Table of Contents
Трактор МТЗ 920 серии 900 в линейке универсально-пропашных тракторов является продолжением усовершенствования базовой модели МТЗ 82 тягового класса 1.4. Сама модель получила развитие в ряде полноприводных модификаций: МТЗ — 920.2, 920.3, 920.4, 920.6. В статье раскроем тему характеристик и отличий в конструкции данной линейки тракторов.
Трактора Беларус 920 и 920.2
Стартовые модели МТЗ 920 и МТЗ 920.2 отличаются друг от друга видом ведущего переднего моста, где на 920 стоит портальный ПВМ с коническими редукторами, а на 920.2 балочный ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами. Кроме этого, на 920.2 стоит навесное устройство на основе гидроподъёмника с двумя силовыми цилиндрами. Гидрообъёмное управление (ГОРУ) с насосом-дозатором типа «Данфосс» с цилиндром в рулевой трапеции и поперечной рулевой тягой. Кабина трактора соответствует требованиям директив ЕС и ОЕСD оснащена системой вентиляции и отопления, интерьер имеет улучшенную отделку.
Двигатель
Оба трактора комплектуются стандартным двигателем с естественным всасыванием воздуха Д-243, Д-243С с мощностью 81 лошадиных сил, описание характеристик которого всем известны ввиду широкого применения в комплектации тракторов «Беларус». Облегчение запуска дизеля в холодное время достигается прогревом всасываемого воздуха электрофакельным подогревателем. При установленном гидроподъёмнике топливный бак имеет единый объём вместимостью 140 литров, в место 130 литров стандартных двух баков.
Общие характеристики
Параметры | Показатели МТЗ 920 | Показатели МТЗ 920.2 |
Общая длина, мм Без грузов По колёсам | 4120 3970 3840 | 4130 4000 3850 |
Ширина, мм | 1970 | |
Высота по кабине, мм | 2850 | |
Продольная база, мм | 2450+/- 20 | |
Колея задних колёс, мм | 1500-1600/1800-2100 | |
Колея передних колёс, мм | 1410/1990 | 1420/1970 |
Дорожный просвет, мм | 465 | 465 |
Размер передних шин | 13,6-20 | 360/70R24 |
Размер задних шин | 16,9R38 | 18,4R34(Ф-11) |
Эксплуатационная масса, кг | 4100 | 4200 |
Характеристики трансмиссии
Силовая передача трансмиссии с однодисковым сухим механизмом сцепления с диаметром нажимного диска 340 мм.
Коробка передач с однорычажным переключением, синхронизированная, двухдиапазонная с 14-ю передачами переднего хода и 4-мя заднего. Узел обеспечивает движение трактора вперёд со скоростью в интервале от 2,8 до 39,9 км/ч, и движение назад со скоростью в интервале от 5,8 до 13,2 км/ч.
I й диапазон коробки позволяет включать – 1ю, 2ю,3ю передачи движения вперёд и одну передачу заднего хода. Во II м диапазоне включаются 1я, 2я, 3я, 4я передачи движения вперёд и одна передача заднего хода. 4-ая передача движения вперёд включается только при включении II-го диапазона. Переключение диапазонов и передач внутри диапазона осуществляется двумя отдельными рычагами. Удваивание количества передач происходит за счёт переключения замедляющего редуктора трансмиссии рычагом у основания рулевой колонки.
Предусматривается установка двухскоростного двухдиапазонного механического ходоуменьшителя или гидроходоуменьшителя для получения дополнительных замедленных технологических скоростей при включении первой передачи переднего хода и задних передач двух диапазонов. Таким образом, с учётом переключения штатного понижающего редуктора в трансмиссии, трактор получает дополнительно 16 передач вперёд и 16 назад.
По заказу на КПП трактора вместо понижающего редуктора может устанавливаться реверс-редуктор.
Задний мост, блокировка дифференциала, тормозная система, привод переднего моста имеют одинаковую конструкцию и управление с машинами МТЗ 82. Исключением является управление блокировкой в случае комплектации трактора гидроподъёмником, в котором механизм имеет электрогидравлическое кнопочное управление.
Передняя колея портального моста с коническими колёсными редукторами МТЗ 920 регулируется выдвижными корпусами полуосей моста. Колея балочного моста МТЗ 920.2 устанавливается только сменой положения дисков относительно ободьев колёс.
