Table of Contents
Основным параметром в характеристике тракторов является показатель тягового усилия на крюке, создаваемого машиной при развитии номинальной мощности двигателем. Значение отражает тяговую способность машины, позволяет ориентироваться при формировании состава технологических и транспортных агрегатов, достигая эффективной загрузки и высокой производительности используемого трактора. А также, ориентируясь на тяговые показатели единиц техники, формируется требуемый суммарный объём мощностей тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях, исходя из планируемых видов и объёмов работ, сроков их выполнения.
Характеристика по тяговому усилию на крюке
Тяговый показатель исчисляется в килоньютонах (кН) или тонна-силах (тс.), где 1 тс. = 10 кН. Обычно в технических характеристиках для указания значения тягового усилия используют килоньютоны, а усилие в тонна-силах как значение, непосредственно отражающее тяговый класс. Например, МТЗ 80 Беларус имеет тяговое усилие на крюке 14 кН с тяговым классом 1.4 тс.
Основным фактором, создающим усилие на крюке, является мощность двигателя, и передаточное число, формируемое трансмиссией на ходовые колёса.
Для справки! При расчёте и формировании агрегатов с использованием того или иного трактора, нужно понимать, что производитель указывает номинальное тяговое усилие с учётом работы на почве с влажностью в пределах 8-12%, где буксование колёсных тракторов с приводом ходовой 4Х2 будет иметь значение не меньше 16%, колёсных тракторов с полным приводом 4Х4 -14%, гусеничных тракторов -3%. То есть, с увеличением влажности почвы тяговые характеристики машины будут снижаться в результате увеличения пробуксовки.
Также нужно отметить, что работа гусеничных машин характеризуется низким давлением на почву за счёт большего пятна контакта с поверхностью, где в отличие от колёсных агрегатов данный показатель ниже в два раза. Для уменьшения степени уплотнения почвы колёсами применяют спаривание колёс ходовой части и снижение давления воздуха в шинах.
Внешние факторы влияющие на тягу
В курсе технологии механизированных работ, при практическом расчёте агрегатов, кроме основного сопротивления движению создаваемого используемым оборудованием, учитываются внешние переменные факторы, оказывающие влияние на тягу трактора в составе агрегата:
- Угол склона или подъёма
- Встречный или попутный ветер
- Физическое состояние почвы
- Уровень запылённости воздуха
Перечисленные факторы выражаются коэффициентами и берутся из научных справочников по расчёту агрегатов.
Для улучшения тягово-сцепных условий, дополнительно трактор может оборудоваться:
- Гидродогружателем сцепного веса в навесной системе
- Балластными грузами спереди трактора или заполнением жидкостью полости шин колёс
- Дополнительными сдваиваемыми колёсами для увеличения контактной площади с поверхностью поля
Тяговые классы тракторов МТЗ
Минский Тракторный Завод — единственное предприятие постсоветского пространства, которое в своём производстве достигло максимальной сегментации модельного ряда выпускаемых машин по тяговому усилию от минитракторов с характеристиками 0,2 т.с. до энергонасыщенных машин 6 –го тягового класса.
Тяговый класс | Марка машины МТЗ | Мощность двигателя кВт(л.с.) |
0.2 | 112Н-01 | 8,7/11,8 |
132Н | ||
0.6 | 310 | 26/36 |
311 | ||
321 | ||
422 | 36/50 | |
451 | ||
0.9 | 46/62,5 | |
651 | ||
1.4 | 510, 512, 511 | 42/57 |
520, 522, 570 | 46/62 | |
572, 592.2 | 47,5/64,4 | |
811, 812 | 59,6/80 | |
911, 912 | 66/90 | |
80.1, 82.1, 820 | 60/81 | |
900.3, 920.3, 900.4, 920.4, 920.6 | 62/84 | |
892, 892.2, 90, 92 | 66/90 | |
952, 952.2 | 65/89 | |
952.3,952.4,952.5,952.6 | 70/95
| |
922.3, 922.4, 922.5 | ||
923.3, 923.4, 923.5 | ||
1021 | 77/105 | |
1021.3, 1021.4, 1021.5 | 81/110 | |
79/107 | ||
1025.3, 1025.4, 1025.5, 1025.6 | 81/110 | |
2 | 1220.3, 1220.4, 1220.5, 1220.6 | 90/122 |
96/130 | ||
1221.3, 1221.4 | 97/132 | |
1221.5, 1221.6 | 100/136 | |
1222.3 | ||
3 | 1523, 1523Т1 | 109/148 |
1523.3, 1523Т1.3, 1523.4 | 111/150 | |
1523.5, 1523.6 | 112,4/153 | |
1822.3 | 132/180 | |
116/158 | ||
156/212 | ||
2022.6 | 148/201 | |
2122.3 | 156/212 | |
2122.4, 2122.6 | 150/204 | |
2103 гусеничный | 156/212 | |
5 | 220/300 | |
3022.ДЦ1 | 223/303 | |
6 | 3522 | 264/359 |
3525 | 268/364 |
Аналог МТЗ 80 трактор ЮМЗ-6 выпускаемый Южным Машиностроительным Заводом имеет тяговый класс 1.4 тс. За годы выпуска ЮМЗ-6 комплектовался несколькими вариантами силовых установок. В основной комплектации устанавливался дизель Д-65 мощностью 44/65 (кВт/л.с)
Тяговый класс тракторов Харьковского Тракторного Завода
ХТЗ выпускают полноприводные колёсные машины общего назначения на базе ломающейся рамы. А также гусеничные трактора сельскохозяйственного назначения, используемые в составе пахотных агрегатах.
