/Y

Коленвал дизеля ЯМЗ 236: параметры и размеры детали, подшипники, сальники

В составе конструкции кривошипного механизма v-образного шестицилиндрового двигателя ЯМЗ 236 установлен коленчатый вал с четырьмя коренными опорами в блоке и тремя шатунными шейками, размещёнными с радиальным промежутком в 120° относительно друг друга, идентично с дизелем СМД 60. На каждой шатунной шейке размещается по паре шатунов двух противоположно расположенных цилиндров.

Коленчатый вал ЯМЗ 236
Коленчатый вал шестицилиндрового дизельного двигателя ЯМЗ 236

Конструкция кривошипной детали

Деталь, изготовленная горячим штампованием из легированной марганцевой стали Г50. Для повышения износостойкости и устойчивости к динамическим нагрузкам в состав сплава добавлены медь, хром и никель, весом в 91 кг. Рабочие цилиндрические поверхности детали закалены токами высокой частоты. Вал с каналами подачи смазки и полостями в шатунных шейках для дополнительной центробежной очистки масла смазочной системы дизеля. Каждая полость шатунной шейки закрываются парой заглушек (№ по каталогу П-313933). Деталь укомплектована и собрана вместе с противовесами, и динамически отбалансирована производителем.

Сборочная схема коленчатого вала ЯМЗ 236
Сборка по каталогу коленвала ЯМЗ 236М2
Детали по каталогу ЯМЗ 236
Список деталей по каталогу коленчатого вала ЯМЗ 236 М2 (А,Г,Д)

На передний край вала, через шпоночное соединение, устанавливается косозубая цилиндрическая шестерня, обеспечивающая привод масляного насоса и газораспределительного механизма, а также съёмный противовес и шкив ременного привода навесного оборудования двигателя. В зависимости от модификации дизеля приводные шкивы могут отличатся количеством ручьев, их профилем и диаметром. Именно по виду шкива отличаются варианты комплектации коленчатого вала по каталогу запасных частей от производителя двигателя. К фланцу с двумя установочными штифтами на заднем краю вала 8-ю болтами крепится маховик дизеля. Для герметичности масляного картера дизеля передний и задний край вала оборудованы уплотнительными манжетами с маслоотражателями.

Сборочная схема коленчатого вала ЯМЗ 236
Сборочная схема и комплектующие коленчатого вала по каталогу двигателя ЯМЗ 236 НЕ, БЕ, НЕ2, БЕ2
Список деталей кривошипного механизма ЯМЗ 236
Комплектующие коленчатого вала по каталогу производителя двигателя ЯМЗ 236 НЕ, БЕ, НЕ2, БЕ2

Для предотвращения осевого смещения коленчатого вала четвёртая коренная опора оборудована упорным подшипником в виде двух бронзовых составных колец (код по каталогу 236-1005183-Д или 7511.1005183) с установочными штифтами (каталожный код 236-1005169).

Упорные полукольца коленчатого вала ЯМЗ 236
Комплект упорных полуколец коленчатого вала

Каждая из четырёх крышек коренных опор вала затягиваются двумя болтами и дополнительно фиксируются одним стяжным болтом, ввинченным в крышу с боку, перпендикулярно крепёжным болтам. Своим исполнением коренные крышки коленчатого вала делятся на: 1-я передняя ; 2-я и 3-я промежуточные, взаимозаменяемые; 4-я задняя с выточками под стопорные составные бронзовые кольца, ограничивающее осевое смещение коленвала.

Номинальные размеры

Линейные размеры колненвала ЯМЗ 236 — 990 длина, 270 высота, 270 ширина мм.

Касаемо размеров цилиндрических опорных поверхностей под подшипники скольжения коренных и шатунных опор, нужно отметить , что детали производителем выпускаются двух номинальных размеров. Причём допускается присутствие в одной детали шеек двух номинальных размеров, где все шатунные и коренные размеры должны иметь одну размерную группу. То есть на одном валу шатунные опоры могут быть в одной номинальной группе размеров, а коренные в другой или наоборот.

Таблица размерных номинальных групп

ГруппаКоренные опоры, ммШатунные опоры, мм
Первая номинальная110,00-0,022

в маркировке не обозначаются

88,00-0,022

в маркировке не обозначаются

Вторая номинальная109,75-0,022

в маркировке помечаются отметкой  «К1»

87,75-0,022

в маркировке помечаются отметкой «Ш1»

В соответствии с размерными группами шеек коленвала производится комплектация двигателя подшипниками скольжения (вкладышами), имеющими также два соответствующих номинальных размера.

