/Y

Устройство, регулировки и каталог запчастей заднего моста гусеничного трактора ДТ 75

Особенностью полностью механической трансмиссии гусеничного трактора ДТ-75 является задний мост со спаренным одноступенчатым планетарным механизмом поворота. Распределение потока крутящего момента от главной передачи на левую и правую гусеницу происходит в соответствии с работой двух планетарок, управление которыми осуществляется водителем из кабины. Такой тип механизма обеспечивает надёжную работу без разборки в течении 6000 часов, снижает нагрузку на КПП и центральную передачу трактора, отличается компактностью конструкции, значительно снижает прилагаемое усилие на рычагах управления в сравнении с фрикционными механизмами поворота гусеничных тракторов.

Трансмиссия ДТ 75
Задний мост в сборе с КПП трактора ДТ 75

Принцип работы моста

Конструкторское решение распределения крутящего момента силовой передачи трактора ДТ-75 заключается в следующем.

Главная передача, в виде конической пары шестерен, принимая вращение от вторичного вала передаёт вращение на общую коронную шестерню по внутренним венцам которой обкатываются два планетарных механизма, состоящих из трёх цилиндрических сателлитов. Каждая тройка сателлитов, обкатываясь по венцу коронной шестерни своей наружной большой рабочей окружности и связана зацеплением со своей солнечной шестерней установленной центре оси вращения. Отдельные оси вращения сателлитов посажены в водило планетарки, которое своей ступицей связано с соответствующей полуосью, передающей вращение на конечную передачу привода гусеницы. Таким образом, левая и правая стороны ходовой части получает поток мощности от своей планетарной части заднего моста.

Задний мост гусеничного трактора планетарного типа
Принципиальная схема заднего моста трактора ДТ 75

Управление каждым отдельным планетарным механизмом осуществляется ленточными тормозами, установленными на двух барабанах, один из которых жёстко посажен своей ступицей на полуось, получающей вращение через водило планетарки, второй жёстко посажен своей ступицей на хвостовик солнечной шестерни. Таким образом, управляя тормозами осуществляется переключение режимов работы каждой планетарки заднего моста.

При стандартном прямолинейном движении левый и правый планетарный механизм работают по следующей схеме: барабаны солнечных шестерён обеих сторон моста находятся в заблокированном состоянии ленточными тормозами, а барабаны полуосей и соответственно водил отпущены. При этом сателлиты обеих сторон моста, получая привод от коронной шестерни, увлекают водило и передают вращение на полуось, обкатываясь по зубцам заторможенной солнечной шестерни. Таким образом каждая сторона ходовой получает одинаковый вращательный момент для привода соответствующей гусеницы.

В случае если требуется скорректировать направление движения машины, для замедления скорости движения гусеницы стороны поворота трактора, управлением ленточного тормоза разблокируют барабан солнечной шестерни. В этом случае часть крутящего момента забирает на себя солнечная шестерня стороны поворота замедляя передачу вращения через водило на полуось.

При необходимости осуществить резкий поворот в дополнение к разблокированной солнечной шестерни стороны поворота соответствующим тормозом блокируют вращение барабана полуоси. В таком случае на этой стороне моста вращение получит только разблокированная солнечная шестерня. Сателлиты будут вращаться в своих осях оставаясь на месте, не передовая вращение на водило. Обратная же сторона будет продолжать получать через свои сателлиты вращение на полуось обеспечивая привод гусеницы. Таким образом, трактор получит резкий поворот на месте.

Устройство моста

Механизм размещён в едином литом корпусе трансмиссии в задних трёх отсеках картера, где в центральном мокром отсеке размещена главная передача с планетарными механизмами, а в боковых сухих отсеках размещены пары барабанов с ленточными тормозами управления поворотом. Конечные передачи размещены в отдельных корпусах, прикрепленных по обе стороны общего корпуса силовой передачи.

Картер заднего моста гусеничного трактора
Место расположения механизма заднего моста в корпусе трансмиссии трактора ДТ 75

Смазка главной передачи с планетарными механизмами осуществляется маслом, которое заливается в средний отсек до верхнего уровня по метке на контрольном щупе. С низу в корпусе установлен дополнительный маслозащитный кожух, заполненный маслом, выполняющий роль успокоителя и отражателя механических твердых включений в смазке. Изолированные корпуса конечных передач заправляются смазкой каждая отдельно до уровня контрольных отверстий. Сухие отсеки тормозных барабанов изолированы от мокрого центрального отсека сальниками, установленными в стаканах полуосей и в ступицах солнечных шестерён.

Главная передача

Вращательный момент на задний мост идёт от вторичного вала КПП через выполненную воедино с деталью коническую шестерню, выполняющую роль ведущей части главной передачи. Конический венец ведомой шестерни закреплён болтами на фланце общей коронной шестерни, которая вращается на двух шарикоподшипниках. Внутренние обоймы подшипников опираются на стаканы, запрессованные в расточки перегородок корпуса моста.