Класс | Марка машин ХТЗ | Мощность дизеля кВт/л.с. |
3 | Т 74 гусеничный | 55/75 |
Т 150 гусеничный | 121,4/165 | |
Т 150К | ||
150К09 | 132/180 | |
241К | 184/250 | |
242К | 176/240 | |
243К | 184/250 | |
248К | 175/238 | |
181.20 гусеничный | 140/190
| |
181.22 гусеничный |
Тяговые характеристики машин Липецкого Тракторного Завода — ЛТЗ
Предприятие специализируется на производстве колёсных тракторов общего и сельскохозяйственного назначения на традиционной полурамной базе.
Класс | Марка машины ЛТЗ | Мощность дизеля кВт/л.с. |
0.9
| Т-40, Т-40А | 36/50
|
Т-50А | ||
Т-55 | ||
1.4
| Т-60 | 44/60 |
Т-95Б | 65/88.4 | |
2 | Т-120Б | 91,5/124 |
3 | Т-155.4 | 111/150 |
Трактора Брянского Тракторного Завода — БТЗ
Молодое машиностроительное предприятие, выпускающее машины аналоги модельной линейки ХТЗ в усовершенствованных версиях.
Класс | Марка машины БТЗ | Мощность дизеля кВт/л.с. |
4
| 243К | 184/250 |
244К | 170/230 | |
245К, 246К | 132/180 | |
3 | 181 гусеничный | 140/190 |
Тяговые характеристики колёсных тракторов «Кировец»
Машины выпускаются на мощностях питерского машиностроительного холдинга « Путиловец». Трактора относятся к сегменту энергонасыщенных мощных колёсных машин промышленного и сельскохозяйственного назначения на базе ломающейся рамы.
Класс | Марка | Мощность дизеля кВт/л.с. |
5 | К-700 | 162/220 |
5 | К-701 | 221/300 |
6 | К-701М | 247/335 |
6 | К-701М1, К-702, К-703 | 258/350 |
5 | К-734 | 184/250 |
6 | К-744 | 258/350 |
5 | К-744Р2 | 221/300 |
8 | К-744Р3 | 315/428 |
8 | К-745 | 315/428 |
5-6 | К-9000 | 260-380/354-516 |
5 | К-5 | 184/250 |
6-8 | К-7М | 221-315/300-428 |
Трактора Владимировского Моторно-тракторного Завода
Колёсные маломощные универсальные машины производства ВТЗ под маркой «Владимировец».
Класс | Марка | Мощность дизеля кВт/л.с. |
0.6 | Т-16 | 19,5/26,6 |
Т-25 | ||
Т-30 | 22,1/30 | |
Т-45 | 33,1/45 | |
Т-50 |
Трактора производства реорганизованного производства «Агромаш» на базе Владимирского тракторного завода.
Класс | Марка | Мощность двигателя кВт/л.с. |
0.2 | Кентавр Т-15 | 9/12 |
Русич Т-12 | 9/12 | |
Русич Т-15 | 11/15 | |
Флайер Т-15 | 9/12 | |
0.6 | 30СШ | 22,1/30 |
30ТК-121, 30ТК-122 | ||
0.9
| 50СШ | 33,1/45 |
50ТК | ||
0.9 | 60ТК | 44,1/60 |
1.4 | 85ТК | 62,5/85 |
Классы тракторов Челябинского Тракторного Завода ЧТЗ и Чебоксарского Завода
Исторически заводы специализируются на выпуске энергонасыщенных сверхмощных гусеничных тракторов промышленного назначения, предназначенных для выполнения бульдозерных работ в добыче полезных ископаемых и горно-рудной промышленности, при планировании грунта в строительстве и мелиорации, для выполнения трубоукладки и других работ со специализированным подъёмным оборудованием.
Класс | Марка | Мощность двигателя кВт/л.с. |
10 | Т-100, Т-100М | 73/100 |
6 | Т-130 | 118/160 |
75 | Т-800 | 603/820 |
35 | Т-500 | 353/480 |
10 | Т-170 | 160/180 |
25 | ДЭТ-320 | 257/350 |
25 | ДЭТ-400 | 272/370 |
25 | Т-330 | 243/330 |
10 | Т-10М | 132/180 |
25 | ДЭТ-250 | 238/323 |
Часть вышеуказанного модельного ряда техники (Т-170, ДЭТ- 250, Т-330, Т-500) параллельно выпускались на мощностях Чебоксарского завода под маркой ЧЗПТ.
Класс машин Онежского Тракторного Завода
Машины представляют собой линейку трелёвочных установок, предназначенных для работ в лесохозяйственной отрасли, а также данную технику успешно применяют в мелиоративных мероприятиях и на транспортных работах в труднопроходимой местности.
класс | марка | Мощность двигателя кВт/л.с. |
3 | Онежец-300БС, 320, 330, 335,350, 380, 392, 395 | 120/88 |
ТЛТ-100, ЛТХ-100, ТБ-1М | ||
Онежец -390 | 180/132 | |
ТДТ 55, ЛТХ 55 | 62/45 |
Тяговые характеристики гусеничных машин Волгоградского Тракторного Завода
Основное назначение выпускаемой техники — сельскохозяйственное в пахотных агрегатах, а также в строительстве с бульдозерным отвалом. На сегодня Волгоградский завод прекратил производство ввиду своего полного хозяйственного упадка.
класс | марка | Мощность двигателя кВт/л.с. |
2 | Д-54 гусеничный | 39,7/54 |
3
| ДТ-75 гусеничный | 55/75, 66.2/90, 69.9/95 |
ДТ-175 гусеничный | 125/170 |