Вкладыши коленвала коренные ЯМЗ 236
Подшипники вкладыши под коренные опоры коленвала ЯМЗ 236

Таблица номинальных размеров вкладышей

ГруппаТолщина коренных вкладышей, ммТолщина шатунных вкладышей, мм
Первая номинальная2,965-0,0122,490-0,012
Вторая номинальная3,090-0,0122,615-0,012

Маркировка коленвала и вкладышей

Производителем деталь маркируется оттиском на пятой щеке каталожным номером 236-1005015. Также дополнительно в номере могут присутствовать литеры, обозначающие унификацию применения в комплектации модификаций комплектуемого двигателя или дополнительные детали улучшения, обеспечивающие надёжный монтаж деталей механизма в составе силового агрегата. После основного каталожного номера указывается пометка номинальной размерной группы.

Примеры расшифровки маркировки коленчатого вала:

  • 236-1005015* — коленчатый вал с шатунными и коренными шейками первого номинального размера
  • 236-1005015 К1 – вал с коренными шейками второго номинального размера и с шатунными шейками первого номинального размера
  • 236-1005015 Ш1 – коленчатый вал с коренными шейками первого номинального размера и шатунными шейками второго номинального размера
  • 236-1005015 КШ1 – вал с коренными и шатунными шейками второго номинального размера

Маркировка вкладышей номинального размера

Размерная группаКоренные комплектШатунные комплект
Первая236-1000102-Б2236-1000104-В2
Вторая236-1000102-Б2-Р1236-1000104-В2-P1

Ремонтные размеры

В процессе ремонта, уже эксплуатируемых агрегатов, изношенные коленчатые валы классифицируются и восстанавливаются в соответствии с шестью ремонтными размерами. Под каждую размерную ремонтную группу вала шатунные и коренные опоры комплектуются соответствующей размерной ремонтной группой вкладышей.

Ремонтные размеры коленчатого вала ЯМЗ 236
Ремонтные размеры и допуски коленчатого вала ЯМЗ 236

Такие вкладыши в своём каталожном номере помечаются дополнительной литерой «Р» с порядковой цифрой ремонта от 1 до 6 (коды каталожных номеров наборов ремонтных вкладышей показаны выше в сборочной таблице коленвала).

Таблица ремонтных размеров вкладышей ЯМЗ 236
Размерные параметры ремонтных вкладышей по стандартам 1977 года от производителя

Здесь подробно о поршневых группах ЯМЗ 236

Сальники передний и задний

Заднее уплотнение устанавливается в расточке корпуса маховика (манжета код по каталогу 236-1005160-А4(А6)), маслоотражатель (код 236-1002315). Размер заднего сальника 140х170х16, где 140 внутренний диаметр 170 наружный диаметр, 16 толщина мм. Для замены заднего сальника необходимо полностью демонтировать механизм сцепления с маховиком двигателя.

Блок ЯМЗ 236
Сальники коленвала

Переднее уплотнение устанавливается в передней стенке картера распределительных шестерён (манжета код 201-1005034-Б5(Б6)) и маслоотражатель (код 236-1002272). Размер сальника 95Х42х10. Для замены переднего сальника нужно снять посаженный на шпонку шкив с переднего края коленчатого вала, предварительно вывернув торцевой стопорный болт.

Сальники коленвала ЯМЗ 236
Комплект сальников коленчатого вала

Момент затяжки коренных и шатунных шеек

Затяжку коренных опор осуществляют поэтапно, начиная с вертикальных крепёжных болтов. После первоначальной подтяжки болтов, вторым приемом осуществляют окончательную затяжку с усилием указанном в таблице ниже. Также, в два приема осуществляют затяжку других крепёжных элементов.

Точка затяжкиУсилие Н.м. (кгс.м)
Болты коренных крышек430-470 (43-47)
Топорные упорные болты коренных крышек100-120 (10-12)
Болты шатунных крышек200-220 (20-22)
Болты крепления маховика

С общей пластиной под все болты
С отдельными пластинами под пару болтов

 

235-255 (24-26)

200-220 (20-22)

Болты крепления картера маховика100-125 (10-12,5)
Ссылка на основную публикацию