Разрез заднего моста ДТ 75
Механизм заднего моста гусеничного трактора ДТ-75

Между ведомой шестерней главной передачи 9 и фланцем на коронной шестерни 21 установлен пакет регулировочных прокладок 59, обеспечивающих настройку зазора в зацеплении конической пары шестерён в случае их замены. При этом положение ведомой шестерни контролируют расстоянием от привалочной плоскости самой шестерни до базовой плоскости, обработанной на торце литого выступа с внутренней стороны левой перегородки картера.

Численное значение зазора у каждого изготовленного моста индивидуально и стандартно нанесено оттиском на -верхней плоскости этой же перегородки.

Планетарные механизмы

Основой левого и правого планетарного механизма есть два нарезанных зубчатых венца внутри барабана, выполняющего роль общей коронной шестерни 21. Каждый отдельный венец соединён тремя цилиндрическими сателлитами 20и 55 с отдельной солнечной шестерней 58, длинные ступицы которых вставлены в стаканы 60 и опираются на запрессованные бронзовые втулки.

Планетарка трактора ДТ 75
Детали планетарного механизма заднего моста трактора ДТ-75 с номерами по каталогу

Сателлиты в своих осях 5 вращаются на игольчатых подшипниках посаженые в водило 57, которое отлито в виде детали треугольной формы. Ступицы водил посажены своими шлицами на соответствующие внутренние края левой и правой валов полуосей моста 2 и 40. Наружные их края своими шлицами взаимодействуют с ведущими шестернями конечных передач.

Полуось ДТ 75
Детали полуоси заднего моста трактора ДТ-75 с номерами по каталогу

Тормоза

Тормозные барабаны коронных шестерён закреплены болтами на фланцах их удлиненных ступиц. Барабаны полуосей своими ступицами посажены на шлицы валов. Все тормозные барабаны охватываются стальными лентами с фрикционными накладками, которые являются между собой взаимозаменяемыми.

Ленты состоят из двух шарнирно соединённых половин, что позволяет производить их демонтаж без снятия барабанов. Концы лент серьгами и регулировочными винтами соединены с рычагами тормоза солнечной шестерни и остановочного тормоза полуоси. Рычаги опираются через пальцы на вырезы в кронштейнах, прикреплённых к корпусу моста. С помощью пружинной подвески с низу и с верху лента отводится от рабочей поверхности барабана. С низу тормозные ленты опираются на упорные винты. Кронштейны солнечных шестерен и полуоси, имея одинаковые размеры, не взаимозаменяемые в виду различия вырезов под пальцы.

Ленточные тормоза ДТ 75
Детали ленточных тормозов заднего моста трактора ДТ-75 с номерами по каталогу

Тормоз солнечной шестерни

Рычаг солнечной шестерни своей серьгой через шарнир соединен с промежуточным рычагом, к ступице которого приварены два рычага. На общей оси с этими рычагами надеты остановочные рычаги, также сваренные вместе. В ступицы рычагов запрессованы необслуживаемые, металлокерамические втулки, пропитанные маслом.

Ленты тормозов солнечных шестерён затягиваются пружинным узлом, состоящим из двух цилиндрических пружин, одна из которых установлена с наружи трубы другая внутри её. Пружины зажаты между неподвижной и подвижной тарелками стяжкой, на верхнем конце которой накручена проушина. Труба шарнирно присоединяется к передней стенке корпуса заднего моста, а проушина после сжатия пружин соединена с промежуточным рычагом управления тормоза солнечной шестерни. Таким образом, усилием сжатых пружин через стяжку проворачивают вперед рычаги 7, 8 и 9, через серьгу 6 и рычаг 10 затягивают ленту на барабане удерживая его в заблокированном состоянии.

Тормоз фрикциона ДТ 75
Тормоз солнечной шестерни (фрикциона) заднего моста ДТ 75

Для осуществления поворота производят растормаживание солнечной шестерни, оттягивая одноименный стороне поворота рычаг управления в кабине трактора. При этом тяга 2, работая на сжатие, проворачивает назад рычаг 7, рычаг 8 перемещает стяжку 3 и ещё больше сжимает пружины, а рычаг 9 через серьгу 6 поворачивает рычаг 10 тормоза, ослабляя ленту на соответствующем барабане.

Остановочный тормоз полуосей

Данными тормозами управляют педалями. На педаль нажимают в случае необходимости полной остановки одноимённой гусеницы. При этом тяга 17, работая на сжатие, через тяги 21 и 22 остановочного тормоза и серьгу 20 поворачивает рычаг 23 затягивает тормозную ленту на барабане.