ВОМ трактора
Трактор оснащён задним валом отбора мощности с двухскоростным независимым режимом работы в 540 и 1000 об/мин. Синхронный режим работы ВОМ соответствует 3,23 оборота хвостовика вала ВОМ на метр пути. Планетарный механизм включения имеет более удобную внешнюю регулировку тормозных лент. В управлении ВОМ МТЗ 920 имеет стандартную систему с рычагом переключения режимов синхронный – независимый и рычагом включения связанным тягами с тормозными лентами планетарного редуктора ВОМ в корпусе заднего моста. МТЗ 920.2 с гидроподъёмником имеет электрогидравлическое управление включения ВОМ с клавишным переключателем на боковой панели по правую руку водителя в кабине трактора.
Гидронавесная система
Максимальное давление в системе 20 мПа, производительность насоса 45 л/мин., ёмкость системы 28 литров. Распределитель Р80-3/4-222-3Гг, для тракторов с силовым регулятором – RS213 Belarus, Р70-1221С. Для МТЗ 920.2 с гидроподъёмником распределители РП70-1221 или RS213 Mita проточный. Дистанционное управление золотниками распределителя RS213 возможно при установке джойстика и отдельного рычага с помощью тросов двухстороннего действия.
- Система имеет три гидровывода два боковых и один задний, по заказу устанавливают дополнительный дренажный вывод.
- Система управления ЗНУ имеет три рабочих режима: силовой, позиционный, высотный.
- Заднее навесное устройство трёхточечное 2й категории с грузоподъёмностью 3000 кг на концах продольных тяг.
Беларус 920.3
Основными конструктивными отличиями трактора от 920.2 является более мощный турбированный дизель Д-245.43S2 и КПП с 18 скоростями переднего хода и 4 заднего. Облицовка машины имеет обновлённый интерьер с пластиковыми капотом и крыльями улучшенного дизайна. В остальном комплектация машины и система управления одинакова с трактором МТЗ 920.2
Особенности трансмисси и гидронавески
Коробка передач обеспечивает скорость движения вперёд в интервале от 2,6 до 38,1 км/ч, движение назад от 5,6 до 12,6 км /ч. При использовании понижающим редуктором — движение вперёд от 2,0 до 28,8 км/ч, назад от 4,2 до 9,5 км/ч. Передний ведущий мост балочный с планетарно-цилиндрическими колёсными редукторами.
Система управления блокировкой дифференциала, ВОМ трактора, ПВМ оборудована электрогидравлическим приводом с кнопочным переключением на боковой панели управления в кабине трактора.
В системе гидронавески на трактор в стандартной комплектации устанавливается гидроподъёмник с двумя силовыми цилиндрами грузоподъёмностью 4000 кг.
Также производитель используя гибкий подход к пожеланиям заказчика комплектует модель портальным ПВМ вместо балочного и стандартной навеской с одним силовым цилиндром грузоподъёмностью 3200 кг вместо гидроподъёмника
Общие характеристики МТЗ 920.3
Параметры | Показатели |
Общая длина, мм Без грузов По колёсам | 4440 4060 3850 |
Ширина, мм | 1970 |
Высота по кабине, мм | 2850 |
Продольная база, мм | 2450+/- 20 |
Колея задних колёс, мм | 1500-1600/1800-2100 |
Колея передних колёс, мм | 1410/1990 |
Дорожный просвет, мм | 465 |
Размер передних шин | 360/70R24 |
Размер задних шин | 18,4R34 (Ф-11) |
Эксплуатационная масса, кг | 4300 |
Характеристики двигателя
Дизель трактора имеет 2-ю ступень экологического стандарта, оборудован турбонаддувом с предварительным охлаждением нагнетаемого воздуха (интеркулером). Несмотря на небольшую прибавку мощности дизеля в сравнении с Д-243. Двигатель заметно отличается высоким показателем максимального крутящего момента, что увеличивает тяговые характеристики трактора.
