/Y

Устройство коробки переключения передач колёсного трактора Кировец К-700

Колёсный трактор марки К-700, является первоначальной моделью в линейке машин 5-го тягового класса производственного бренда «Кировец» Петербургского Тракторного Завода. Трактор оснащён механической трансмиссией, в состав которой входит коробка передач, где, не смотря на гидромеханическое переключение скоростей требуется разрыв потока мощности, идущий от двигателя. Этим и отличается коробка передач К-700 от последующих моделей тракторов данной линейки К-700А, К-701, К-702, где переключение с скоростей в рамках одного диапазона уже осуществляется бесступенчато, без разрыва потока мощности. Вместе с этим, нужно отметить, что особенностью трансмиссий всех выше указанных марок тракторов есть то, что функцию основного сцепления выполняет работа гидроподжимной фрикционной муфты включенной передачи, а разъединение потока крутящего момента осуществляется за счёт сброса давления в гидросистеме КПП.

Коробка передач трактора К 700

Скорости трактора

Сельскохозяйственное назначение предполагает применение машины в широком спектре технологических операций, что требует от трансмиссии трактора значительной функциональности в части формирования передаточных чисел. Так для полноценного применения машины в сельском хозяйстве трактор К-700 оснащён КПП обеспечивающей 16 скоростей переднего хода и 8 скоростей заднего хода. Сохраняя своё сельскохозяйственное назначение и имея некоторые усовершенствования в конструкции КПП, такое же количество передач переднего и заднего хода имеют трактора К-700А, К-701. Марка К-702 является машиной чисто промышленного назначения с коробкой переда обеспечивающей 4 скорости переднего хода и 4 заднего хода.

Трактор Кировец
Трактор Кировец К-700

Таблица формируемых скоростей и тягового усилия тракторов К-700, К-700А, К-701, К-702 по передачам на номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

ПередачаСкорость и соответствующее тяговое усилие ( км. в час/кН)
К-700К-700АК-701К-702
Передний ход
12.9/602.6/602.9/650-8.4/ 171-26
23.6/603.1/603/650-12.2/ 118-18
34.3/603.8/604.2/650-31/ 46-7
45.2/604.6/605.1/650-44.5/ 32-5
55.7/606.8/607.1/65
66.9/607.7/558.6/62
78.3/51.89.2/44.510.3/50.5
810.0/40.411.1/3612.4/41
99.3/45.87.0/607.8/65
1011.3/36.68.5/499.5/55.5
1113.6/29.310.3/4011.5/45
1216.4/22.412.4/3213.8/36
1318.0/20.717.2/2519.2/27.5
1421.9/1620.8/2023.3/22
1526.4/12.225.1/1628.0/18
1631.7/8.630.2/1333.8/14
Задний ход
15.1/604.6/605.1/650-7.3/ 198-30
26.2/605.5/606.2/650-12/ 120-19
37.5/56.56.5/607.4/650-26.8/ 53-8
49.1/44.28.0/538.9/59.50-44.1/ 32-5
516.3/22.912.5/3213.8/36
619.3/17.815.0/25.916.7/28.5
723.9/13.718.1/2020.2/22.5
828.7/9.821.7/15.524.3/17.5

Схема переключения

Управление коробкой передач трактора К-700 осуществляется четырьмя органами управления:

  • Выбор режима – «повышенный – пониженный»
  • Диапазон
  • Передача
  • Режим привода полный 4х4 или привод только на передний мост 4х2
Порядок переключения скоростей К-700
Схема переключения передач, режимов и диапазонов трактора К-700

Двумя положениями рычага делителя осуществляется выбор режима работы КПП на повышенный или пониженный.

Рычаг переключения диапазонов имеет три положения — два для включения переднего и одно для включения заднего хода в рамках предварительно выбранного режима. В сумме, с учётом двух режимов, машина получает четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода.

