Table of Contents
В модельной линейке Минского Тракторного Завода к тяговому классу 0,6 т.с. относятся универсальные машины МТЗ: 320, 422, 451. Трактора предназначены для выполнения небольших объёмов сельскохозяйственных и коммунальных работ в тяговом и тягово-приводном режимах. Особенно трактора востребованы для выполнения работ в животноводческих цехах, теплицах и земельных участках садово-огородных насаждений. В данном материале описаны характеристики и особенности трактора Беларус 422.
Концепция трактора
Машина выполнена на основе остова с полурамой и присоединённых к ней объединённых корпусов трансмиссии. Трактор имеет полноприводную ходовую формулу 4х4 с передними управляемыми колёсами.
Конструктивно МТЗ 422 одинаков с Беларусом 320 и 622, где устройство трансмиссии идентично, а основное отличие заключается в используемой силовой установке.
Сравнительные характеристики
Показатели | МТЗ 422 | МТЗ 320 | МТЗ 622 |
Тяговое усилие, кН | 7,1 | 6,5 | 8,2 |
Тяговое усилие, т.с. | 0,6 | 0,6 | 0,9 |
Марка двигателя | LDW2402 | LDW1603/В3 | LDW2402T |
Количество цилиндров двигателя | 4 | 3 | 4 |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 32,25 (43,86) | 24,2 (33) | 40,75 (55,42) |
Двигатель Беларуса 622 оборудован турбонаддувом, что и определяет его более высокие тяговые показатели в сравнении с Беларусом 422.4. В остальном трактора абсолютно одинаковы.
Изначально завод выпустил модель трактора в первой модификации (422.1), где базовой машиной стал трактор Беларус 320. Практика продаж показала низкий спрос данного трактора на внутреннем рынке за счёт высокой цены в сравнении с МТЗ 320. В последствии завод стал выпускать МТЗ 422 только в четвёртой модификационной версии, с экологическим стандартом StageIIIA, что обеспечило выход продаж машины на внешние торговые рынки. Базой для выпуска данной версии трактора стал МТЗ 622.
В отличии от своего предшественника — Беларуса 422.1, кроме повышенной экологичности, трактор имеет более высокий уровень эргономики управления, оборудован новой панорамной кабиной, задний мост оборудован усиленной главной передачей, в ходовой части установлены шины большего размера, что положительно отражается на тягово-сцепных и скоростных показателях.
Характеристики ходовой и габариты
В зависимости от модификации трактор имеет разные габариты, массу и ходовые характеристики.
Показатели | 422.1 | 422.4 |
Длина, мм | 3115 | 3450 |
Высота, мм | 2245 | 2380 |
Ширина, мм | 1570 | 1700 |
База, мм | 1840 | 1390 |
Наименьший радиус разворота, м | 3,8 | 3,9 |
Дорожный просвет, мм | 330 | 560 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0,45 | 0,6 |
Масса, кг Конструкционная Эксплуатационная без доп. балласта Максимальная эксплуатационная | 2000 2250 3000 | 3000 3250 4000 |
Колея передних колёс, мм | 1280-1408 | 1390-1530 |
Колея задних колёс, мм | 1250-1400 | 1410-1830 |
Максимальный вес буксируемого груза с оборудованной тормозной системой, кг | 5000 | 5000 |
Угол подъёма трактора на сухом грунте, % С прицепом Без прицепа | 12 30 | 12 30 |
Размер шин основной комплектации: Передние Задние | 210/80R16 11,2-20 | 12,4R-16 360/70R24 |
Двигатель
Трактор оснащён дизельным рядным четырёхцилиндровым двигателем LDW2402 «LOMBARDINI»
Рабочий объём двигателя, см³ | 2199 |
Мощность, кВт (л.с.): Номинальная Эксплуатационная | 36,6 (49,7) 32,25 (43,86) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | 3000 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | 900 |
Номинальный крутящий момент, Н.м | 116,5 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 125-135 на оборотах 2100 в мин |
Удельный расход топлива, г /кВт в час | 290 |
Диаметр цилиндра, мм | 88 |
Ход поршня, мм | 90,4 |
Степень сжатия | 22,5:1 |
Удельный расход масла, г/ кВт в час | 0,7 |
Максимальная рабочая температура охлаждающей жидкости , С° | 110 |
Ёмкость системы охлаждения, л | 11 |
Объём системы смазки, л | 6,4 |
Минимальное давление масла, мПа (кг/см²) | 0,2( 2) |
Ёмкость топливного бака, л | 65/90(422.4) |
Топливная система двигателя оснащена: насосом высокого давления QLC 6590.376 с центробежным всережимным регулятором, форсунками впрыска BOCH или Stanadyne, подкачивающий топливный насос системы с производительностью 64 л/ч, фильтр тонкой очистки с бумажным элементом с пропускной способностью 15 мкм, фильтр грубой очистки с водоотделяющим отстойником и бумажным элементом с пропускной способностью 7 мкм.
