Table of Contents
В среде трактористов и автомобилистов такое понятие как смазочный материал — «нигрол» упоминается специалистами старшего поколения. На сегодня для широкого использования в смазке механизмов узлов техники данный материал потерял свою актуальность и полностью морально устарел.
История смазочного материала
Само лексическое значение слова «нигрол» является составным из двух корневых латинских слов niger – «чёрный» и oleum – «масло», что в своём составном виде буквально имеет смысл как — «чёрное масло».
В спокойном состоянии визуально масло представляет собой чёрную, масляную, вязкую субстанцию.
Материал является одной из нижних тяжёлых фракций перегонки органической нефти и производился в соответствии с ГОСТ542-50. Обладая неплохими смазочными свойствами, по требованиям того времени, густая масляная фракция нефти нашла применение в качестве недорогого трансмиссионного масла, которое в то время заливали в коробки передач и мосты тракторов и автомобилей, шестерёнчатые редуктора станков, смазывали механизмы паровозов и друге производственное, транспортное оборудование. Вместе с этим чёрное масло широко использовали для смазки шарнирных сочленений, цепей, открытых зубчатых передач и других простых слабо нагруженных механизмов, обеспечивая снижение трения во взаимодействующих поверхностях и антикоррозийную защиту.
Активное применение нигрола как смазочного масла приходилось на период до 70-х прошлого столетия. В связи с повышением требований к трансмиссионным маслам, в последствии, для смазывания высоко точных механизмов редукторов с зубчатыми передачами различных типов, работающих в условиях повышенных динамических нагрузок были разработаны целый ряд масел специальных марок. Так постепенное вытеснение нигрола началось с 40-х годов, когда в отдельные ответственные узлы, коробки передач, редуктора рулевого управления стали заливать специальное трансмиссионные масла с повышенными смазывающими характеристиками по ГОСТ 4002-48 и ГОСТ 3781-47.
В более поздней классификации советских трансмиссионных масел согласно ГОСТ 17479.2-85 по нагрузочной способности и вязкости смазочного материала, нигрол соответствует типу масла с самыми низкими смазывающими качествами – ТМ-1 (тм – трансмиссионное масло). К этому же типу смазки относятся базовые масла марок ТС-14.5 и ТБ-20 (согласно ТУ 38.101110), являющиеся базовой основой для изготовления трансмиссионных смазывающих материалов.
Состав и виды нигрола
Согласно вышеупомянутого ГОСТа 1950 года, нигрол производился, в основной своей массе, из бакинской нефти суруханского и балаханского месторождений, без содержания парафина в своём составе.
По видам продукт делится на зимний и летний сорта.
Зимний вид, более устойчивый к застыванию при падении температуры, представлял собой асфальтовый гудрон, разбавленный дистиллятным маслом малой вязкости 20 мм²/с при +100°С.
Летний сорт — является тяжёлым остатком прямой перегонки нефти с вязкостью материала 32-35 мм²/с при 100°С.
Позднее с развитием технологии переработки нефти смазочный материал стали делить на типы по температурным пределам использования.
Летние сорта Нигрол-Л:
- Тип А с температурными пределами использования от -5°С до +110°С
- Тип В с температурными пределами использования от 0°С до +140°С
Зимние сорта Нигрол-З:
- Тип А с температурными пределами использования от -20°С до +110°С
- Тип В с температурными пределами использования от -12°С до +140°С
Например, современное летнее чёрное масло бренда YUKOIL по классификации SAE выпускается и маркируется как SAE 140 W c вязкостью 28.5 мм²/с, температура вспышки в закрытом тигле 160°С, застывает при температуре -5°С. Нигролы зимних сортов, данного производителя, соответствуют показателям SAE 90 c вязкостью 18.5 мм²/с, температура вспышки в закрытом тигле 150°С, застывает при температуре -20°С.
Смазывающие и физические свойства
Говоря о функциональных качествах нигрола как смазывающего материала нужно отметить, что его широкое использование было актуально в соответствии с уровнем развития машиностроения того времени. В основной своей массе конструкции трансмиссий и редукторов имели в своём составе простые цилиндрические прямозубые передачи, динамические характеристики машин отличались тихоходностью с невысокой нагрузкой, что в общем позволяло использовать чёрное масло в качестве основной трансмиссионной смазки.
Опираясь на технические показатели материала, нигрол использовался в температурном режиме до +90°С, с нагрузкой в сопряжённых и контактируемых поверхностях не выше 600 мПа.
Сравнительные нагрузочных характеристик трансмиссионных масел
Марки масел | Тип масла | Предельная нагрузка мПа |
Нигрол-л | ТМ-1 | 600 — 900 |
ТСП-10 | ТМ-3-9 | 1500-2000 |
ТЭП-15 | ТМ-2-18 | До 2100 |
ТАП-15в | ТМ-3-18 | До 2500 |
ТСП-15к | ТМ-3-18 | До 2500 |
ТАД-17 | ТМ-5-18 | Выше 3000 |
С учётом того, что нигрол не имеет в своём составе улучшающих присадок, смазывающая способность материала ограничивалась его естественными физическими качествами. Одним из основных недостатков чёрного масла есть ограниченные температурные пределы использования, при которых масло сохраняет свои смазывающие качества.
Так в условиях низких зимних температур материал застывает в корпусах редукторов, что приводит к потере мощности и повышению трения в механизмах на стадии разогрева до рабочего состояния. Поэтому в холодных условиях для снижения вязкости смазки приходилось предварительно разогревать корпуса редукторов. Говоря о летнем сорте нигрола, то недопустимую вязкость материал приобретает при -5°С. Зимний сорт чёрной смазки полностью застывает при падении температуры -15°С.
Также при превышении рабочих температур +140°С в объёме смазки в результате окислительных процессов теряются и без того невысокие по сравнению с современными марками трансмиссионных смазок смазывающие свойства материала, поэтому при любом перегреве механизма для сохранения его ресурса требуется полная замена нигрола.
Учитывая выше описанные свойства нигрола материал категорически не отвечает техническим требованиям в смазке скоростных зубчатых пар со сложной круговой формой зубьев, особенно что касается косозубых, шевронных, гипоидных и червячных передач. Поэтому, с учётом дальнейшего усложнения конструкций редукторов и типов зубчатых передач перспектива применения нигрола как трансмиссионного смазывающего материала пришла к полной не востребованности.
Применение нигрола для антикоррозийной обработки
Несмотря на потерю неактуальности в смазке механизмов нигрол благодаря своей невысокой цене все же используют для периодической смазки неответственных механизмов, резьбовых соединений, открытых несложных зубчатых передач.
В нынешних условиях одним из самых оправданных применений нигрола является использование в антикоррозийной обработке метала. Жирная нефтяная основа черного масла достаточно хорошо справляется с защитой корпусных и кузовных элементов автомобилей и производственного оборудования подверженного коррозии.
Материал может быть использован как в чистом виде, так и в композиции с гудроном, пушечным салом или мовилем. Гудрон чаще в составе антикора используют для образования влагоотталкивающей герметизирующей корки на поверхности метала. Такая композиция хорошо подходит для обработки днища авто и колёсных арок.
Для увеличения антикоррозийных свойств антикора в нигрол добавляют пушсало и мовиль, имеющие в своём составе антикоррозийные присадки. Такую композицию используют для обработки скрытых кузовных полостей и поверхностей автомобилей и лодок. Для хорошего нанесения, в том числе и подавлением через пневматический распылитель, состав предварительно разогревают или добавляют уайт-спирит в качестве растворителя.