Table of Contents
Стандартно производителем трактора Т-40 не предусмотрена установка обогревателя салона кабины. В связи с этим в холодное время года дискомфорт в управлении трактором вызывает обморожение остекления кабины и пониженная температура в её салоне. Для улучшения эргономики управления трактором в зимний период возможны несколько вариантов практической доработки или дооборудования машины в плане организации отопления кабины.
Варианты отопления
В тракторах с двигателями водяного охлаждения отопления решено за счет подвода нагретой охлаждающей жидкости в теплообменник печки установленный в кабине. Изменением интенсивности работы вентилятора, встроенного в такую печку, регулируется объём прогретого воздуха теплообменником узла в салоне. Трактор Т-40 не имеет такой возможности так, как его двигатели (Д-37 или Д 144) имеют воздушное охлаждение. Поэтому отопление салона можно организовать только путем дооборудования машины.
Для организации обогрева кабины Т-40 есть несколько вариантов реализации такой идеи
- Подвод теплого потока воздуха от работающего двигателя
- Отбор тепла от выхлопного коллектора
- Подвод разогретого масла от смазочной системы двигателя
- Установка автономной печки
Да вариант подачи горячего воздуха в салон от выхлопной трубы не рассматриваем в виду его не безопасности для здоровья водителя при случайном прорыве выхлопных газов через тонкостенный, подверженный интенсивной вибрации кожух глушителя.
Вместе с этим для эффективности реализации любого варианта нужно о обратить внимание на утепление самой кабины, где в данной марке трактора производитель о её герметичности не позаботился от слова совсем.
Обогрев разогретым воздухом от двигателя
Данный способ считается самым простым и дешёвым в исполнении. Эффективность обогрева зависит от качества исполнения конструкции воздухоподвода, которая может быть выполнена из подручных средств не требующих затрат. Если использовать в нагнетании тёплого воздуха в кабину только его инерцию, созданную охлаждающим вентилятором двигателя, то такой вариант будет максимально бюджетным.
Идея заключается в обустройстве левой стороны двигателя, где размещены дефлекторы на цилиндрах, щитком-отбойником с воздуховодом, перенаправляющим воздух в кабину. То есть поток воздуха, нагнетаемый турбиной охлаждения, проходит сквозь рёбра охлаждения цилиндров, нагревается работой двигателя, выходит на левую сторону, ударяется потоком в изготовленный кожух и уходит через в монтированный патрубок в кабину.
Интенсивность и объём поступающего воздуха в кабину будет зависит от плотности подгонки к головкам цилиндров изготовленного щитка. Распределение потока и его направление обдува в салоне организуют с помощью смонтированных легко сборных пластиковых или гофрированных труб используемых в монтаже канализаций.
При изготовлении также нужно понимать, что слишком плотное прилегание щитка воздухозабора будет снижать эффективность действия системы охлаждения. Поэтому степень задержки нагретого воздуха щитком должна быть оправдана в соответствии с окружающей температурой воздуха и режимом работы трактора дабы, не допустить перегрев двигателя. Также нужно понимать, что вместе с разогретым потоком воздухом охлаждения в кабину может попадать часть выхлопных угарных газов. Поэтому при организации отопления кабины трактора таким способом нужно максимально герметизировать систему выхлопа.
Отопление от выхлопного коллектора
Идея заключается в прогонке воздуха вокруг наружных нагретых стенок выхлопного коллектора и принудительной его подачи в салон кабины трактора.
Реализация такого отопления состоит из трёх основных этапов:
- С помощью сварки, на выхлопном коллекторе, наваривают теплообменную воздушную камеру с входным и выходным патрубками
- Устанавливают нагнетательный электровентилятор для подачи теплого воздуха в салон
- Соединяют сопла теплообменника на коллекторе воздухопроводами с кабиной
- Производят разводку воздуха по кабине от теплого воздуховода
Дополнительно для подачи воздуха в теплообменник или просто вместо вентилятора возможно использование инерции нагнетаемого воздуха турбиной охлаждения двигателя. Для этого всасывающий патрубок теплообменника соединяют с камерой нагнетания воздуха с правой стороны двигателя. Эта доработка упрощает саму импровизированную систему отопления, но несколько усекает систему охлаждения двигателя. Поэтому при принятии решения включения данного технического нюанса в конструкции отопления этот момент нужно учитывать, понимая что отбор потока воздуха на печку при переходе на летний период нужно будет обязательно устранять.
Также ещё раз заостряем внимание на то, что теплообменная камера вокруг наружных стенок выхлопного коллектора должна быть выполнена с гарантией отсутствия попадания выхлопных газов в теплообменную полость. Для повышения эффективности теплоотдачи внутреннюю полость теплообменника делают с рёбрами.
Масляная печка
Данный способ организации отопления требует более сложного инженерного подхода и относительно больших затрат. Вместе с этим такой способ при грамотной конструкции даёт более эффективный и безопасный обогрев кабины с возможностью его регулирования и отключения при необходимости.
Конструктивная реализация заключается в выведении масляной магистрали от двигателя в кабину и организации теплообменника в салоне с последующим отводом масла обратно к дизелю. Самым логичным есть подключение трубопроводов в месте присоединения масляного радиатора, под кожухом охлаждения с правой стороны двигателя. То есть для подвода масла в кабину трубопроводы подачи о обратки подсоединяются в месте подсоединения масляного радиатора. В кабине к этим трубкам подсоединяют масляный теплообменник.
В качестве теплообменника можно использовать любой подходящий по размеру двигательный масляный радиатор. Для эффективного теплообмена и его регулирования теплообменник заключают в корпус с окнами подвода и выхода воздуха. В нагнетательное окно устанавливают электродвигательный вентилятор с рабочим напряжением в соответствии с характеристиками бортовой электросети, желательно с переключателем оборотов для регулировки потока теплого воздуха.
Корпус теплообменника можно собрать из любого подходящего материала удобного в монтаже (фанеры или листового метала). Выходное отверстие теплообменника оборудуют воздуховодом с дефлектором регулировки направления потока воздуха. Соединительные масляные трубки, ведущие к теплообменнику в кабине, для повышения эффективности работы отопителя термоизолируются термостойким материалом.
Естественно включение в работу теплообменника возможно при включении, масляной системы двигателя в режиме «лето» при котором масло подаётся в теплообменник вместо масляного радиатора. При значительном снижении температуры воздуха для быстрого разогрева двигателя всасывающую решетку охлаждающего вентилятора закрывают заслонкой дополнительно моторный отсек утепляют кожухом. При необходимости отключения отопления производят переключение масляной системы дизеля в положения «зима», при котором поток масла в теплообменник будет перекрыт.
Установка автономной печки
Самым простым в установке и эффективным есть оборудование кабины автономным обогревателем. Недостатком данного варианта является потребность в дополнительном расходе дизельного топлива и существенная стоимость такой установки, которая на сегодня может стоить от 100-120$.
Для отопления кабины трактора Т 40 достаточно мощности автономки в 2 кВт. Для выбора и покупки узла можно использовать широко известную торговую интернет площадку «Алиэкспресс» где, представлен огромный спектр моделей таких печек.
Основные доработки в кабине при установке готовой автономной печки касаются организации места её размещения в салоне, подключение печки к электросети трактора, размещение питающего нагревательное устройство дизельным топливом бака, вывод патрубка выхлопа и забора воздуха, подвод топлива к узлу. Для бесперебойной подачи топлива в рабочем состоянии печки в питающую магистраль топливом могут быть включены подкачивающий насос и фильтр.