Параметры | Показатели Д-245.43S2 |
Число цилиндров | 4 |
Смесеобразование | Непосредственный впрыск |
Степень сжатия | 15,1 |
Диаметр поршня, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Рабочий объём , л | 4,75 |
Номинальная частота вращения , об/мин | 1800 |
Максимальная частота вращения, об/мин | 2050 |
Минимальная частота вращения, об/мин | 800 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Мощность номинальная, кВт(л.с) | 62(83,7) При 1800 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 411 При 1400 об/мин |
Тепловые зазоры между клапаном и коромыслом в холодном двигателе, мм | Для впускных клапанов 0,2..0,3 Для выпускных 0,35…0,5 |
Угол опережения впрыска, ° | 4,0+\-0,5 |
Давление впрыска топлива ,м Па | 23,5…24,7 |
Удельный расход топлива, г/ кВт.ч | 235 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 25 |
Беларус 920.4
МТЗ 920.4
Модель трактора изготовлена на базе трактора МТЗ 920.3 отличием является: турбированный дизель Д-245.43S3А с III ступенью экологического стандарта, предварительным охлаждением нагнетаемого воздуха, системой впрыска топлива «Merser» или « Common Rail» и электронной системой управления; трансмиссия оснащена двухдиапазонной синхронизированной КПП с отдельными рычагами переключения передач и диапазонов, с 14ю передачами переднего хода и 4мя – заднего хода; на трактор установлен модернизированный щиток приборов 826-3805010 с индикатором комбинированным АР 80.3813(КД 8105) и комбинацией приборов АР 71.3801-03(КД 8116.3801-1) с частотным датчиком объёма топлива.
Кроме этого, нужно отметить, что ограниченное число машин данной марки было выпущено с двигателем «DEUTZ» TDC 2012L04 2V с мощностью в 63,5 кВт, также соответствующий III ступени экостандарта.
Беларус 920.6
Последняя версия трактора данной линейки является машиной с 6м классом модернизации отвечающей международным требованиям IV ступени экологического стандарта с дополнительно установленными двумя ступенями избирательной каталитической нейтрализации выхлопа. Трактор оснащён универсальной КПП со встроенным приводом переднего моста. Обновлённая электронная панель управления обеспечивает полный контроль и диагностику работы всех систем машины параллельно с системой комплексной электронной системой управления (КЭСУ).
Двигатель
Трактор оснащён турбированным дизелем с предварительным охлаждением всасываемого воздуха Д-245.43S4 мощностью 62 кВт (84 л.с). Основные характеристики дизеля идентичны моторам тракторов 920.3 и 902.4. Система питания включает в себя аккумуляторную систему топливоподачи Common Rail. В системе очистки воздуха установлен двухуровневый воздухоочиститель фирмы « Donaldson» сухого типа с двумя бумажными фильтрующими элементами. Пуск двигателя облегчается свечами накала. Подробная диагностика и контроль работы двигателя осуществляется электронной системой управления двигателем при подключении внешних диагностирующих устройств в разъём системы параллельно с датчиками панели управления трактора.
Особенности трансмиссии
Особенностью трансмиссии трактора является универсальная КПП с одновременными функциями переключения передач в режиме реверса и удваивания передач за счёт понижающего редуктора. Такая компоновка делает машину более универсальной и расширяет эксплуатационные возможности при выполнении всевозможных видов работ. Таким образом, коробка обеспечивает 14 передач движения вперёд и 12 скоростей заднего хода, где передачи переднего хода формируются в интервале от 2,4 до 35,2 км/ч. и задние — от 2,2 до 17,7 км/ч.
Управление КПП осуществляется четырьмя отдельными рычагами:
- переключения диапазона
- выбора передачи (находится рядом с рычагом диапазонов по правую руку водителя)
- управления понижающим редуктором (находится по левую руку водителя у основания сидения)
- управления реверс редуктором (находится с левой стороны панели управления)
Задние скорости движения МТЗ 920.6 включаются исключительно за счёт реверс редуктора.
Привод ПВМ
Трактор отличается конструкцией привода переднего ведущего балочного моста, который встроен в КПП и выполнен в виде цилиндрического редуктора с гидроподжимной муфтой электрогидравлического включения.
Тормозная система
Основные тормоза многодисковые работающие в масляной ванне. Стояночный тормоз — независимый с автономным ручным управлением. Привод управления тормозами прицепов – двухпроводной пневматический либо гидравлический, сблокированный с рабочим и тормозами трактора.
