Table of Contents
Смазочные масла для двигателей, узлов и механизмов, обладая стандартным набором качеств, могут быть улучшены или приближены по свойствам и условиям эксплуатации добавлением в свой состав специальных присадок. Такие модификаторы масел широко представлены на рынке. Несмотря на обилие фальсифицированного и некачественного подобного продукта, ряд брендов, реализующих добавки, действительно представляют присадки улучшающие характеристики масел до заявленных показателей. Для грамотной ориентации в материале подробнее разберем тему разновидностей, видов улучшающих свойств, брендов присадок для масел.
Классификация присадок в масло
Говоря о индустрии модификаторов для смазки можно сказать, что сам спрос на подобный продукт смоделирован маркетинговыми приёмами и общей политикой продаж в мировой машиностроительной индустрии.
Дело в том, что производители в погоне за постоянным ростом производства и сохранением спроса не заинтересованы в продлении рабочего ресурса выпускаемых машин, узлов и механизмов к ним. Эта ситуация объясняет причину, по которой компании производители техники во многом игнорируют инициативу в повышении характеристик смазывающих свойств используемых масел. С другой стороны, потребность владельцев техники в продлении ресурса узлов и машин никуда не исчезла и эту коммерческую полочку заняли отдельные производственные компании, основывая выпуск своих продуктов на трудах научных разработчиков.
По назначению добавки в масло подразделяются:
- для моторных масел
- для трансмиссионных масел
- универсальные добавки
Среди представленных модификаторов для масла присутствуют добавки как комплексного действия, так и действия по одному основному свойству.
Если говорить конкретно, в массе добавок модификаторы могут отличатся следующими свойствами:
- антифрикционные, антиизносные
- антидымные
- восстанавливающие и повышающие компрессию
Антифрикционные и антиизносные присадки
Данные модификаторы направлены своим действием на снижение износа смазываемых механизмов уменьшением показателя трения. Антиизносное действие является основным фактором качества присадок всех типов.
Молибденовая присадка
Антиизносное действие добавок часто достигается молибденовыми составляющими в виде дисульфида молибдена. Визуально наличие молибдена в присадке проявляется серо-чёрным цветом с металлическим оттенком. В результате применения данного модификатора между трущимися поверхностями образуется молибденовая плёнка, обеспечивающая значительное снижение трения взаимодействующих между собой пар деталей. Часто такие модификаторы моторного масла можно встретить под брендами «Маннол», «Liqui Moly», «Полимериум».
Недостатком молибденовой присадки является её невозможность применения для современных моторных масел, где высоко содержание кальция, выполняющего моющую функцию в двигателе. Химическое взаимодействие кальция и молибдена в масле образуют более крупные соединения, что приводит к потери смазывающих свойств присутствующего в масле молибдена и выпадению его, вновь образованном виде, в осадок. Таким образом, составляющие молибденового модификатора при взаимодействии с кальцием могут негативно повлиять на работу цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма. Вместе с этим, использование молибденовых добавок в трансмиссионные масла, в качестве антиизносного модификатора, по прежнему остаётся актуальным.
Медная присадка
Секретом высокой износостойкости компрессоров советских холодильников является побочная ионизация медью механизма узла от медных штатных трубок, проводящих фреон. Эффект повышения рабочего ресурса объясняется заполнением мельчайших шероховатостей поверхностей деталей мягкой медью с образованием плёнки на поверхности, которая максимально нивелирует трение пар механизма. Этот принцип используется в антифрикционных присадках для моторных и трансмиссионных масел. Наличие меди в присадке характеризуется сине-зелёным тёмным цветом состава.
Одним из брендов представляющего подобный продукт является присадка «CUPPER». Применение медной присадки частично может повлиять на повышение давления масла в двигателе, замедлить износ кривошипно-шатунного механизма силового агрегата, обеспечить антизадирный эффект трущихся поверхностей деталей. Результатом применения может быть снижение шума работы в двигателе, стабилизация рабочего температурного режима и снижение потребления топлива. Также производители утверждают, что ресурс использования моторного масла в комплексе с данным модификатором может быть продлён в два раза.
