Table of Contents
Успешная эксплуатация различных механизмов и конструкций во многом зависит от надёжности резьбовых их соединений. Основными параметрами гарантии качества сборки узлов есть соблюдение соответствующих классов прочности крепёжных резьбовых элементов и усилий их затяжки. Учитывая технические особенности сборных конструкций и механизмов важность имеет как соответствующий показатель усилия затяжки отдельных крепёжных элементов, так и равномерность усилия нескольких резьбовых соединений, конструктивно участвующих в креплении одной детали.
Особенности работы резьбовых соединений
В любом резьбовом креплении важно, чтобы крепёж не был перетянут или несколько ослаблен (недотянут), то есть усилие соответствовало определённому моменту. Слишком перетянутый или ослабленный крепёж приводит к быстрому выходу из строя крепежа, что в итоге приводит к поломке или снижению рабочего ресурса в целом конструкции.
Болт затянутый с оптимальным моментом немного растягивается, не превышая порога сил упругости материала, в случае превышения которых происходит необратимое разрушение крепежа. При этом созданное усилие упругости максимально работает на сжатие двух соединяемых деталей и характеризуется устойчивостью к усталостному разрушению. Одновременно силой упругости болта в соединяемых крепежом деталей возникают уравновешивающие силы сопротивления материала соединяемых поверхностей. Такое явление называют предварительным натягом в соединении деталей.
В недотянутом крепеже сдавливающая сила упругости будет отсутствовать или будет недостаточной, что в результате динамических нагрузок приведёт к дальнейшему ослаблению, увеличению зазора с последующим разрушением соединения.
Перетянутый крепёж характеризуется превышением порога упругости материала болта, и его пластичное линейное удлинение в конечном итоге приводит к разрушению соединения, учитывая потерю сдавливающей силы.
В составе любой спроектированной, сертифицированной конструкции все усилия технически обоснованы с учётом:
- диаметра резьбовых элементов,
- материала их изготовления,
- шага резьбы,
- высоты крепёжной гайки и мощности головки болта,
- числа крепежей в составе крепления одной детали,
- с учётом статических, динамических, температурных нагрузок,
- в отдельных случаях с учётом коррозийного действия на детали
Поэтому в сборочных технологических картах любых машин или конструкций различного назначения производители обязательно расписывают все усилия протяжки.
Единица измерения усилия затяжки
Стандартно усилие момента затяжки резьбовых соединений, в соответствии с международной системой единиц измерения, исчисляется в двух единицах: н·м — в ньютонах на метр или кгс·м – килограмм силах на метр.
Говоря о соотношении между двумя единицами и принимая за основу академические научные расчёты нужно отметить, что 1 н·м = 0.10197162129779 кгс·м, и наоборот 1 кгс·м=9,80664999999931 Н·м.
Для удобства в практике, касаемо контроля усилий в сборке резьбовых соединений, при переводе из одной единицы измерения в другую, точные значения используют крайне редко, осуществляя округление 1 кгс·м = 10 Н·м, что в общем, учитывая ничтожность погрешности на качество сборки конструкций влияния не оказывает.
Часто в технической документации, либо на самих шкалах приборов измерения прилагаемого усилия мы так и видим значения в двух вышеописанных единицах с аналогичным округлением.
В дополнение нужно отметить, что в зарубежных, в большей степени американских и британских, технических документах можно встретить единицу измерения момента затяжки ft·lb – фут на фунт или фут сила, где перерасчёт осуществляют из соотношения 1 Н·м = 0.73756 ft lb или наоборот — 1 ft lb= 1.3558179483314 Н·м.
Контроль усилия затяжки
Для осуществления монтажа деталей с соответствующим моментом затяжки существует ряд видов динамометрических ключей, обеспечивающих контроль усилия.
При контроле созданного значения момента, преследуя получения достоверных данных с минимальной погрешностью рекомендуется использовать сертифицированные модели ключей, занесенные в единый реестр измерительных приборов РФ. Порогом прохождения освидетельствования устройства является допустимая погрешность не более 4%. Ключи хорошего качества дают погрешность не более 1.5%.
Среди конструкций динамометрических ключей существуют следующие их типы:
- стрелочные
- щелчковые
- электронные
Ключи стрелочного типа, где стрелка отклоняется по шкале в соответствии с прилагаемым усилием. Такие устройства имеют наибольшую погрешность.
Динамометрические ключи щелчкового типа — самый распространённый вид ключа, где нужное значение усилия устанавливается поворотом рукоятки в соответствии с размещённой ней шкалой. Принцип смены момента осуществляется изменением сжатия пружины, встроенной в рукоятку ключа. Установленное значение усилия сигнализируется характерным щелчком при осуществлении затягивания крепежа.
Электронный ключ отличается функцией программирования нужного момента с передачей показателей усилия на встроенный штатный жидкокристаллический экран устройства.
Дополнительно ключ данного типа может передавать данные на другие электронные устройства, сигнализировать звуковым сигналом достижения установленного значения усилия в процессе работы.
