/Y

Устройство, регулировка и ремонт механизма муфты сцепления трактора Т-25

Силовая передача колёсного универсально-пропашного трактора Т-25 Владимировец оснащена простой, фрикционной, постоянно-замкнутой муфтой сцепления с механической отводкой, по типу муфты трактора МТЗ 80 в несколько уменьшенных размерах. Эксплуатация сцепления, правила его сборки и регулировки не отличаются от подобных рычажных (лапковых) муфт, широко используемых в составе трансмиссий грузовой и специальной технике, выпущенных советским промышленным комплексом. Данный материал посвящён особенностям конструкции, специфики проведения регулировок и ремонта механизма сцепления упомянутого трактора.

Сцепление Т 25

Устройство сцепления

Механизм муфты размещён в сухом отсеке промежуточного корпуса трансмиссии, где корзина смонтирована на шести болтах маховика двигателя и двух центровочных штифтах. Корзина, являясь ведущей частью муфты получает вращения через маховик двигателя, состоит из нажимного диска и упорного кожуха. Ведомый фрикционный диск установлен между нажимным диском корзины и плоскостью маховика.

При прижатии нажимным диском корзины фрикционного диска к маховику крутящий момент от двигателя передаётся через шлицевую ступицу фрикционного ведомого диска сцепления на основной силовой вал, соединённый через соединительную муфту с валом ведущей конической шестерни привода КПП. Когда нажимной диск отводится от фрикционного диска, благодаря выжиму рычагов-лапок корзины, передача вращения на КПП прекращается.

Муфта Т 25
Схема муфты сцепления трактора Т- 25

Описание к схеме сцепления Т 25

Основной силовой вал своим передним краем опирается на внутреннюю обойму двухрядного шарикоподшипника, установленного в центральной расточке маховика двигателя. Задним краем вал соединяется с валом привода КПП с помощью соединительной муфты через шпонки.

Вал сцепления трактора Т 25
Основной вал сцепления
Соединительная муфта силового вала Т 25
Соединительная муфта силового вала с валом привода КПП

Для получения постоянного привода гидронасоса навесной системы трактора в шлицевую ступицу кожуха корзины сцепления установлен дополнительный пустотелый короткий вал внутри которого проходит основной силовой вал трансмиссии.

Вал привода ГНС Т 25
Пустотелый вал привода насоса ГНС трактора

На заднем конце пустотелого вала установлена ведущая цилиндрическая шестерня передающая вращение на ведомую шестерню привода шестеренчатого насоса гидравлики трактора. Задняя опора пустотелого вала привода насоса состоит из двух шариковых подшипников, установленных в стакане и уплотнённых сальниками.

Таким образом от муфты трактора идут два вращательных потока:

  • Основной поток — от внутреннего вала на трансмиссию трактора, с возможностью разрыва муфтой
  • Второй, постоянный поток, — от ступицы кожуха через пустотелый вал привод на ГНС трактора

Корзина и ведомый диск

Для создания нажимного усилия на ведомый фрикционный диск муфты корзина оборудована двенадцатью цилиндрическими пружинами. Внутренними частями пружины упираются в выточки нажимного диска через термоизоляционные прокладки, которые предохраняют пружины от перегрева в результате возникающего трения в муфте. Наружные части пружин упираются в штампованные металлические стаканы, установленные в выточки кожуха корзины. Стаканы имеют продольные проточки для улучшения охлаждения пружин.

Сцепление трактора Т 25

Сцепление Т-25
Корзина муфты сцепления Т 25 в сборе

Для облегчения сборки механизма муфты кожух в центральной его части имеет три отверстия, которые могут соединяются болтами с совпадающими резьбовыми тремя отверстиями в нажимном диске.
В приливах нажимного диска на осях установлены три подпружиненных отжимных рычага (лапки) с регулировочными болтами, которые упираются своими сферическими концами в приклепанные к кожуху упоры.