Отдельным рычагом переключения осуществляется выбор одной из четырёх передач в рамках выбранного режима и включенного диапазона.

Осуществляя любое переключение коробки К-700 необходим сброс давления осуществляемый отдельной педалью. Этот прием обеспечивает разрыв мощности коробки с двигателем. В усовершенствованных коробках тракторов К-700А, К-701, К-702, разрыв при гидромеханическом включении передач не требуется, сброс давления делается только при механическом переключении режима или диапазона.

Необходимость произведения разрыва мощности при переключении передач коробки конкретно К-700 объясняется отсутствием в гидросистеме трансмиссии гидроаккумулятора, который работает на сглаживание падения давления при перенаправлении потока масла от одной гидромуфты к другой и тем самым обеспечивая плавный переход, без рывков, от одной передачи к другой без провалов в тяговом усилии. Естественно в последующих версиях трактора данный недостаток был устранён и машины получили возможность переключения передач бесступенчато.

С учетом того, что трактор может работать в режиме полного привода 4х4 или с приводом одного моста 4х2, к органам управления КПП относится рычаг включения привода ведущего заднего моста. То есть, стандартно трактор поучает постоянный привод только на передний мост, при необходимости работы в режиме полного привода 4х4 задний мост включается дополнительно.

Устройство КПП

Общее устройство коробки передач можно разделит на две основные части: механическая часть — включает в себя редуктор формирования передаточных чисел и привод гидронасосов;
гидравлическая система коробки — обеспечивающая смазку механизма и переключение гидроуправляемых муфт переключения скоростей и включение ВОМ трактора.

КПП трактора К-700А, К-701
Коробка передач К-700А, К-701
КПП К 700
Схема устройства редуктора коробки передач

Редуктор коробки размещён в отдельном составном корпусе, где размещены четыре основных вала, обеспечивающих переключение и формирование передаточных чисел:

  • ведущий вал
  • промежуточный вал
  • грузовой вал
  • раздаточный вал

Также для получения обратного вращения грузового вала и обеспечения задний хода трактору в конструкцию коробки включена дополнительная промежуточная шестерня, вращающаяся на отдельной оси. В качестве вспомогательного механизма в конструкцию КПП включён привод гидронасосов.

Продольный разрез коробки передач К-700
Схема редуктора коробки передач

Формирование передаточных чисел осуществляется гидравлическим срабатыванием фрикционных, гидравлических муфт, установленных на ведущих шестернях и механическим переключением зубчатых муфт в составе КПП.

Общие технические данные КПП

  • Вес КПП – 1025 кг
  • Объём заправки 24 литра
  • Рабочее давление 8.5-10 кгс/см²
  • Длинна -138 см
  • Ширина -85 см
  • Высота -187 см

Ведущий (бустерный) вал

Своим передним вал краем получает вращение непосредственно от двигателя через полужёсткую муфту. Опоры вращения вала размещены в составных постелях двух половин составного корпуса. На валу размещены четыре гидроупровляемые фрикционные муфты с ведущими шестернями четырёх передач.

Бустерный вал коробки К 700
Ведущий вал в сборе с гидроупровляемыми муфтами КПП К-700
Ведущий вал кпп к-700
Детализация ведущего вала

Работой муфт осуществляется переключение скоростей. Ведущие шестерни находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями на промежуточном валу. Задний край вала взаимодействует с приводом вала отбора мощности трактора. Также от ведущего вала осуществляется привод гидронасосов гидросистем трактора.

Вал ведущий коробки К 700
Схема ведущего вала

Промежуточный вал

Своими жёстко установленными шестернями вал взаимодействует постоянным зацеплением с ведущими шестернями бустерного (ведущего) вала. Снизу вал взаимодействует с шестернями грузового вала, где включенное передаточное число одной из гидроподжимной муфт бустерного вала переформировывается в соответствии с включенным диапазоном.