Таблица предельно допустимого момента затяжки болтов и гаек
При отсутствии нормативных технических данных на усилие тех или иных креплений в составе конструкций, осуществляя сборку ориентироваться можно на класс прочности болтов в составе узла, где каждый вид крепежа в заводской комплектации имеет характеристику допустимой степени затяжки конкретной точки крепления в конструкции. И наоборот, имея технические данные по усилиям затяжки отдельных креплений, таблица поможет в подборе болтов и гаек для комплектации конкретного узла.
Таблица усилий для стандартной метрической резьбы без покрытия (чёрной) с коэффициентом трения в 0.14
Диаметр резьбы | Классы прочности | |||
5.6 | 8.8 | 10.9 | 12.9 | |
Предельные усилия затяжки Н·М | ||||
М3 | 0.6 | 1.37 | 1.92 | 2.3 |
М4 | 1.37 | 3.1 | 4.4 | 5.25 |
М5 | 2.7 | 6.15 | 8.65 | 10.4 |
М6 | 4.6 | 10.5 | 15 | 18 |
М7 | 7.6 | 17.5 | 25 | 29 |
М8 | 11 | 26 | 36 | 43 |
М10 | 22 | 51 | 72 | 87 |
М12 | 39 | 89 | 125 | 150 |
М14 | 62 | 141 | 198 | 240 |
М16 | 95 | 215 | 305 | 365 |
М18 | 130 | 295 | 420 | 500 |
М20 | 184 | 420 | 590 | 710 |
М22 | 250 | 570 | 800 | 960 |
М24 | 315 | 725 | 1020 | 1220 |
М27 | 470 | 1070 | 1510 | 1810 |
М30 | 635 | 1450 | 2050 | 2450 |
М33 | 865 | 1970 | 2770 | 3330 |
М36 | 1111 | 2530 | 3560 | 4280 |
М39 | 1440 | 3290 | 4620 | 5550 |
Таблица болтов и гаек с мелкой метрической резьбой без покрытия с коэффициентом трения 0.14
Диаметр резьбы | Классы прочности | ||
8.8 | 10.9 | 12.9 | |
Усилия затяжки Н·М | |||
М8Х1 | 27 | 38 | 45 |
М10Х1.25 | 52 | 73 | 88 |
М12Х1.25 | 95 | 135 | 160 |
М14Х1.5 | 150 | 210 | 250 |
М16Х1.5 | 225 | 315 | 380 |
М18Х1.5 | 325 | 460 | 550 |
М20Х1.5 | 460 | 640 | 770 |
М22Х1.5 | 610 | 860 | 1050 |
М24Х2 | 780 | 1100 | 1300 |
Естественно каждый крепёж, в соответствии со своим классом, имеет свой запас прочности, превышающий допустимую силу, указанную в характеристиках. Поэтому, граничное растягивающее усилие, при котором происходит разрушающее изменение в структуре тела крепежа несколько выше указанных данных в таблице.
В соответствии с нормативными актами, регламентирующих испытание элементов резьбовых крепежей, такой запас может составлять от 5 до 15%. Если не брать во внимание свойства используемого сплава для изготовления крепежа соответствующего классу, значение запаса прочности (5-15%) зависит от следующих факторов: материал соединяемых деталей (чугун, сталь, цветной сплав, пластик или композитный материал); отсутствие или наличие антикоррозийного слоя; длина резьбы крепежа; наличие или отсутствие смазки.
Подробнее о методиках испытаний, и данные по усилиям в соответствии с используемыми марками сталей в изготовлении резьбовых элементов различных диаметров сечения указаны в регламентирующем нормативном акте ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.
Выбор класса прочности болта
Если говорить о практическом подборе марок болтов и других резьбовых крепежей в комплектации узлов и механизмов, обоснованием выбора является требование к усилию затяжки. Основная часть соединений придерживается условиям не менее 20-25% запаса прочности по отношению к техническим характеристикам в виде усилий затяжки конкретных сборочных резьбовых креплений.
Так, к примеру технические требования к монтажу маховика двигателя Д-240, Д-243 трактора МТЗ 82 составляет усилие 160 -180 Н·м каждого штатного болта, где соответствующий болт М14Х1.5 имеет максимальный предел усилия в затяжке 235 Н·м в классе прочности 12.9, что в общем соответствует запасу прочности в 20-25%.
Вместе с этим, в отдельных случаях, особенно, что касается затяжки головок цилиндров, данный алгоритм не работает в виду факторов: использования специальных высокопрочных сплавов в изготовлении шпилек, особенностей конструкции силовых установок, действия термодинамических нагрузок, а также учёта поправок на усадку уплотнительной прокладки и материала изготовления головки цилиндров и блока двигателя. В таких случаях нужно руководствоваться только техническими рекомендациями завода производителя основанных на проектных расчётах.
П.С.
В заключении, от себя отмечу, что приводить раскладку всех принципов теории расчёта крепежей по науке «Сопромата» (Сопротивления материалов) не вижу смысла, так как для большинства пользователей это будет мало понятно и неинтересно, а отдельные уникумы и перфекционисты в любом случае будут не удовлетворены изложенным материалом и при желании сами найдут свою индивидуальную истину на просторах сети.