Нажимной диск муфты Т 25
Нажимной диск муфты

Фрикционный диск имеет металлическую основу, к которой с обеих сторон приклёпаны фрикционные накладки. В центре ведомого диска установлена шлицевая ступица, через которую диск взаимодействует с силовым валом сцепления.

Диск сцепления Т 25
Ведомый фрикционный диск сцепления

Отводка муфты

Механизм отводки смонтирован на кронштейне в виде фланцевого стакана, установленного как перегородка корпуса между сухим передним и задним мокрым отсеком корпуса муфты. Внутри стакана, в задней его части установлена уплотнённая сальниками опора из двух шарикоподшипников для внешнего пустотелого вала с шестерней привода насоса ГНС. На передней наружной цилиндрической части кронштейна установлен скользящий корпус отводки с выжимным подшипником выключения муфты сцепления, который своей торцевой рабочей плоскостью взаимодействует с отжимными рычагами корзины.

Отводка Т 25
Корпус отводки муфты сцепления Т 25

Выжимной подшипник сцепления трактора Т-25 имеет необслуживаемый корпус и заполняется смазкой только заводом производителем. Дополнительно можно для увеличения ресурса заполнить подшипник смазкой можно нагнетанием через просверленное нештатное отверстие диаметром 2-3 мм. После нагнетания отверстие запечатывается герметиком или запаивается.

Подшипник отводки сцепления Т 25
Выжимной подшипник муфты

Нужно отметить, что основная часть тракторов Владимировец, в части подшипника отводки сцепления под каталожным номером 9588217, унифицированы с тракторами Т-40 и Т-16. Отдельные версии Т-25 своей отводкой унифицированы с трактором МТЗ 80.

Продольное движение корпусу отводки по кронштейну осуществляется через вилку привода управления, взаимодействующую через выступы корпуса отводки. Вилка закреплена на валике шпонкой и стяжным болтом. Сам валик установлен в корпусе на запрессованные чугунные втулки. Наружный край валика оборудован рычагом, соединённым через тягу с педалью управления муфтой сцепления.

Привод управления

Педаль управления установлена на валике, который проходит через расточки корпуса главной передачи. Второй конец валика соединён регулируемой вилкой и тягой с рычагом блокировки включения передач в составе механизма переключения скоростей КПП. Нижняя проушина рычага педали соединена через тягу с валиком привода вилки отводки сцепления. К боковой плоскости направляющей педали управления муфты приварены ограничивающие ход педали штифты.

Педаль управления сцеплением Т 25
Привод управления муфтой сцепления

При полном нажатии на педаль верхние штифты ограничивают её движение упором в пол кабины. Одновременно тяга проворачивает валик вилки перемещая корпус отводки с выжимным подшипником к нажимным лапкам, которые отводят нажимной диск от фрикционного диска сцепления рассоединяя муфту. На другом конце валика педали сцепления проворачивается рычаг блокировки КПП вперёд, обеспечивая возможность включения передачи. При возвращении педали в верхнее положение работой возвратной пружины отводка передвигается в заднее положение, муфта под действием пружин соединяется с маховиком, а рычаг блокировки переходит в заднее положение, исключая возможность случайного включения передачи КПП.

Регулировка муфты

Основной регулировкой муфты есть настройка свободного хода педали управления путём соблюдения зазора между контактными поверхностями отжимных рычагов и рабочей плоскостью выжимного подшипника в пределах 2-3 мм. При этом для соблюдения равномерности отвода плоскости фрикционного диска в момент разъединения муфты разность величины зазора на рычагах не должна превышать 0.1 мм.

Регулировку производят через левый боковой люк в корпусе сцепления подтяжкой или отпуском регулировочных упорных болтов отдельных отжимных рычагов лапок. Настроенный зазор обязательно фиксируется затяжкой контргайки регулировочного болта. Поочерёдный доступ к рычагам достигается проворачиванием коленчатого вала двигателя.

