История создания и технические характеристики трактора Беларусь МТЗ 5

Универсально-пропашной трактор Беларус МТЗ 5 является продолжением модельной линейки, в основе которой стоят две первые модели машин «Минского Тракторного Завода» МТЗ 1 и МТЗ 2. Трактор серийно выпускался одновременно на Минском заводе в Белоруссии с 1956 по 1962, и на «Южном Машиностроительном Заводе» в Украине с 1958 по 1972 год. За период серийного выпуска Минским заводом было выпущено более 138 тысяч тракторов МТЗ 5 в различных модификациях. В последствии с 1962 года в Минске начали выпуск совершенно новой спроектированной модели универсально-пропашного колёсного трактора МТЗ 50, а ЮжМаш с 1970 года, оставляя основную конструкцию неизменной, выпускают на основе МТЗ 5 свой новый усовершенствованный трактор ЮМЗ-6, который в свою очередь стал выпускаться по лицензии в Швеции под брендом «VOLVO».

Беларусь МТЗ-5
Трактор МТЗ-5 на выставке в Германии

Концепция трактора

Как отмечалось выше основой для проектирования является модель МТЗ-2, выпускаемая в период с 1953 по 1957 год. Трактор имеет полурамную конструкцию остова, которая является неизменной для всех выпускаемых в последствии советских моделей колёсных универсально-пропашных тракторов марок МТЗ-Беларус, ЮМЗ, ЛТЗ, ВМТЗ-Владимировец.

Беларус МТЗ-2
Предшественник МТЗ-5 — трактор МТЗ-2

Такая конструкция остова трактора представляет собой в передней части две продольные баки с передним поперечным брусом, а заднюю часть представляет собой литой корпус трансмиссии. На полураму опирается двигатель и балка передних управляемых колёс через качающуюся шарнирную опору в переднем фронтальном поперечном брусе. В свою очередь, корпус трансмиссии через полуоси конечных передач даёт опру на задние ведущие колёса и одновременно обеспечивает основу для места водителя и кабины трактора с верху. Между собой полурама и корпус трансмиссии соединены жёстко болтовыми соединениями, обеспечивая целостную основу машины.

Полурамный остов
Полурамный остов МТЗ-5

В отличии о своего предшественника на МТЗ-5 установили более мощный двигатель Марки Д-40 и Д-48 мощностью 45 л.с., что обеспечило увеличение производительности полевых агрегатов в составе с трактором. Конкретно диаметр рабочих цилиндров был увеличен до 105 мм, что повлияло на увеличение мощности. Дополнительно произведена была модернизация топливной системы, что увеличило обороты двигателя (1500 об/мин.), снизило удельный расход топлива до 210 г/л.с. в час. (до 10 литров в час).

Регулировки колеи и агротехнический просвет позволяли трактору выполнять более широкий спектр пропашных работ по возделыванию кукурузы, подсолнечника, картофеля, сахарной свеклы.
Раздельно-агрегатная гидронавесная система, позволяющая работать одновременно с тремя выносными гидроцилиндрами, и независимый привод вала отбора мощности дал возможность агрегатировать трактор с массой навесного и прицепного оборудования в тяговом, стационарно-приводном и в тягово-приводном режимах.

Кроме этого трактор активно использовался в качестве шасси для размещения экскаваторного, другого погрузочного и специального оборудования.

Трактор Беларус МТЗ-5
МТЗ-5 с кабиной

Ранние версии трактора выпускались только без кабины, позже стали выпускать машины с кабинами.

Модификации модели

МТЗ-5М отличается от базовой модификации электростартерным пуском двигателя вместо запуска пусковым бензиновым двигателем. КПП дооборудована дополнительной ступенью, обеспечивающей увеличение передач переднего хода до 10 и заднего хода 2. Максимальная транспортная скорость движения увеличена до 22,3 км/час. Ходовые качества трактора были улучшены наличием механической блокировки дифференциала заднего моста, дорожный просвет был увеличен до 640 мм.

Модификация МТЗ-5Л отличается от МТЗ -5М двигателем Д-40Л с запуском от пускового двигателя.