Присадка Ресурс
Антифрикционное и антиизносное действие модификатора данной марки основано на включении в её состав мягких цветных металлов, заполняющих шероховатости в трущихся частях деталей с образованием пленки со сниженными показателями трения. В состав Ресурса входит олово, серебро и медь. При испытании на граничное трение данная присадка показала улучшение смазывающих свойств масла более чем в два раза, что в общем подтверждает её антифрикционные заявленные свойства. В месте с этим производитель декларирует восстанавливающие способности своего модификатора, такие как увеличение показателей давления масла и компрессии рабочих цилиндров.
Эстеровые добавки в масло
Стабильность свойств масла в условиях перепада рабочих температур в механизмах достигается добавлением в состав эстеров, так называемых сложных эфиров, получаемых этерификацией карбоновых кислот посредством гидролиза растительных масел рапса, клещевины или другого растительного сырья.
Эстеры являются обязательной составляющей полусинтетических масел. Их наличие значительно определяет смазывающую способность масла как при низких температурах зимнего запуска, так и в рабочем режиме на жестких термодинамических нагрузках, обеспечивая стабильность вязкости. То есть, эстеры позволяют сохранить достаточную текучесть масла в холодном состоянии, обеспечивая проходимость масла во все труднодоступные трущиеся места холодного механизма, и также обеспечивают необходимую густоту масла в горячем режиме работы двигателя без допущения разрыва масляной плёнки между взаимодействующими деталями механизма.
В продаже присутствуют добавки, представляющие составом чистые эстеры, добавлением которых можно повысить характеристики применяемого масла.
Присадка антидым
Данный вид модификатора масел предназначен для маскировки реального технического состояния двигателя. Так многие владельцы техники, озадаченные целью кратковременно улучшить рабочие показатели силового агрегата при продаже своего автомобиля используют антидымные присадки, при этом избегая материальных затрат для осуществления реального ремонта двигателя.
Известно, что повышенная дымность выхлопа говорит значительном износе поршневой группы двигателя. Одним из простейших методов уменьшения дымности двигателя это применение модификаторов повышающий показатель вязкости масла. В результате более густое масло, в условиях рабочих температур работы двигателя, меньше попадает в камеру сгорания через зазоры между изношенными поршневыми кольцами и цилиндрами. Вместе с этим повышенная вязкость может дать эффект повышения давления масла в двигателе и компрессии в цилиндрах, что в общем может создать мнимое положительное впечатление у покупателя касаемо технического состояния двигателя машины. В краткосрочной перспективе данный эффект, связанный с повышением вязкости масла, повлияет негативным образом на техническое состояние двигателя, так как густое масло не всегда будет оказывать смазывающее действие в трудно доступных и местах механизма силового агрегата.
Для разоблачения подобной манипуляции продавцом техники нужно проверять уровень густоты масла в двигателе в разогретом состоянии до рабочей температуры. Неестественно повышенный уровень вязкости масла горячего двигателя говорит о использовании загустителя смазки или так называемой простейшей антидымной присадки.
Также, преследуя цель быть оригинальным, многие производители классифицируют свои модификаторы как восстанавливающие и заявляют о способности своего продукта в восстановлении изношенных деталей мотора, обеспечивая, таким образом, в том числе и снижение дымности выхлопа. В частности, комплексом специальных полимерных составов присадка может создавать налет на поверхностях трущихся частей, обеспечивая частичный эффект уменьшения зазоров в сочленениях деталей. Естественно при уменьшении зазоров в местах износа двигатель может порадовать изменением своих показателей в лучшую сторону. Единственной загадкой останется насколько долго данный эффект сохранится? Часто использование подобных присадок резко нивелируется при перегрузках или перегревах двигателя в лучшем случае без фатальных для силового агрегата последствий, а в худшем — присадочный материал, в результате перегрева, может преобразоваться в шламовый продукт, полностью выводящий из строя двигатель.
Обычно маркетинг привлечения внимания покупателя к данным продуктам строится на подачи информации с использованием комплекса непонятных фраз, насыщенных научными терминами. В реальности, даже понимая о чём идет речь проверить заявленные свойства и характеристики модификатора невозможно без практики применения.
Отдельно, для покупателя присадки, хотелось бы отметить, что антидымный эффект является побочным проявлением любого действия направленного на поднятие компрессии двигателя. Если в характеристиках модификатора масла не заявлено никаких её восстанавливающих свойств механизма то её антидымный эффект базируется только на повышении вязкости масла в двигателе.