В случае проведении ремонта муфты, осуществляя сборку, все отжимные рычаги устанавливают в положение, при котором расстояние от упорного кожуха до контактной рабочей поверхности лапки должно составлять 27-30 мм, где погрешность расстояния между положением лапок, также, не должно превышать 0.1 мм. После сборки обеих половин трактора уместна настройка зазора между лапками и выжимным подшипником (2-3 мм) изменением длинны тяги в приводе педали управления муфтой сцепления.

Особенности ремонта

Нормальная работа муфты во многом зависит от состояния деталей механизма, где их чрезмерная выработка, в результате появившихся люфтов, будет проявляться неполным выключением при нажатии педали, нарушением плавности включения. Изношенный механизм сложно отрегулировать, перекосы в прилегании взаимодействующих плоскостей дисков и маховика провоцируют буксование муфты снижают КПД передачи крутящего момента от двигателя на трансмиссию.

Выжимные рычаги корзины сцепления Т 25
Износ лапок сцепления трактора Т-25

При дефектовке механизма муфты обращают внимание на износ и техническое состояние:

  • отжимных лапок корзины их контактных поверхностей с выжимным подшипником и в шарнире качения;
  • шлицов ступиц упорного кожуха и фрикционного диска;
  • шлицов валов их опорных подшипников;
  • уплотнителей в части коренной опоры коленчатого вала за маховиком и опорах вращения вала;
  • выработка фрикционных накладок ведомого диска;
  • неравномерный износ контактных плоскостей маховика и нажимного диска;
  • на слом возвратных пружин лапок и пружин нажимного диска;
  • износ выжимного подшипника отводки сцепления;
  • состояние чугунных втулок и ось поворота вилки отводки в корпусе сцепления.
Список запчастей сцепления трактора Т-25
Детализация сцепления Т 25 по каталогу

Принимая во внимание особенности конструкции механизма муфты сцепления трактора Т-25 можно отметить следующие моменты при осуществлении сборки узла:

  1. Перед монтажом муфты нужно убедится в плотности сальников коренной опоры коленвала, опор силового вала в маховике и стакане кронштейна отводки, которые исключают течь масла и замасливание фрикционного диска в сухой полости корпуса муфты;
  2. Фрикционный диск устанавливается стороной с заклёпками шлицевой ступицы к маховику двигателя, то есть обратная сторона с широким фланцем на ступице должна смотреть в сторону КПП;
  3. Для облегчения центровки механизма и соединения нажимного диска с кожухом корзины используют три монтажные отверстия, через которые болтами стягивают две детали в сборке с отжимными пружинами и установленными под ними термостойкими прокладками.
  4. Затяжку корзины шестью штатными болтами к маховику осуществляют при использовании центровочного вала обеспечивающего соосность ступиц корзины, ведомого фрикционного диска с опорой в маховике двигателя;
  5. При совпадении корзины и маховика с штатными штифтами и после полной затяжки шести  крепёжных болтов — демонтируют три установочных болта, освобождая нажимной диск;
  6. Нажимные рычаги (лапки), то есть их рабочие контактные поверхности с выжимным подшипником, с помощью регулировочных упорных болтов,  устанавливают в одной плоскости, где расстояние от плоскости кожуха до рабочей плоскости лапки должна составлять 27-30 мм.
  7. После проведения скатки трактора и соединения полной затяжкой болтовых крепежей корпуса сцепления с двигателем проверяют свободный ход педали управления муфтой, который должен соответствовать зазору между лапками и выжимным подшипником 2-3 мм. В случае необходимости увеличения зазора или его уменьшения — настройку осуществляют изменением длины тяги в приводе педали управления муфтой.

Нужно отметить, что более поздние версии трактора Т-25 стали оснащаться муфтами, которые несколько отличаются конструкцией в части корзины, размера выжимного подшипника и корпуса отводки. Вместе с этим, что касается их принципиальной конструкции, обслуживания, принципа регулировки и ремонта такие муфты, в сравнении с ранними, отличий не имеют.

Ссылка на основную публикацию