/Y

Устройство и особенности ремонта коробки передач трактора Т-25 Владимировец

Маломощный универсально-пропашной колёсный трактор Т-25 оснащён механической трансмиссией в состав, которой входит коробка передач с поперечным размещением валов по типу конструкции КПП трактора Т-40. Механизм имеет одинаковый принцип организации реверсного режима включения передач с колёсным трактором ЛТЗ и отличается конструкторским решением в части формирования замедленных передач. Также нужно отметить, что КПП не имеет отдельной позиции для включения задней скорости и движение трактора задним ходом осуществляется только за счёт включения реверса в соответствии с выбранной, одной из шести, передачи переднего хода.

Механизм КПП трактора Т 25

Схема переключения при управлении КПП

Редуктор формирования передаточных чисел Т 25 представляет собой механизм в составе с цилиндрическими шестерням со скользящим вхождением в зацепление зубчатых блоков при смене итогового передаточного числа на задний мост трактора.

В общем редуктор КПП обеспечивает включение восьми передач переднего хода и шесть передач заднего хода при переключении реверсом, где из восьми передач переднего хода две замедленные.

Таблица скоростей трактора Т 25
Скорость движения трактора Т-25 в соответствии с включённой передачей

Коробка имея четырёходовую схему переключения подразумевает включение трёх стандартных и одной замедленной передачи переднего хода. Удвоение передач осуществляется за счет переключения редуктора в режим работы второй ступени. При включении реверса движение задним ходом не распространяется на замедленные передачи, то есть трактор получает задний ход при включении шести стандартных передач. Учитывая поперечное размещение валов КПП переключение осуществляется продольным движении рычага по нейтрали и в поперечном (влево — вправо от нейтрали) при непосредственном включении выбранной передачи.

Исходя из того, что трактора Т-25 выпускался в различных модификациях на протяжении долгого времени с 1966 по 1990 год, на разных предприятиях (Харьковском Тракторном Заводе и Владимирском Тракторном Заводе), в следствии этого машина имеет различные вариации механизма переключения КПП. Также нужно отметить, что ранние версии тракторов отличаются от поздних сменой места положения включения II и III передач, где в ранних версиях II передача включалась в одной позиции с IV и соответственно III в одной позиции с I передачей, а в более поздних II передача включается в одной позиции с I передачей и соответственно III передача в одной позиции с IV.

Трёхрычажное управление

Такое управление подразумевает раздельное управление, где одним рычагом осуществляют переключение скоростей, вторым включают реверс и третьим переключают ступени КПП «повышенная — пониженная». С читается, что такая версия тракторов Т-25 является самой ранней в период выпуска с 1966 по 1970 год.

Управление коробкой передач Т 25
Трёхрычажное управление КПП Т-25

Двухрычажное управление

Данный вид управления подразумевает два варианта исполнения управления КПП.

В первом варианте один рычаг имеет функционал переключения передач и выбор режима «повышенный-пониженный», вторым малым рычагом обеспечивается управление реверсом.

Переключение передач трактора Т 25
Схема двухрычажного управления КПП Т 25

Второй вариант подразумевает переключение передач отдельным рычагом, а управление реверсом и выбор повышенного или пониженного режимов вторым рычагом.

Схема переключения КПП т 25
Двухрычажное управление КПП Т 25 второй вариант

Однорычажное управление

Управление одним рычагом объединяет в себе переключение передачами, управление реверсом и переключение замедленного и ускоренного режимов.

Однорычажное управление КПП трактора Т 25
Схема переключения скоростей Т-25 одним рычагом

Устройство КПП

Редуктор коробки передач размещён в основном корпусе трансмиссии трактора вместе с дифференциалом заднего моста и приводом вала отбора мощности.

Коробка передач трактора Т 25 в месте с дифференциалом
Основной корпус трансмиссии трактора Т 25 с механизмами КПП и дифференциалом заднего моста

КПП состоит из следующих частей:

  • основного ведущего продольного вала
  • первичного вала с узлом реверса
  • вторичного вала
  • продольного приводного вала замедленных передач и ВОМ
  • поперечного вала замедленных передач
  • механизма переключения
Трансмиссия трактора Т 25
Общая схема трансмиссии трактора Т -25
КПП Т 25
Валы коробки передач Т 25

Первичный вал и узел реверса

Коробка принимает крутящий момент от муфты сцепления через коническую передачу, меняя направление вращения с продольного в поперечное. В этой части механизм имеет схожую конструкцию с КПП трактора Т-40, где коническая шестерня продольного вращения, выполненная за одно целое с ведущим валом, взаимодействует сразу с двумя коническими шестернями поперечного вращения на первичном валу КПП. Одна коническая шестерня обеспечивает передачу для движения вперед, а вторая -левая, получая обратное вращение, обеспечивает привод для реверсного движения задним ходом.