Трансмиссия
Данная часть трактора представляет собой ряд объединённых воедино узлов: корпуса сцепления, коробки передач, промежуточной части со встроенным механизмом привода вала отбора мощности, заднего моста с редуктором переключения скорости вращения заднего ВОМ. Отдельной частью трансмиссии является ведущий передний мост, получающий привод от КПП трактора.
Коробка передач и сцепление
Механизм сцепления представляет собой сухую постоянно-замкнутую фрикционную муфту с механическим приводом управления. В последней версии трактора в составе муфты используется лепестковый отжимной диск мембранного типа. Диаметр фрикционного ведомого диска 240 мм.
КПП представляет собой механический редуктор с шестернями постоянного зацепления. Переключение скоростей и диапазонов осуществляется с помощью встроенных муфт лёгкого включения.
С учётом возможности включения четырёх передач внутри одного диапазона, работы двух диапазонов переднего хода, одного заднего диапазона и удвоения количества передаточных чисел за счёт переключения двух ступеней редуктора — КПП формирует 16 передач переднего хода и 8 передач заднего хода. Причём задние передачи включаются только при предварительном выборе диапазона задних скоростей.
Пределы формирования скорости движения Беларус 422.1:
- В перёд — от 1 км/час –до 25,1 км/час
- Назад — от 1,8 км/час – до 13,4 км/час
Пределы формирования скорости движения Беларус 422.4:
- В перёд — от 1,2 км/час –до 36,6 км/час
- Назад — от 2,1 км/час – до 19,5 км/час
Управление переключением передач и выбор диапазона осуществляется двумя отдельными рычагами, размещёнными с правой стороны рулевой колонки. Для переключения рабочей ступени редуктора КПП используют отдельную рукоятку под панелью приборов.
Задний мост
Механизм заднего моста размещён в отдельном чугунном корпусе, к которому присоединены корпуса колёсных редукторов. Передача мощности от КПП на задний мост предаётся через коническую главную пару шестерён с винтовыми зубьями. Дифференциал моста закрытого типа с четырьмя сателлитами. Колёсные редуктора представляют собой планетарные редукторы с цилиндрическими прямозубыми шестернями.
Блокировка дифференциала механического типа, управление которой выведено отдельным поводком в кабину трактора с левой стороны основания водительского сидения.
Рабочие тормоза дисковые работают в масле. Механизмы организованы на левой и правой конечной передаче моста, управление осуществляется механически отдельными педалями. Стояночный тормоз имеет автономное рычажное управление, которым блокируются одновременно левый и правый рабочий тормоз.
Вал отбора мощности
ВОМ трактора работает в независимом двухскоростном и синхронном двухскоростном режимах. Планетарный редуктор включения ВОМ с ленточными тормозами управления размещён в отдельном корпусе с монтированном между корпусом заднего моста и коробкой передач
Переключение режимов привода осуществляется положением зацепления кулачковой муфты. В ранних версиях трактора с наружи поводком на корпусе КПП, с левой стороны по ходу движения: в крайнем положении по часовой стрелке включается «независимый режим» привода, в крайнем положении против часовой стрелки – «синхронный режим», среднее положение соответствует нейтральному положению. Последняя модификация трактора оборудована рычагом переключения режимов работы ВОМ в кабине.
Переключение скорости также осуществляется отдельным органом управления на задней стенке корпуса моста. Валик переключения имеет три положения: крайне утопленное положение валика переключения активирует скорость независимого режима в 1000 об/мин или 6,3 об/на метр пути синхронного режима, крайнее выдвинутое положение соответствует включённой скорости 540 об/мин независимого режима или 3,4 об/на метр пути синхронного режима. Среднее положение является нейтральным, как и среднее положение поводка переключения режимов привода, обеспечивает выключение привода ВОМ. Позиции валика фиксируются шариковым стопором в составе механизма переключения.