Тормоз заднего моста ДТ 75
Остановочный тормоз полуоси заднего моста трактора ДТ 75

Конечные передачи

Данная часть выполнена в виде одноступенчатого понижающего редуктора, состоящего из пары цилиндрических шестерен. Редуктора размещены в отдельных литых корпусах 17, прикреплённых к задним боковым частям картера трансмиссии трактора. Дополнительно корпуса конечных передач имеют опору в виде фланцевого хвостовика 16 плотно зажатого бугелем 15 в выемке корпуса моста 12, где зазор в стыке бугеля с корпусом должен быть не более 0.2 мм и регулируется прокладками. Резьбовой крепёж бугелей затягивается с усилием 30 – 35 кгс при рычаге затяжки 500 мм.
Смазка в корпус конечной передачи заливается через горловину 14 с пробкой 13, до уровня контрольной пробки 19. Слив масла для провидения его замены или ремонта узла осуществляют открывая пробку сливного отверстия 23.

Разрез бортового редуктора ДТ 75
Конструкция конечной передачи трактора ДТ-75

Ведущая шестерня конечной передачи вращается на двух роликовых подшипниках 9 и 6. На наружных шлицах ступицы шестерни закреплён тормозной шкив 10 остановочного тормоза. Внутренними шлицами ведущая шестерня конечной передачи 5 соединена с полуосью 11. Ведомая шестерня 18 своей шлицевой ступицей посажена на шлицы вала 22. Сам вал, большой ведомой шестерни, внутренней опорной точкой вращается на шарикоподшипнике 20, а наружной опорной точкой на роликовом подшипнике 3. Непосредственно на наружном фланце вала ведомой шестерни болтами крепится ведущая звездочка 34, передающая привод гусенице.

Бортовая ДТ 75
Детали конечной передачи трактора ДТ-75 с номерами по каталогу

Регулировки механизма поворота

В связи с износом фрикционных накладок тормозных лент в процессе выполнения работ, а также в случае ремонта, для корректной работы в управлении требуется проводить регулировку поворотного механизма трактора. Проявлениями неправильной или неисправной работы тормозных механизмов поворота трактора есть плохая его управляемость с нарушением параметров свободного и рабочего хода органов управления, сопровождающаяся перегревом в результате пробуксовок ленточных тормозов.

Контроль настойки и саму регулировку производят через специальные люки сзади кабины трактора. Для осуществления настройки, с обеих сторон задней стенки корпуса заднего моста, размещены по паре сервисных малых люков. Под крышками люков размещены регулировочные винты, с помощью которых осуществляют подтяжку тормозных лент. Ближние к центру задней стенки отвечают за регулировку фрикционов, а через ближние к гусеницам люки осуществляют настройку остановочных тормозов, управляемых педалями. Установочные крышки люков имеют фиксирующие положение винтов проёмы в виде приклёпанной п-образной вставки. Сверху, на горизонтальной плоскости моста в левом и правом коробе шарнирно-рычажной части механизма поворота также открывают люки для контроля настройки фрикционов.

Настройка фрикционов

Свободный ход рычагов фрикционов (для управления солнечными шестернями планетарных механизма поворота) должен быть в пределах 60 – 80 мм, а их рабочий ход 500-600 мм. Сигналом необходимости проведения регулировки тормозных лент фрикционов является уменьшение свободного хода рычагов до 30 мм.

Регулировка поворотного механизма ДТ 75
Регулировка тормозов солнечных шестерен в механизме поворота ДТ 75

Регулировку производят поворотом регулировочного винта в соответствующем люке до совпадения радиальной проточки контрольного штока с торцевой кромкой проушин в верхнем люке шарнирно-рычажного части тормоза (кромка штока указана буквой «К» на схеме заднего моста в части пружинного узла фрикциона). После провидения данной настройки усилие затяжки тормозной ленты фрикциона скорректируется под действием изменённого усилия пружинного узла подвески ленты с учётом выработки тормозных накладок, а свободный ход рычага управления фрикционом восстановится до нормальных пределов (60-80 мм). При этом, если не производилась разборка тормоза, дополнительной настройки длины тяг в приводе его управления не потребуется.

Нормальным зазором между тормозной накладкой ленты и барабаном в отпущенном тормозе должен быть в пределах 1.5 -1.8 мм. Такой же зазор должен быть и в затянутом тормозе между упорным нижним винтом и тормозной лентой.

Настройка остановочных тормозов

При сборке остановочного тормоза длину приводной тяги педали управления регулируют так, чтобы пальцы тормозной ленты плотно прижимались в вырезах, а педаль управления находилась в вертикальном положении.

Регулировки поворотного механизма ДТ 75
Регулировка остановочных тормозов трактора ДТ-75

Затем настраивают затяжку ленты правого тормоза соответствующей гайкой в лючке, где полная затяжка тормоза должна совпадать с положением второго зуба фиксатора педали управления. Ход левой педали управления тормозом настраивают по аналогии и в соответствии с выполненной регулировкой правой педали тормоза.

Ссылка на основную публикацию