Коробка передач Т 25
Схема КПП трактора Т-25

Описание схемы КПП Т 25

Переключение прямого хода на реверсный осуществляется работой скользящей зубчатой муфты, установленной на общем первичном валу между двумя этими шестернями. Вхождением в зацепление муфты с торцевым зубчатым венцом одной из конической шестерён включает передачу вращения прямого или реверсного вращения первичного вала КПП. При соединении с правой шестерней включается прямой ход, при взаимодействии с левой шестерней включается задний ход в соответствии с включённой передачей.

Сборка коробки передач Т 25
Реверс КПП Т-25
Механизм реверса коробки передач Т 25
Схема механизма реверса КПП Т 25

Узел реверса зафиксирован на первичном валу  упорными шайбами, зазор в зацеплении конических шестерён настраивается смещением первичного и ведущего вала изменением толщины пакета регулировочных прокладок под фланцами стаканов опорных подшипников валов. По левую и правую сторону реверсного узла на шлицах первичного вала  установлены по одной зубчатой каретке. Являясь ведущей частью на первичном валу по левую сторону реверсного узла размещены ведущие шестерни в виде спаренной подвижной каретки с шестернями для формирования I и III (I и II в более поздних версиях), V и VI передач, по правую сторону размещена каретка 10 включения II и IV передач (III и IV в более поздних версиях). Правый край вала выступает из корпуса шлицевым хвостовиком для организации работы приводного шкива.

Коробка трактора Т 25
Расположение шестерён КПП трактора Т 25
Зацепление шестерён коробки передач Т 25
Порядок зацепления шестерён КПП Т 25 по передачам

Вторичный вал

Деталь опирается своими краями в стенках корпуса трансмиссии на шариковые подшипники. С лева направо на валу размещены следующие зубчатые блоки и шестерни:

  1. ведомая шестерня I и III передачи взаимодействует с одноимённой ведущей на первичном валу шестерней в составе скользящего блока шестерен (через эту же шестерню осуществляется привод замедленных передач);
  2. ведомая шестерня V и VI взаимодействует с одноимённой шестерней в составе скользящего блока на первичном валу;
  3. подвижная каретка переключения ступеней редуктора, при включении первой ступени редуктора находится в зацеплении с левым венцом дифференциала, при перемещении по вторичному валу в право каретка переключения ступени КПП своими торцевыми шлицами входит в зацепление с шестерней включения второй ступени КПП;
  4. шестерня второй ступени редуктора находится в постоянном зацеплении с вторым венцом дифференциала и взаимодействует с кареткой переключения ступеней передовая вращательный момент на левый зубчатый венец дифференциала;
  5. ведомая шестерня II и IV передач взаимодействует с одноимённой скользящей ведущей шестерней на первичном валу.

Все ведомые шестерни вторичного вала кроме подвижной каретки переключения ступени редуктора зафиксированы на валу стопорными шариками.

 Дополнительный привод замедленных передач

Параллельно, с низу основного потока мощности, через цилиндрическую шестерню на продольном ведущем валу осуществляется привод для работы замедленных передач. Привод представляет собой продольный вал, попирающийся краями на два подшипника. Одновременно этот вал, проходя снизу механизма КПП, вдоль всего корпуса трансмиссии, передает привод на задний ВОМ трактора.

Коробка передач Т 25 Владимировец
Схема КПП вертикальный продольный разрез
Привод дополнительных передач КПП т 25
Привод замедленных передач КПП трактора Т 25

Передняя часть вала оборудована цилиндрической шестерней, получающей привод от шестерни 5 основного ведущего вала, на заднюю часть вала установлена коническая шестерня. Снизу параллельно вторичному валу установлен ведомый валик привода замедленных передач, получающий вращение от продольного дополнительного вала через установленную коническую шестерню. С вторичным валом привод замедленных передач взаимодействует через подвижную цилиндрическую каретку входящую в зацепление ведомой шестерней I и III передач. Таким образом коробка получает замедленную передачу переднего хода, удваивающуюся при переключении ступеней редуктора, без возможности её включения в реверсном режиме.

Механизм переключения

Под крышкой корпуса КПП размещены четыре валика переключения, из которых два отвечают за переключение передач, два  других для переключения ступеней редуктора и включения режима реверса. На валики закреплены вилки, связанные с подвижными каретками и зубчатыми муфтами, передвижением которых обеспечивается изменение передаточного числа и направление вращения. Валики через промежуточные рычаги и тяги соединены непосредственно с рычагами управления. Позиции включения фиксируются пружинными стопорами в составе механизма переключения.