Гидравлика
Гидронавесная система с гидроподъёмником с функциями силового, позиционного и высотного регулирования сельскохозяйственных орудий. Для подключения устройств с гидромоторами система имеет задний свободный слив. Трёхточечная навеска 2 категории с наружной блокировкой нижних тяг оборудована двумя гидроцилиндрами Ц80Х220. Гидравлика оснащается распределителями РП701221 или RS213 Mita. Управление распределителем осуществляется рукоятками, либо по заказу — джойстиком и отдельной рукояткой управления навеской.
Система управления и контроля
Трактор оснащён комплексной электронной системой управления (КЭСУ) с боковым кнопочным пультом по правую руку водителя, выполняющим функции управления гидроподжимными муфтами включения заднего ВОМ, привода ПВМ и блокировки дифференциала заднего моста. А также система оповещает: о засорённости фильтра гидросистемы трансмиссии, об аварийном напряжении бортовой сети, производит диагностику неисправностей электронных систем управления задним ВОМ, привода ПВМ и блокировки.
Панель управления
В состав рабочего щитка приборов входит четыре стрелочных указателя со встроенными сигнальными указателями, сигнализаторы поворотов и жидкокристаллический дисплей.
Левый большой указатель показывает обороты дизеля, правый – скорость движения.
Дополнительно в указатель частоты вращения дизеля встроены сигнальные указатели:
- красный сигнализатор 1 неисправность тормозной системы
- оранжевый сигнализатор 2 некритическая неисправность
- оранжевый сигнализатор 3 уровня газа не используется
- оранжевый указатель 4 работы свечей накаливания
- красный указатель 5 отсутствия зарядки АКБ от генератора
- оранжевый указатель 6 низкого уровня охлаждающей жидкости не используется
- красный указатель 7 зарядки второй АКБ не используется
- красный указатель 8 аварийного падения давления масла в двигателе
- оранжевый указатель 9 засорённости воздухофильтра дизеля
- красный указатель 10 критической неисправности «стоп»
В стрелочный указатель скорости движения встроены следующие сигнализаторы:
- красный указатель 1 аварийного падения давления в пневмосистеме
- зелёные указатели 2 работы поворотов прицепа
- красный сигнализатор 3 аварийного падения давления масла в системе ГОРУ
- красный сигнализатор 4 не пристёгнутого ремня безопасности
- синий указатель 5 дальнего света
- оранжевый указатель 6 включённого привода ПВМ
- зелёный указатель 7 ближнего света
- красный указатель 8 уровня тормозной жидкости не используется
- красный сигнализатор 9 аварийного падения давления масла в гидросистеме трансмиссии
- красный указатель 10 включённого стояночного тормоза
- оранжевый сигнал 11 включённой блокировки заднего моста
Жидкокристаллический дисплей по центру щитка имеет вариации указания параметров работы систем трактора программируемые пультом управления дисплеем. В стандартной установке экран разделён на 10 секторов указывающие следующие параметры:
- Давление масла в дизеле
- Номер включённой передачи
- Поле сменного указателя параметра, в соответствии выбранным номером
- Общее количество критических и некритических неполадок в работе трактора
- Наработка трактора за промежуток времени
- Давление воздуха в пневмосистеме
- Текущее время
- Подсказки кнопок управления
- Напряжение питания
- Поле для отображения значков сигнализации нарушения работы в системе SCR
Левый малый указатель показывает температуру охлаждающей жидкости с сигнализатором аварийного значения температуры, правый – уровень топлива в баке с сигнализатором малого уровня топлива. Между малыми указателями установлены сигнальные указатели включения заднего и переднего хода.
Заключение
В эволюции модели трактора прослеживается чёткая политика производителя в усовершенствовании функциональности узлов и систем трактора, повышение эргономичности в управлении, внедрении электронных систем контроля работы механизмов, повышение экологических стандартов и экономичности машины. Данная тенденция позволяет производителю сохранять свои позиции на рынке и выпускать технику соответствующую мировым стандартам и требованиям.
Дополнительно нужно отметить, что аналогичную эволюцию развития прошёл трактор марки МТЗ 952 с базовым двигателем Д-245.5, мощность которого в финальной модификации МТЗ 952.6 составляет 70 кВт (95 л.с). Функциональные возможности и оснащение, системы управления и контроля модификаций МТЗ 952 соответствуют модификациям МТЗ 920 за исключением мощности дизеля.