Присадка в моторное масло для изношенных двигателей
Данный вид присадок комплексного действия совмещают в себе функции регенерации изношенного механизма с одновременным повышением антифрикционных смазывающих свойств масла. Перечислением в характеристиках действия модификатора масла на двигатель такие как: повышение компрессии цилиндров, увеличение выдаваемой мощности, поднятие давления масла — должно обеспечиваться способностями состава восстанавливать изношенный механизм. В таком случае производитель должен для повышения доверия потребителя к своему продукту доходчиво разъяснить механизм работы своего модификатора и на практике доказать положительное его действие.
Антиизносная, восстанавливающая присадка Нанофулл
Модификатор является одной из самых научно-продвинутых в плане механизма своего действия на трущиеся детали. Присадка работает на основе молекул, атомарный скелет строения которых представляет собой замкнутые сферы, называемых в научной среде — фуллирены. Такое строение молекул масла дает супер устойчивую, смазочную плёнку, обеспечивающую максимальное снижение фрикционного воздействия между взаимодействующими деталями механизма. Данную нанотехнологию применяют во многих сферах производств в том числе и смазочных материалах.
Естественно проверить строение молекул масла визуально невозможно, но в отличии от других присадок, в описании которых производители декларируют подобные научные термины присадка действительно показывает четырёхкратное улучшение показателя граничного трения на всех температурных рабочих режимах. Производитель настолько уверен в антифрикционных свойствах своей присадки, что реально приводит опытные примеры работы двигателя без давления в системе смазки на остаточной масляной плёнке. Поразительно, что даже при работе на сухую в течении 10-15 минут, двигатели сохраняют свой ресурс без заклинивания, образования критичного износа и задиров.
Присадка в моторное масло Хадо
Одним из наиболее заслуживающим доверие брендом восстанавливающих присадок является харьковская марка «ХАДО». Практикой подтверждено, что двигатели с износом ресурса до 50%, при использовании восстанавливающей добавки в моторное масло, могут давать неплохие результаты в регенерации ресурса силового агрегата. Опираясь на изменение значений технических показателей работы двигателя в среднем применение «ХАДО» может дать рост ресурса от 20 до 30%.
Восстановление происходит за счёт отложения на изношенные трущиеся участки деталей состава присадки. Таким образом, уменьшаются зазоры в сочленениях сглаживаются выработанные шероховатости рабочих поверхностей коренных и шатунных скользящих вкладышей, поршневых колец и зеркал цилиндров, направляющих клапанного механизма. Одновременно работа присадки проявляется снижением трения в механизме, повышением компрессии в цилиндрах, снижением шумности работы, уменьшением расхода топлива и смазки, стабилизацией теплового режима.
Состав присадки естественно компанией не афишируется. Источники сообщают, что основой модификатора является глина особого состава, позволяющая своими свойствами компенсировать наращиванием износ механизма. Присадка достаточно устойчива к термодинамическим нагрузкам, происходящим в работе двигателя, однако действие присадки снижается при перегревах мотора.
Присадка в моторное масло Супротек
Производитель декларирует способность своими присадками наращивания слоя на изношенных участках деталей цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной частях механизмов, что дает регенерацию ресурса двигателя. По отзывам механиков и авторемонтников данный продукт на сегодня никак себя не проявил в плане реального положительного действия на механизмы двигателей.
Компания в продвижении своего продукта использует жёсткие маркетинговые приёмы, где применение присадки разделено на несколько этапов (подготавливающий, основной и закрепляющий). Широкий спектр критериев работы двигателя на которые положительно действует данная присадка в описании продукта никак не технически не аргументированы. Использование в описании действия продукта такой терминологии как «восстанавливающий наноэффект или восстанавливающий триботехнический состав» вызывает много вопросов у специалистов. То есть компания использует в рекламе своих продуктов ряд мало понятных для широкого потребителя технических и технологических терминов, не раскрывающих механизм действия своих составов на механизмы.
Если говорить конкретно, то добавлением в моторное масло модификатора «Супротек» простой тест на изменение граничного трения результатов в лучшую сторону не показал, что невыгодно отличает его от ряда других присадок. В остальном действие данного продукта на практике до конца не изучено и не подтверждено реальными результатами. Единственно можно сказать о данном продукте с уверенностью, что он не оказывает негативного влияния на механизмы двигателя.
К подобным модификаторам моторного масла с аналогичными антифрикционными свойствами можно отнести присадку марки «RVS».