Состав промежуточного вала коробки К-700
Сборочная детализация промежуточного вала по каталогу

Грузовой вал

Своими свободно вращающимися шестернями, включаемыми в формирование передаточных чисел скользящими зубчатыми муфтами, вал обеспечивает переключение диапазонов переднего и заднего хода. Своими жестко посажеными шестернями, на заднем его крае, грузовой вал взаимодействует с свободновращающимися шестернями раздаточного вала КПП.

Сборочная схема грузового вала коробки К 700
Схема детализации грузового вала

Стояночный ленточный тормоз на грузовом валу в составе КПП установлен только в первоначальной версии коробки трактора К-700, в последствии на тракторах К-700А, К-701, К-702 данный механизм был исключен из состава узла.

Устройство стояночного тормоза К-700
Стояночный тормоз К-700

Раздаточный вал

Установлен в нижней части корпуса КПП и выполняет функцию передачи сформированного передаточного числа на ведущие мосты трактора. Включение и выключение привода заднего моста осуществляется работой отдельной скользящей зубчатой муфты.

Устройство раздаточного вала коробки К 700
Сборочная детализация раздаточного вала по каталогу

Также отдельной зубатой муфтой осуществляется выбор режима работы КПП «повышенный или пониженный» При этом передний мост получает постоянный привод от раздаточного вала, а дополнительным включением заднего моста активируют полный привод ходовой части машины.

Кинематическая схема коробки передач К 700
Схемы работы в соответствии с включённым диапазоном
Трансмиссия трактора К 700
Схема распределения мощности от КПП ведущим мостам трактора

Привод гидронасосов

Также в механическую часть коробки передач К-700 входит привод гидронасосов, расположенный в верхнем полукорпусе, над ведущим бустерным валом. Механизм обеспечивает привод масляного насоса механизма поворотов, гидронавесной системы и гидросистемы КПП. Привод насоса коробки передач осуществляется через коническую передачу и вертикальный вал.

Сборочные единицы привода гидронасосов КПП К 700
Детализация привода гидронасосов коробки К-700 по каталогу

Одновременно с помощью установленных зубчатых муфт привод насосов может переключатся в режим работы от вращения колёс ходовой части трактора. Такой синхронный режим привода насосов используют в случаях буксирования трактора с неработающим двигателем.

Привод гидронасосов в КПП К 700
Вал привода гидронасосов

Зубчатая муфта переключения режима привода установлена на валу между двумя приводными шестернями, одна из которых получает вращение от бустерного вала, другая от промежуточной шестерни заднего хода. С помощью поводка переключения осевым перемещением зубчатой муфты по валу её зубцы могут входить во внутренние венцы одной или другой приводной шестерни. Муфта посаженая на шлицы вала осевым вхождением в зацепление с одной из двух шестерён включает режим привода, соединяя шестерню с валом привода.

В последствии, из состава коробок усовершенствованных версий тракторов К-700А, К-701, К-702, приводы насосов гидронавесной системы и управления поворотами были исключены. Двух секционный насос КПП был заменён на односекционный, также был убран из конструкции стояночный тормоз трактора.

Механизм переключения

В состав механизма управления коробки входит комплекс рычажно-ползунковых шарнирно сочленённых деталей, с помощью которых через рычаги управления и педаль осуществляют переключение передач, диапазонов, режимов. А также включение и выключение заднего моста трактора и переключение режимов привода гидронасосов (от двигателя или от ходовой части трактора).

Коробка передач трактора К 700
Органы управления КПП К-700

Переключение зубчатых муфт грузового и раздаточного валов осуществляется кулисой, установленной на верхней части корпуса коробки.

Устройство кулисы коробки передач К-700
Схема кулисы

Валик 8 с рычагом управления 3 связан с зубчатой муфтой переключения режимов («повышенный» –«пониженный») на раздаточном вале. Валики 10 и 9 рычага управления 2 осуществляют переключения диапазонов переднего и заднего хода. Отдельный рычаг 1 связан с валиком включения заднего моста с помощью зубчатой муфты на раздаточном валу. Валики ползуны взаимодействуют с рычагами управления через его шаровый наконечник.

