Изготовление отвала для трактора МТЗ 82 Беларус своими руками

Учитывая универсальность в использовании МТЗ 82, одним из популярнейших навесных устройств, применяемых с трактором, являются отвалы различного назначения. Само устройство имеет несложную конструкцию и при наличии комплекта металлических заготовок, базы слесарного инструмента и сварочного оборудования может быть легко изготовлено самостоятельно. Статья раскрывает тему специфики и технологии изготовления отвалов различных типов своими руками.

Отвал бульдозерный на МТЗ 80
Самодельный бульдозер

Виды и особенности конструкции отвалов

Исходя из характера применения отвалов данное навесное оборудование делится на три основных вида:

  • Бульдозерные тяжёлые предназначены для планирования грунтовых площадок, сгребания грунта и сыпучих строительных материалов
  • Универсальный коммунальный отвал используется для расчистки от мусора и снега
  • Снегоуборочные отвалы используют сугубо для уборки дорог и площадей от снега

Учитывая предназначение отвала его конструкция должна соответствовать характеру выполняемых работ.

Так бульдозерный рабочий орган, учитывая нагрузки при выравнивании грунтовых дорог и площадей или сгребании высокой плотности грунтов, отличается увеличенной мощностью тела рабочей плоскости, рабочего режущего ножа и крепления. Кроме этого, данный отвал, может при необходимости, оборудован боковыми вертикальными ножами для вертикального резания слежавшегося грунта при проходе органа. Рабочий захват бульдозерного отвала должен имеет ширину не больше 1800 мм и высоту до 700 мм с толщеной тела не менее 10 мм, учитывая мощность трактора Беларус, характеристики ходовой части и узлов трансмиссии.

Бульдозерный отвал на МТЗ 82
Бульдозер на базе МТЗ 82

Коммунальный орган является универсальным органом, который может изготовляться с учётом широкой области применения. Конструкция того органа должен отвечать требованиям, при которых отвал может использоваться как щадящем режиме для планирования грунта, так и для расчистки от мусора и снега. Для универсального использования в конструкции должно быть предусмотрена: смена режущего ножа на резиновый отбойник, установка дополнительных рабочих плоскостей для увеличения высоты профиля при работе со снегом и другими материалами невысокой плотности, крепление со сменой угла атаки отвала для схода сгребаемого снега на сторону. Такой отвал должен иметь менее тяжёлую конструкцию чем бульдозерное оборудование с шириной захвата 1800 — 2200 мм, высотой от 700 до 1200 мм, толщеной плоскости 5-10 мм.

Коммунальный отвал для мтз
МТЗ с универсальным коммунальным отвалом

Снегоочистительный отвал должен имеет самую лёгкую конструкцию с увеличенным профилем рабочей высоты до 1200 мм, ширеной 2200 – 3000 мм, толщеной рабочей плоскости не менее 5 мм. Для удобного применения при очистке дорог угол атаки отвала должен иметь регулировку. Нижняя кромка плоскости оборудования должна быть усилена и оборудована мягким отбойником для предотвращения повреждения твердой поверхности дорог и сохранения нижней части рабочей плоскости отвала.

Снегоуборочный отвал для МТЗ
Снегоуборочный отвал-бабочка

По характеру соединения с трактором отвалы могут навешиваться как на переднюю, так и на заднюю трёхточечные навески, естественно переднее размещение оборудования более удобное и органичное в использовании. Для навески спереди могут использоваться стандартные передние навески, а также самодельные конструкции навесных устройств.

Состав овала

Изложенный материал ниже описывает классическое устройство отвалов, производимых машиностроительными предприятиями с учётом действующих нагрузок и специфики при выполнении работ. Конечно, для тех, кто не готов заморачиваться можно ограничится куском листового метала с приваренным ребром жёсткости и шарнирами для присоединения к навеске трактора, весь вопрос только в том — насколько эффективно будет в работе оборудование, и каким рабочим ресурсом оно будет обладать?

Вне зависимости от предназначения отвала оборудование состоит из следующих объединённых частей:

  • Каркас
  • Башмак
  • Рабочая плоскость
  • Нож
  • Козырёк
  • Навесные кронштейны,

Каркас жёсткости к которому крепится рабочая плоскость. Данная часть своим поперечным профилем копирует профиль лобовой рабочей плоскости отвала и представляет собой сварную деталь из поперечных и продольных рёбер жёсткости. В зависимости от исполнения, к нижней части каркаса приваривается или монтируется на болты монтажное ребро жесткости (башмак), к которому крепится сменный нож или мягкий отбойник отвала.

Башмак представляет собой брус с упором и местом для крепления ножа с обеспечением его положения под углом 60-55° к поверхности. Наличие данного элемента отвала присуща конструкциям бульдозерных отвалов, где брус с упором для ножа, вваренный нижнюю часть, обеспечивает хорошую устойчивость нагрузкам. В лёгких конструкциях, вместо башмака, организовано посадочное место под нож в нижней части рабочей плоскости с упором в ребра и нижний брус каркаса.

Рабочая плоскость представляет собой цельную или наборную (из двух трёх частей) плоскость. Мощность по толщине плоскость должна соответствовать специфики использования. Для предотвращения налипания к отвалу и предания динамики сгребаемой массе в процессе работы поперечный профиль должен быть изогнутой формы в противоположную сторону движения. Чем больше изогнут профиль, тем лучше отвал будет работать в увлажнённых условиях. Естественно плавный эллипсоподобный изгиб, без угловых рёбер, менее подвержен налипанию или намерзанию увлажнённой массы.

