Table of Contents
В составе конструкции кривошипного механизма v-образного шестицилиндрового двигателя ЯМЗ 236 установлен коленчатый вал с четырьмя коренными опорами в блоке и тремя шатунными шейками, размещёнными с радиальным промежутком в 120° относительно друг друга, идентично с дизелем СМД 60. На каждой шатунной шейке размещается по паре шатунов двух противоположно расположенных цилиндров.
Конструкция кривошипной детали
Деталь, изготовленная горячим штампованием из легированной марганцевой стали Г50. Для повышения износостойкости и устойчивости к динамическим нагрузкам в состав сплава добавлены медь, хром и никель, весом в 91 кг. Рабочие цилиндрические поверхности детали закалены токами высокой частоты. Вал с каналами подачи смазки и полостями в шатунных шейках для дополнительной центробежной очистки масла смазочной системы дизеля. Каждая полость шатунной шейки закрываются парой заглушек (№ по каталогу П-313933). Деталь укомплектована и собрана вместе с противовесами, и динамически отбалансирована производителем.
На передний край вала, через шпоночное соединение, устанавливается косозубая цилиндрическая шестерня, обеспечивающая привод масляного насоса и газораспределительного механизма, а также съёмный противовес и шкив ременного привода навесного оборудования двигателя. В зависимости от модификации дизеля приводные шкивы могут отличатся количеством ручьев, их профилем и диаметром. Именно по виду шкива отличаются варианты комплектации коленчатого вала по каталогу запасных частей от производителя двигателя. К фланцу с двумя установочными штифтами на заднем краю вала 8-ю болтами крепится маховик дизеля. Для герметичности масляного картера дизеля передний и задний край вала оборудованы уплотнительными манжетами с маслоотражателями.
Для предотвращения осевого смещения коленчатого вала четвёртая коренная опора оборудована упорным подшипником в виде двух бронзовых составных колец (код по каталогу 236-1005183-Д или 7511.1005183) с установочными штифтами (каталожный код 236-1005169).
Каждая из четырёх крышек коренных опор вала затягиваются двумя болтами и дополнительно фиксируются одним стяжным болтом, ввинченным в крышу с боку, перпендикулярно крепёжным болтам. Своим исполнением коренные крышки коленчатого вала делятся на: 1-я передняя ; 2-я и 3-я промежуточные, взаимозаменяемые; 4-я задняя с выточками под стопорные составные бронзовые кольца, ограничивающее осевое смещение коленвала.
Номинальные размеры
Линейные размеры колненвала ЯМЗ 236 — 990 длина, 270 высота, 270 ширина мм.
Касаемо размеров цилиндрических опорных поверхностей под подшипники скольжения коренных и шатунных опор, нужно отметить , что детали производителем выпускаются двух номинальных размеров. Причём допускается присутствие в одной детали шеек двух номинальных размеров, где все шатунные и коренные размеры должны иметь одну размерную группу. То есть на одном валу шатунные опоры могут быть в одной номинальной группе размеров, а коренные в другой или наоборот.
Таблица размерных номинальных групп
Группа | Коренные опоры, мм | Шатунные опоры, мм |
Первая номинальная | 110,00-0,022 в маркировке не обозначаются | 88,00-0,022 в маркировке не обозначаются |
Вторая номинальная | 109,75-0,022 в маркировке помечаются отметкой «К1» | 87,75-0,022 в маркировке помечаются отметкой «Ш1» |
В соответствии с размерными группами шеек коленвала производится комплектация двигателя подшипниками скольжения (вкладышами), имеющими также два соответствующих номинальных размера.
Таблица номинальных размеров вкладышей
Группа | Толщина коренных вкладышей, мм | Толщина шатунных вкладышей, мм |
Первая номинальная | 2,965-0,012 | 2,490-0,012 |
Вторая номинальная | 3,090-0,012 | 2,615-0,012 |
Маркировка коленвала и вкладышей
Производителем деталь маркируется оттиском на пятой щеке каталожным номером 236-1005015. Также дополнительно в номере могут присутствовать литеры, обозначающие унификацию применения в комплектации модификаций комплектуемого двигателя или дополнительные детали улучшения, обеспечивающие надёжный монтаж деталей механизма в составе силового агрегата. После основного каталожного номера указывается пометка номинальной размерной группы.
Примеры расшифровки маркировки коленчатого вала:
- 236-1005015* — коленчатый вал с шатунными и коренными шейками первого номинального размера
- 236-1005015 К1 – вал с коренными шейками второго номинального размера и с шатунными шейками первого номинального размера
- 236-1005015 Ш1 – коленчатый вал с коренными шейками первого номинального размера и шатунными шейками второго номинального размера
- 236-1005015 КШ1 – вал с коренными и шатунными шейками второго номинального размера
Маркировка вкладышей номинального размера
Размерная группа | Коренные комплект | Шатунные комплект |
Первая | 236-1000102-Б2 | 236-1000104-В2 |
Вторая | 236-1000102-Б2-Р1 | 236-1000104-В2-P1 |
Ремонтные размеры
В процессе ремонта, уже эксплуатируемых агрегатов, изношенные коленчатые валы классифицируются и восстанавливаются в соответствии с шестью ремонтными размерами. Под каждую размерную ремонтную группу вала шатунные и коренные опоры комплектуются соответствующей размерной ремонтной группой вкладышей.
Такие вкладыши в своём каталожном номере помечаются дополнительной литерой «Р» с порядковой цифрой ремонта от 1 до 6 (коды каталожных номеров наборов ремонтных вкладышей показаны выше в сборочной таблице коленвала).
Здесь подробно о поршневых группах ЯМЗ 236
Сальники передний и задний
Заднее уплотнение устанавливается в расточке корпуса маховика (манжета код по каталогу 236-1005160-А4(А6)), маслоотражатель (код 236-1002315). Размер заднего сальника 140х170х16, где 140 внутренний диаметр 170 наружный диаметр, 16 толщина мм. Для замены заднего сальника необходимо полностью демонтировать механизм сцепления с маховиком двигателя.
Переднее уплотнение устанавливается в передней стенке картера распределительных шестерён (манжета код 201-1005034-Б5(Б6)) и маслоотражатель (код 236-1002272). Размер сальника 95Х42х10. Для замены переднего сальника нужно снять посаженный на шпонку шкив с переднего края коленчатого вала, предварительно вывернув торцевой стопорный болт.
Момент затяжки коренных и шатунных шеек
Затяжку коренных опор осуществляют поэтапно, начиная с вертикальных крепёжных болтов. После первоначальной подтяжки болтов, вторым приемом осуществляют окончательную затяжку с усилием указанном в таблице ниже. Также, в два приема осуществляют затяжку других крепёжных элементов.
Точка затяжки | Усилие Н.м. (кгс.м) |
Болты коренных крышек | 430-470 (43-47) |
Топорные упорные болты коренных крышек | 100-120 (10-12) |
Болты шатунных крышек | 200-220 (20-22) |
Болты крепления маховика С общей пластиной под все болты | 235-255 (24-26) 200-220 (20-22) |
Болты крепления картера маховика | 100-125 (10-12,5) |