КПП Т 25
Механизм переключения КПП
Механизм переключения коробки передач Т 25
Пружины фиксаторов механизма переключения
Валики с вилками КПП Т-25
Валики с вилками переключения шестерён КПП Т-25
Механизм блокировки переключения КПП Т 25
Механизм блокировки переключения КПП

Механизм переключения передач имеет блокировку в виде валика расположенного над фиксаторами. Разблокировка механизма переключения осуществляется при выжиме муфты сцепления, когда тяга через рычаг перемещает валик обеспечивая совпадение сверлений валика с хвостовиками фиксаторов.

Особенности ремонта КПП

Стандартный ремонт подобных узлов подразумевает полную дефектовку деталей механизма и опор вращения. Оценивая техническое состояние КПП обращают внимание на выработку зубьев шестерён, зубчатых муфт и шлицов волов, состояние подшипников в опорах вращения, изношенность вилок и валиков в механизме переключения. Чрезмерные зазоры в зацеплении шестерён, люфты в опорах вращения будут приводить к биению в механизме, приводящему к быстрой потере ресурса КПП. Признаками появления недопустимого износа в механизме является повышенный шум и гул в работе, плохое включение или выбивание включённой передачи.

Сборка узла реверса

Исходя из особенностей конструкции КПП трактора Т-25 основными сложностями в ремонте узла есть настройка зацепления конических пар шестерён в части ведущего вала с узлом реверса, где оптимальное зацепление кроме подбора пакетов прокладок зависит от правильности сбора реверсного узла в составе с двумя коническими шестернями и зубчатой муфтой переключения. Реверсный узел должен быть собран без люфтов, которые нивелируются прокладками устанавливаемых под ограничительную шайбу с левой стороны первичного вала, где шайба стопорится в своих прорезях загибом усиков специальной последней прокладки в пакете.

Сборка коробки передач трактора Т 25
Стопорная шайба узла реверса
Сборка реверса КПП Т 25
Фиксация шайбы загибом усиков в механизме реверса КПП

Порядок сборки КПП

Осуществляя сборку коробки нужно понимать, что настройка зацепления главной ведущей конической шестерни с коническими шестернями реверсного узла осуществляется последним этапом в сборке. Для этого, осуществляя монтаж валов с шестернями, не спешат устанавливать опоры с регулировочными прокладками, так как взаимное расположение валов требует корректировки.

Конкретно в КПП трактора Т-25 сборку осуществляют в следующем порядке:

  1. Ведущий продольный вал устанавливают в посадочное место на подшипнике с конической шестерней без стакана с прокладками;
  2. Затем устанавливают первичный вал с узлом реверса и ведущими штатными каретками с левым опорным подшипником;
  3. Устанавливают вторичный вал с шестернями и муфтой переключения ступеней редуктора левым и правым опорными подшипниками, где осевое размещение шестерён и муфты переключения ступеней должны быть размещены в соответствии с максимально полным заходом в зацепление с ведущими шестернями. Осевое положение шестерён вторичного вала регулируется формированием пакетов регулировочных шайб расположенных по обе стороны ведомой шестерни привода замедленных передач (первой на валу с лева). Стопорные шарики в отверстия шестерён устанавливаются при  совпадении с штатными проточками на валу;
  4. Устанавливают левую общую крышку первичного и вторичного вала;
  5. Формируют пакет прокладок под стакан в правой опоре первичного вала так, чтобы положение двух конических шестерен узла реверса обеспечивали равномерное зацепление с левой и правой стороны с ведущей конической шестерней продольного вала, ориентируюсь на её ось вращения;
  6. После полной установки с пакетом прокладок первичного вала подбирают пакет прокладок под фланец стакана продольного вала, обеспечивая глубину захода зубьев ведущей конической шестерни в зубья двух конических шестерней реверсного узла.

Свидетельством правильной настройки зацепления будет: плавное вращение валов от руки без закусывания зубьев, с полноценным, взаимным заходом зубьев в зацепление; без чрезмерных зазоров, приводящих к биению зубчатых пар.

Принимая во внимание характер и правила регулировки простых прямозубых конических шестерен ориентиром для регулировки будет визуальное совпадение воображаемых вершин конусов, входящих в зацепление шестерён, при пересечении осей их вращения. Равномерность зацепления двух ведомых шестерней с ведущей можно проверить визуальным оцениванием пятна контакта при окрашивании зубьев ведущей шестерни.

Взаимодействие конической зубчатой передачи
Схема взаимного расположения пары конических шестерен в зацеплении

Для обеспечения герметичности полости размещения смазываемого механизма и опор вращения валов при проведении ремонта не допускается повторное использование уплотнительных прокладок, сальников и манжет.

Ссылка на основную публикацию