Сборочные единицы кулисы коробки передач К 700
Детализация кулисы КПП по каталогу
Сборочные единицы механизма переключения диапазонов КПП К-700
Детализация механизма переключения диапазонов коробки передач по каталогу
Привод переключения раздаточного вала КПП К 700
Механизм переключения режимов и привода заднего моста КПП К-700
Рычаг переключения передач К 700
Привод механизма переключения передач

Положение валиков при выборе диапазона или режима фиксируется подпружиненным шариковым фиксатором, входящим в их радиальные гнёзда. Для исключения самопроизвольного переключения валиков в канале корпуса кулисы встроено стопорное устройство, состоящее из шариков. Работа устройства заключается в вхождении шарика в паз неподвижного валика при переключении другого валика.

Рычаг переключения режимов привода гидронасосов коробки передач К 700
Рычаг переключения приводов гидронасосов

Переключение режимов привода гидронасосов осуществляется рычагом, где фиксация положение зубчатой муфты осуществляется подпружиненным стопором, входящим в паз зубчатого сектора.

Механизм управления коробкой К 700
Механизм управления коробкой передач
Сборочные единицы механизма переключения передач К 700
Детализация механизма переключения передач КПП К 700 по каталогу

Таблица формирования передаточных чисел по передачам тракторов «Кировец»

Марка трактораШестерни с числами зубьями на валуПередаточное число
ВедущемПромежуточномГрузовомРаздаточном
I режим 1-я передача
К-7002441;1844;18429,74
К-700А, К-7012441;1844;215711.30
К-7022738;3130;21573.70
I режим 2-я передача
К-7002738;1844;18428.03
К-700А, К-7012738;1844;21579.33
К-702333121572.54
I режим 3-я передача
К-7003035;1844;18426.65
К-700А, К-7013035;1844;21577.74
I режим 4-я передача
К-7003332;1844;18425.53
К-700А, К-7013332;1844;21576.43
II режим 1-я передача
К-7002441;2734;18425.02
К-700А, К-7012441;3131;21574.63
К-7022738;3130;34251.0
II режим 2-я передача
К-7002738;2734;18424.13
К-700А, К-7012738;3131;21573.82
К-702333130;34250.668
II режим 3-я передача
К-7003035;2734;18423.42
К-700А, К-7013035;3131;21573.17
II режим 4-я передача
К-7003332;2734;18422.84
К-700А, К-7013332;3131;21572.63
III режим 1-я передача
К-7002441;1844;34253.07
К-700А, К-7012441;1844;29294.17
III режим 2-я передача
К-7002738;1844;34252.53
К-700А, К-7012738;1844;29293.44
III режим 3-я передача
К-7003035;1844;34252.09
К-700А, К-7013035;1844;29292.85
III режим 4-я передача
К-7003332;1844;34251.74
К-700А, К-7013332;1844;29292.37
IV режим 1-я передача
К-7002441;2734;34251.58
К-700А, К-7012441;3131;29291.70
IV режим 2-я передача
К-7002738;2734;34251.30
К-700А, К-7012738;3131;29291.40
IV режим 3-я передача
К-7003035;2734;34251.08
К-700А, К-7013035;3131;29291.18
IV режим 4-я передача
К-7003332;2734;34250.89
К-700А, К-7013332;3131;29290.97
Картер коробки передач К 700
Основной корпус КПП К-700
Сборочные единицы верхней части корпуса КПП К 700
Детализация верхней части корпуса коробки
Карданные валы трактора К 700
Карданные валы приводов
Кардан заднего моста К 700
Кардан заднего моста от КПП К-700

Гидросистема коробки

В состав гидросистемы трактора входят:

  • Двухсекционный шестерёнчатый насос обеспечивает давление масла в системе (в последствии был заменён на односекционный).
  • Фильтр системы обеспечивает очистку рабочей жидкости.
  • Распределитель выполняет функцию переключения давления между гидроуправляемыми муфтами при переключении передач.
  • Четыре гидроупровляемые муфты включения скоростей и одна гидромуфта включения механизма отбора мощности трактора.
  • Радиатор обеспечивает охлаждение циркулирующего масла в системе.
  • Предохранительный клапан насоса обеспечивает верхний предел давления до 15 кгс/см².
  • Золотник слива обеспечивает сброс давления в системе управления гидромуфт включения передач при необходимости осуществить разрыв потока мощности от двигателя к КПП.
  • Золотник включения вала отбора мощности трактора.
  • Клапан ограничения давления в магистрали смазки (1.5 кгс/см²)
  • Редукционный клапан.
  • Перепускной клапан обеспечивает защиту радиатора от разрушения в случаях превышения давления 5.5-6 кгс/см². Перепускается масло из всасывающей магистрали в нагнетательную магистраль.
  • Гидроуправляемый тормоз синхронизатор
Маслопроводы коробки передач К 700
Трубопроводы КПП К-700
Монтаж коробки передач трактора Кировец
Установка КПП

Работа гидросистемы коробки передач осуществляется следующем образом. Масло через маслозаборник всасывается из картера КПП всасывающей секцией насоса и направляется в охлаждающий радиатор. После охлаждения масло поступает в резервуар размещённый в верхней половине корпуса коробки. Далее основная часть рабочей жидкости из резервуара по трубопроводу поступает к нагнетательной секции насоса. Таким образом обеспечивается постоянный подпор масла в нагнетательной магистрали. Вторая часть масла из верхнего резервуара по трубке стекает обратно в картер коробки.

Гидросистема КПП К-700
Схема гидросистемы коробки передач

Масло, вышедшее из нагнетательной секции насоса, направляется к фильтру системы, где оно очищается от загрязнений, включая металлические продукты выработки деталей коробки передач. В случае загрязнения фильтра масло перепускается, минуя фильтрующие элементы, проходя через перепускной клапан настроенный на 6 кгс/см². Затем масло проходит редукционный клапан, обеспечивающий постоянное значение давления в системе. Из редукционного клапана масло разделяется на два потока. Один поток, под давлением 8.5-9.5 кгс/см², идет через распределитель к гидроуправляемым муфтам переключения передач. Второй поток уходит на смазку редуктора коробки, подшипникового узла полужёсткой муфты и соединительной муфты привода ВОМ трактора. В случае, когда давление в масла в магистрали смазки превышает 1.5 кгс/см² его излишек сбрасывается в картер с помощью клапана ограничения.

Фильтр масла коробки передач К-700
Фильтр гидросистемы коробки передач
Масляный фильтр коробки К-700
Фильтр масла КПП К-700

В случае произведения разрыва мощности с двигателем осуществлением сброса давления золотником слива, масло проходит через канал в золотнике поступает в полость «И» тормоза- синхронизатора. Поступившее масло давит на колодку тормоза установленную на барабане фрикционной муфты первой передачи. Таким образом, одновременно с разрывом мощности с двигателем в КПП останавливается вращение валов, что обеспечивает комфортные условия для осуществления переключения передач и диапазонов в механизме коробки.

Тормозок коробки К-700
Тормоз синхронизатор коробки

После перехода к включению передачи масло из тормоза синхронизатора сливается в картер, а колодка под действием пружины отводится от барабана фрикционной муфты.

Распределитель коробки передач К 700
Распределитель переключения скоростей
Распределитель управления передачами трактора К-700
Устройство распределителя переключения передач

При включении передачи золотник управления передачами занимает одно из четырёх положений в соответствии с выбранной скоростью, при котором масло через золотник слива и канал в золотнике переключения скорости поступает в гидроуправляемую муфту соединяя её ведомые и ведущие диски.