Сменный нож исполнен в виде режущего бруса зауженного на одну сторону с монтажными отверстиями под потайные головки болтов, соединяемые деталь с башмаком.

Козырек – наращиваемая по высоте, продолжающая рабочую плоскость и радиус изгиба часть отвала, которая предотвращает переваливание сгребаемого грунта через основную рабочую плоскость.

Крепёжные кронштейны жёстко привариваются к каркасу, обеспечивают трёхточечное шарнирное крепление отвала (пальцами) к навесному устройству. Два крепления — в нижней части на одной горизонтали, одно крепление в верху (образуя треугольник) для соединения с центральной регулируемой тягой, обеспечивающей своей длинной настройку положения отвала.

Из чего сделать отвал

Одной из основных вопросов, которые нужно решить при самостоятельном изготовлении отвала -это подбор материала и заготовок. Часто решение можно найти из имеющейся в хозяйстве груды старого металлолома или на вторичном рынке железа (на металлоприёмках или других предприятиях).

Для изготовления рабочей плоскости идеальным материалом может стать часть трубы большого диаметра (1.2 -1.5 м). Толщина тела таких труб обеспечивает достаточную прочность и жёсткость, а изгиб плоскости части трубы идеально подходит под профиль стандартных заводских отвалов. В другом варианте можно использовать листовой метал соответствующей назначению отвала толщины.

Отвал своими руками
Изготовление отвала из трубы большого диаметра

Каркас можно сварить из любого подходящего материала в виде брусьев или трубчатых металлических заготовок имеющих соответствующих заготовок. Например, старые стойки от стрельчатых лап культиватора могут, при определённой кузнечной подгонке, идеально подойти для вертикальных поперечных рёбер жёсткости каркаса.

Отвал своими руками
Пример изготовления каркаса

Шарнирные крепления отвала к навеске (шплинтующиеся пальцами) можно изготовить самостоятельно, либо использовать любые готовые из металлолома. Такие детали могут встречаться в составе шарнирно-сочленённых частей культиваторов и других сельскохозяйственных машин.

Для ножа используют любую толстую (от 15 мм) пластину. Подгонку или наращивание тела тыльной стороны ножа осуществляют наваркой арматуры. Рабочую кромку формируют кузнечной оттяжкой с последующей щадящей закалкой для повышения износостойкости.

Нож отвала
Ножи бульдозера

Особенности и приёмы при изготовлении отвала

Конкретных размеров или технологических решений в данной статье нет смысла указывать, так как при изготовлении отвала самостоятельно каждый будет отталкиваться от своих возможностей в материале, технической базы в инструментах и оборудовании, конструкционных особенностях механизма рулевого управления и привода переднего моста трактора. Для упрощения изготовления своими руками укажем ряд технологических и конструкционных моментов, которые нужно учесть в процессе.

Самодельный отвал
Пример конструкции каркаса и крепления отвала к навеске с изменением угла атаки
  1. При сваривании полотна отвала из нескольких частей рекомендуется учитывать, что нагрузки, действующие на излом хрупкого сварочного шва, будут разрушать конструкцию. Поэтому такие швы нужно усиливать наварными накладками.
    При наличии ровного полотна нужного размера изгиб профиля можно облегчить путем пропила на половину тела листа режущим диском  болгарки по линии изгиба. После формирования нужного профиля с помощью ударного инструмента (молота) пропил нужно проварить и усилить накладками для достижения жёсткости и прочности.
  2. Крепёжные монтажные отверстия в зоне рабочего полотна и ножа отвала желательно сделать под потайные головки болтов обеспечивая гладкую рабочую поверхность и долговечность соединения.
  3. Для жёсткого соединения отвала с навесным устройством шарниры должны быть с минимальным зазором в соединениях пальцев с серьгами.
  4. Изменение рабочего угла атаки отвала, без включения в состав конструкции хитроумных поворотных механизмов, можно осуществит просто включением шарнирной вставки в одну из нижних горизонтально размещённых планок навески, обеспечивая увеличение её длинны. Компенсацией измененной длинны одной планки навески одна точка крепления на отвале также должна иметь возможность изменять своё положение вдоль полотна отвала.
  5. В случае отсутствия стандартной передней навески изготавливают жёсткую раму из двух параллельно сваренных перемычками брусьев, которые своими внутренними концами через вертикальные накладные наставки крепятся к средней части полурамы трактора, а наружные концы выполняют роль продольных планок навески. Для соединения с отвалом концы оборудуются отверстиями с вареными втулками или серьгами. Вертикальный размер крепёжных накладок и их нижние шарнирные точки соединения с подъёмной навесной рамой должны обеспечивать подъем навесного оборудования без препятствия роботе привода переднего моста и гидроцилиндра поворота передних колёс трактора. Накладки изготавливаются из плоских заготовок метала толщиной не менее 8 мм.
  6. При организации гидравлического подъёма оборудования используют любой гидроцилиндр с рабочим ходом не мене 250 мм. Для установки спереди трактора к передней части полурамы крепят кронштейн произвольной подходящей формы и конструкции с гидроцилиндром, шток которого шарнирно соединён с подъёмной рамой. Для обеспечения работы цилиндра выводы узла соединяются с двумя свободными выводами одной секции распределителя гидронавесной системы трактора.
  7. Монтаж всех крепежей к полураме трактора не требует просверливания дополнительных отверстий, где штатных отверстий в детали для монтажа достаточно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector