом гусениц оснащены гусеничные трактора Т-70, Т-74, Т-150, Т-4, МТЗ 1502, МТЗ 2103. Закрытый шарнир применяется на Т-100, Т-130, Т-170 и других марках гусеничных тракторов промышленного назначения. Гусеницы с открытым шарниром дешевле и просты в обслуживании, но уступают своей меньшей износостойкостью в виду открытого абразивного действия грунта на взаимодействующие поверхности сочленений. Также в современных условиях возможна эксплуатация трактора ДТ-75 с резиновым гусеничным движителем.
Виды, состав, вес и размеры металлических гусениц
Трактор ДТ-75 в зависимости от характера своего применения оснащается тремя видами гусениц, которые отличаются своей шириной и весом:
- Стандартные — применяются в комплектации как универсальные общего назначения.
- Болотоходные имеют увеличенную ширину для уменьшения давления на поверхность.
- Узкие, специальные движители используются для выполнения трактором междурядных обработок пропашных культур и других отдельных операций, требующих узкого хода гусениц.
В независимости от вида металлического гусеничного движителя трактора ДТ-75 в комплект входит 42 трака и 42 соединительного пальца с диаметром сечения 22 мм и длинной 420 мм. Соответственно полный комплект на ходовую трактора, составляет 84 трака и 84 пальца в составе пары левой и правой гусеницы.
Таблица видов гусениц используемых для трактора ДТ-75 с размерами и весом
Наименование | Номер по каталогу | Ширина, мм | Вес изделия, кг |
Правый движитель в сборе | 77.34.001А | 382.4 | |
Левый движитель в сборе | 77.34.002А | 382.4 | |
Правый движитель в сборе шаг 170 мм | 77.34.001А-02 | 390 | 426 |
Левый движитель в сборе шаг 170 мм | 77.34.002А-02 | 390 | 426 |
Болотоходный правый движитель в сборе | 77.34.001А-03 | 670 | 676 |
Болотоходный левый движитель в сборе | 77.34.002А-03 | 670 | 676 |
Стандартное звено шаг 170 мм | 74-34-501 | 390 | 7.81 |
Узкое звено шаг 170 мм | 74-34-101У | 7.3 | |
Болотоходное звено шаг 184 мм | Б77-34-101-2А | 670 | 14.8 |
Соединительный палец звеньев Ø сечения 22 мм | А34-2-01Г | 420 | 1.25 |
Шайба пальца | А34-4 | ||
Шплинт пальца | А34-3 |
Качество и материал гусениц
Понимая, что движитель гусеничного трактора работает в жёстких абразивных условиях для должной износостойкости материал гусениц должен иметь соответствующие физические свойства.
Для литья тракторных гусениц используют сплав высоколегированной марганцевой стали разработанный английским металлургом Робертом Гадфельдом в 1882 году, где содержание марганца в сплаве должно быть в пределах от 11 до 15%. Данный сплав имеет высокую износостойкость и получает дополнительную прочность эффектом наклёпа поверхности. Такие свойства сплава в сравнении с простой маркой стали позволяет повысить износостойкость траков в десять раз.
Химический состав стали Гадфильда легированная марганцем: Железо (Fe)-82 %, Марганец (Мn)- 13%, Углерод (С)-1%, Кремний (Si)-1%, для повышения износостойкости в состав стали может быть добавлен Хром.
К подобным маркам стали относятся:
- 110Г13Л
- 110Г13ТФЛ
- 110Г13Х2Л
При приобретении траков для гусениц важно соответствие материала изготовления к этим маркам стали так как от этого будет зависеть рабочий ресурс гусеничного движителя.
Такие марки стали широко используются в изготовлении деталей механизмов, подвергающихся высоким ударным нагрузкам: траки танков, тракторов и другой гусеничной техники; рабочие органы дробилок, футеровка мельниц, молотилок; детали железнодорожного назначения и другие детали, работающие в подобных жестких условиях.
Данный материал в изготовлении деталей осуществляют литьём без дополнительной обработки, так как сплав плохо поддаётся резанию и одновременно имеет высокую вязкость. Вместе с этим сплав отличается плохим свариванием и отсутствием эффекта намагничивания, что важно для тракторных траков, работающих в постоянном режиме высокого трения.
Соединяющие в шарнире пальцы изготавливаются из:
- высоколегированной марганцевой стали марок Г12Л
- перлитные стали 35Л1 и 45Л1
- углеродистые стали 10ХГСНМ, 35ХГСА
Правила эксплуатации гусениц
Трак гусеницы представляет собой сложную металлическую отливку, где в замкнутом соединении в гусеницу внутренняя часть имеет рельеф с центральными ребордами для хода направляющего натяжного колеса, дорожек опорных и поддерживающих катков, а внешняя имеет рельеф с шипами грунтозацепов. Вместе с этим для соединения в единую цепь каждый трак имеет семь соединительных проушин: четыре с передней стороны, три с задней стороны. Середина центральной проушины имеет утолщение-цевку для работы с ведущей звездочкой ходовой части.
Устанавливают движитель на трактор, таким образом, чтобы зубья ведущей ходовой звёздочки при переднем ходе упирались в среднее утолщение с внешней стороны трака. При таком зацеплении зубья звёздочки обеспечивают толкающий эффект звену без скольжения, предотвращая износ контактирующим в зацеплении поверхностям.
Для эффективной эксплуатации гусеничных движителей трактора ДТ-75 с максимальной выработкой их ресурса, исключающей преждевременный выход их из строя выполняют ряд правил использования:
- Гусеницы устанавливают на трактор так, чтобы передняя часть траков была со стороны четырёх проушин, а задняя с тремя. Таким образом зубья ходовых звездочек будут осуществлять своё толкающее действие на утолщение в траке со стороны трёх проушин.
- При эксплуатации нормальное натяжение гусеницы с провисанием верхнего участка между поддерживающими роликами должно быть в пределах 30-50 мм
- Если крайнее переднее положение направляющего колеса не позволяет натянуть гусеницу до указанного выше предела в результате выработки проушин траков и пальцев, то из состава движителя убирают один трак с пальцем, уменьшив состав гусеницы до 41 трака.
- При дальнейшем износе шарниров движителя с первым комплектом пальцев для сохранения возможности натяжки допускается удаление из её состава двух звеньев, уменьшив гусеницу до 40 траков.
- В случае необходимости извлечения из гусеницы первой комплектности ещё одного трака для осуществления нормальной её натяжки и при достижении суммарной длины 10-ти звеньев до пределов 1810-1830 мм и износе пальцев на 3.5-4 мм производится первая замена пальцев. При этом в каждую цепь гусениц добавляют по одному ранее удалённому звену.
- При работе гусениц с вторым комплектом пальцев, после удаления двух звеньев из каждой гусеницы и достижении длины 10-ти звеньев до предела 1830-1850 мм производится вторая замена пальцев с добавлением одного трака в каждую гусеницу.
- Осуществляя работы на супесчаных и песчаных почвах допускается третья замена пальцев. При этом из состава каждого движителя удаляют один или два звена. Длина 10-ти звеньев в этом случае достигает 1870 мм. При третьей замене пальцев в состав каждой гусеницы должно входить 40 траков.
- На всех видах почв гусеницы эксплуатируются, с заменой пальцев, до полного износа контактных поверхностей трака с зубьями ходовой звёздочки или сквозного износа беговых дорожек движителя не менее чем 10-ти траков и выработки проушин до размера 30-32 мм.
Как натянуть гусеницу
Для настройки натяжения гусениц трактор предварительно устанавливают на ровную площадку. Желательно остановку трактора осуществлять накатом без использования тормозов для равномерного расположения траков без перетянутых участков.
Нормальным натяжением гусеницы считается провисание между линейкой, установленной на концах пальцев над поддерживающими роликами, и наиболее провисшим звеном было в пределах 30-50 мм. При этом в длина пружины амортизирующего устройства натяжителя должна быть сжата до размера 640 мм.
Натяжное устройство гусеницы ДТ-75 имеет кривошипный тип где, направляющие левое и правое колеса посажены на оси с коленом, опирающимся шарнирно в передней части продольных балок рамы трактора. Изменением поворота колена кривошипной подвески направляющего колеса осуществляется изменение натяжения гусеницы.
Механическая натяжка
В тракторах ДТ-75 старых модификациях изменение положения направляющего колеса (ленивца) изменяется подпружиненным упорным винтом, где его вращением удлиняется плечо упора, обеспечивающее натяжение перемещением ленивца вперед. Для натяжения отпускают контргайку регулировочной гайки винта и вращают гайку до нужной степени натяжки. В заключении положение фиксируют подтяжкой контргайки.
Гидравлическая натяжка
ДТ-75 более поздних версий имеют в место резьбового винта в составе подпружиненного натяжителя упорный гидроцилиндр, где перемещение колеса-ленивца осуществляется выходом его упорного штока.
Для осуществления регулировки: предварительно ослабляют на три-четыре оборота болт-пробку гидроцилиндра; выкручивают вторую пробку нагнетательного гнезда гидроцилиндра; качками смазочного шприца нагнетают консистентную смазку в полость гидроцилиндра, обеспечивая перемещение в перед колеса-ленивца выходом штока; по окончании регулировки закручивают болт пробку цилиндра и устанавливается пробка нагнетательного гнезда в штатное место.
Резиновые гусеницы
Данный вид движителя в современных условиях только начинает активно использоваться в место традиционный металлических гусениц. На отечественном рынке конкретно для ДТ- 75 существует несколько частных производств выпускающих экспериментальные версии армированных металлом резиновых гусениц различной конструкции.
Основная часть моделей таких резиновых движителей имеет исполнение под выполнение специальных работ трактором. Существуют движители под возделывание риса или для осуществления полевых уборочных работ с максимальным снижением давления на почву. Шоссейные резиновые гусеницы для выполнения строительно-дорожных работ обеспечивают мягкий ход трактору с исключением повреждения твердого дорожного покрытия.
Одним из серийных примеров, предлагаемых на рынке универсальных резиноармированных гусениц является предложение от «Тракторной компании «ВгТЗ» в ходящей в концерн «Тракторные Заводы».
Продавец декларирует ряд преимуществ такого движителя:
- при поворотах гусеница не образовывает гребней грунта
- хорошо работает в условиях повышенной влажности
- обеспечивает повышенную скорость движения машины
- не повреждает дорожное покрытие
- в сравнении с традиционными металлическими имеет кратный потенциал в износостойкости (до 6000 часов выработки.)
- невзирая на повышенную влажность почвы движитель позволяет выйти в поле трактору весной на 7-10 дней раньше, а осенью позволяет работать дольше на пол месяца
- повышенная плавность хода
- уменьшенное давление на почву за счёт увеличенного пятна контакта и равномерного распределения веса трактора
- малошумность работы резинового движителя повышает комфорт управления трактором
- движитель не требует дополнительной переделки ходовой части ДТ 75
Большим недостатком предлагаемого резиноармированного движителя это кратно высокая цена в сравнении с обычными металлическими.
Предполагается что, с насыщением рынка подобными предложениями и увеличением конкуренции между производителями цена на резиновые гусеницы должна снизится, что повысит интерес покупателя в виду их повышенного ресурса и эксплуатационных качеств.