Передний мост
На трактор установлен ПВМ балочного типа с конечными передачами в виде пар цилиндрических шестерён, размещённых в отдельных поворотных корпусах колёсных редукторов. Конструктивно поток мощности на ПВМ осуществляется от вторичного вала коробки передач. Дифференциал переднего моста – самоблокирующийся с храповым блокирующим устройством.
Привод обеспечивает работу переднего моста в автоматическом и принудительном режимах. Автоматический режим включается срабатыванием обгонной муфты в составе привода при пробуксовке задних колёс. Принудительный режим активируется механическим вводом в зацепление зубчатой муфты.
Гидронавесная система
Трактор оснащён раздельно-агрегатной гидронавесной системой, обеспечивающей весь спектр видов регулирования положения рабочих органов навесных почвообрабатывающих орудий.
Гидравлика оснащена трёхсекционным распределителем Р16.333 или РП70 (новой версии). Одна секция распределителя подключена к гидроподъёмнику задней навески, две сводные секции предназначены для подключения к выносным гидроузлам используемого с трактором оборудования. Рычаги переключения имеют четыре положения: «нейтральное», «подъём», «плавающее», «опускание». Позиции «плавающее» и «нейтральное» — фиксируемые.
Ранние версии трактора оснащены навеской 1 категории с грузоподъёмностью на оси подвеса 1700 кг, где навеска оснащена двумя подъёмными гидроцилиндрами с диаметром цилиндра 63 мм и рабочим ходом 120 мм. Последние версии машины оборудованы навеской 2 категории с грузоподъёмностью на оси подвеса до 2800 кг, где гидроподъёмник оснащён двумя плунжерными силовыми гидроцилиндрами с диаметром 63 мм и рабочим ходом 200 мм.
- Производительность гидронасоса 27 или 40 л/мин (в новых версиях)
- Максимальное давления 20 мПа
- Ёмкость гидравлики 22 литра
Рулевое управление
Машина оборудована гидрообъёмным рулевым управлением с героторным насосом дозатором в кронштейне рулевой колонки и гидроцилиндром поворота двухстороннего действия в рулевой трапеции управляемых колёс. В модификации Беларус 422.1 питание рабочей жидкостью совмещено с гидронавесной системой трактора из общего гидробака. В версиях Беларус 422.4 рулевое управление имеет автономное питание из отдельной заправочной ёмкости.
- Производительность насоса питания 27 л/мин
- Производительность дозатора 50 см³/об или 100 см³/об (в модификации 422.4)
- Рабочее давление системы 14 мПа
- Давление срабатывания противоударных клапанов дозатора 20 мПа
- Диаметр поршня гидроцилиндра поворота 40 мм, ход штока 160 мм
- Диаметр поршня гидроцилиндра поворота 50 мм, ход штока 200 мм (в модификации 422.4)
- Регулировка рулевого колеса по высоте в пределах 80 мм
- Наклон рулевого колеса регулируется от 25 до 40°
- Свободный ход руля до 25°
Другое оборудование
Машина оснащена электростартерной системой пуска с предварительным подогревом свечами накаливания воздуха в цилиндрах двигателя.
В панели управления трактором установлены: датчик с комбинацией приборов, электронный тахоспидометр, блок контрольных ламп работы всех систем трактора.
Для подключения электропитания к внешним потребителям, используемого с трактором оборудования, 12 вольтовая бортовая электросеть оснащена многоконтактной, комбинированной розеткой. Стартерный пуск обеспечивает аккумуляторная батарея ёмкостью 88 А/ч или 120 А/ч (в новой версии).
Пневматический привод тормозных систем прицепных транспортных средств, используемых с трактором, обеспечивается компрессором и воздушным тормозным краном, сблокированным с педалями рабочих тормозов.
Для увеличения тягово-сцепных показателей трактор оборудуется передними балластными грузами весом 175 кг из 8-ми наборных частей.
По заказу машина может быть оборудована: передним навесным устройством грузоподъёмностью 350 кг, передним валом отбора мощности в 20 кВт, тягово-прицепным устройством маятникового типа ТСУ 1М.