Гидросистема КПП К-700
Схема гидравлической системы коробки передач и механизма отбора мощности

В случае включения четвертой передачи давление масла подается по трубопроводам и сверлениям в верхней крышке картера от золотника переключения передач через сверления в передней опоре ведущего вала поступает в полость А и далее уходит по маслопроводу внутри вала. Полость А, образованная неподвижной опорой и самим валом уплотнена торцевым уплотнением, состоящим из двух стальных втулок и пары чугунных колец. Напор масла в полости А поджимает чугунные кольца к внутренним торцам втулок. Радиальное уплотнение полости осуществлено резиновыми манжетами, расположенными в кольцевых канавках чугунных колец. Далее масло из маслопровода 4 поступает в полость Б между нажимным и средним диском муфты. Давлением нажимной диск сжимает пакет фрикционных дисков соединяя ведущий вал с шестерней. Часть масла через отверстие в нажимном диске уходит в полость внутреннего барабана и через отверстие в нём уходит на смазку дисков муфты.

Аналогично осуществляется подача давления в муфту включения первой передачи.
В муфты включения второй и третей передачи масло поступает через каналы в средней опоре, заполняет полости Д и Е, затем от туда по сверлениям в средних дисках муфт идут в бустеры Г и Ж. Торцевые  уплотнения полостей Д и Е осуществлено чугунными кольцами, одно из которых прижимается к среднему диску муфты,  а второе к стальному кольцу установленном на ведущем валу.

Устройство и работа гидромуфты

Многодисковая фрикционная муфта набрана из пакета чередующихся ведущих и ведомых дисков, изготовленных сульфоционированной стали.

В ведущую часть муфты входят ведущие диски с внутренним барабаном, нажимной диск со стаканом. К ведомой части муфты относятся наружный барабан с ведомыми дисками трения. Ведущие диски муфты связаны с ведущим валом и вращаются с частой вращения коленчатого вала двигателя. Ведомые диски, каждой отдельной муфты, связаны со свободновращающимися соответствующими шестернями ведущего вала.

Гидромуфта КПП К-700
Схема гидроподжимной муфты включения передачи КПП К-700

Включение передачи осуществляется соединением ведомых и ведущих дисков действием давления масла, поступающего в пространство между нажимным и средним дисками. Нажимной диск сжимает пакет и создавая усилием потенциал трения между дисками осуществляет соединение ведущего вала с шестерней передачи. Одновременно часть масла поступает в полость внутреннего барабана и через отверстия уходит на смазку дисков пакета трения муфты. При выключении скорости нажимной диск муфты отходит от пакета фрикционных дисков под действием пружин.

Насос КПП

Конструктивно узел расположен в нижней части картера коробки и получает привод через вертикальный вал от вала привода гидронасосов в верхней части коробки. Создаваемое насосом давление обеспечивает смазку механизма и переключение передач гидромуфтами в коробке, а также работу гидроподмуфты механизма отбора мощности трактора.

Насос коробки передач К-700
Схема двухсекционного масляного насоса коробки передач

Насос состоит и з составного корпуса, крышек, валика и двух пар шестерён. Одна пара шестерён образуют откачивающую секцию, вторая пара нагнетающую пару шестерён. На выходных трубопроводах обеих секций установлены предохранительные клапаны.

Сборочная схема масляного насоса коробки передач К-700
Детализация масляного насоса по каталогу

При частоте вращения ведущего валика насоса в 2000 об/мин производительность нагнетающей секции должна быть 48 л/мин. с давлением в 9 кгс/см², производительность всасывающей секции 60 л/мин с давлением 3 кгс/см². Защиту от перегрузок насоса давлением обеспечивает предохранительный клапан, настроенный на срабатывание сброса давления 15 кгс/см².

Ссылка на основную публикацию