Универсально пропашной трактор МТЗ-5
МТЗ-5МС

Скоростная модификация трактора в аббревиатуре дополнительно помечалась буквой «С». Такие трактора были оснащены дизелем Д-48 с мощностью 48 л.с. Выпускались машины с  1959 года, как с электростартерным запуском  МТЗ-5МС, так и с пусковым двигателем – МТЗ-5ЛС.

Полноприводной трактор МТЗ-7
МТЗ-7 с передним ведущим мостом

Также стоит отметит модель МТЗ-7, которая являлась полноприводной версией МТЗ-5. В трансмиссию трактора были включены раздаточная коробка, карданная передача и передний ведущий мост с колёсами увеличенного диаметра. В качестве ПВМ в комплектации трактора использовали узел от армейской полноприводной машины ГАЗ 63. Кроме выполнения общехозяйственных и транспортных работ такие трактора предназначались для выполнения пропашных работ на почвах с повышенной влажностью на междурядьях в пределах от 445 до 900 мм. Машины выпускались с 1959 по 1961 год в версиях с эктростартерным запуском – МТЗ-7МС, и с пусковым двигателем — МТЗ-7ЛС. Всего было выпущено 2790 единиц тракторов данной марки.

ПоказателиМТЗ-5МТЗ-5ЛМТЗ-5ММТЗ-5СМТЗ-7
Тяговый класс т.с.

1.4

Число передач передних/задних

5/1

10/2

Марка двигателяД-40КД-40ЛД-40МД-48Д-40М
Агротехническая колея, мм

1335-1800

Размер шин

Передние

Задние

 

6.5-16

11.0-38

 

6.5-20

12.0-38

 

9.0-20

12.0-42

Масса трактора

2870

2750

2785

3100

Двигатель

Рядная, четырёхтактная, дизельная силовая установка с водяным охлаждением Д-40. В соответствии с типом запуска двигателя и модификацией трактора машины оснащались следующими версиями двигателя:

ПоказателиД-40КД-40ЛД-48ЛД-40МД-48М
Мощность в л.с.

45

454845

48

Номинальные обороты в минуту

1500

16001500

1600

Расход топлива на номинальных оборотах г/в час на л.с.

210

205200205

200

Смесеобразование

Вихревая камера

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Система запуска

Пусковой двигатель

ПД-10

Электростартер СТ-50

Диаметр рабочих цилиндров, мм

105

Масса сухого агрегата

660

660638630

638

Двигатель МТЗ-5
Дизель МТЗ-5Л с пусковым двигателем

Трансмиссия

С разу хочется отметить, что конструкция трансмиссии МТЗ-5, в последствии, полностью была применена в составе трактора ЮМЗ-6 в неизменном виде, включая силовую передачу, КПП, задний мост вместе с тормозами и ВОМ. Трактор имеет полностью механический тип трансмиссии. Механизм КПП и заднего моста размещён в едином литом корпусе разделённый перегородками. Механизм сцепления и привод силовой передачи в отдельном промежуточном корпусе соединяемый задней стенкой к основному картеру трансмиссии передней частью к плите двигателя.

Трансмиссия МТЗ-5
Схема трансмиссии ЮМЗ-6 и МТЗ 5

Сцепление

Муфта сцепления фрикционная двухдисковая постоянно-замкнутого типа с механическим приводом отводки. Один фрикционный диск отвечает за передачу и разрыв потока мощности от двигателя на коробку передач, с последующей передачей мощности на ходовую часть. Второй диск осуществляет передачу крутящего момента на вал отбора мощности.

КПП

Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Базовая версия имела пятиступенчатую коробку передач. Последующие модификации в конструкцию коробки был включён дополнительный зубчатый блок, обеспечивающий удвоение числа передач до 10 переднего хода и 2-х заднего хода. Таким образом трактор получил 5 транспортных и 5 замедленных технологических передач переднего хода и соответственно по одной передаче заднего хода в каждом режиме.

Задний мост

Главная передача от КПП организована классически в виде пары конических шестерён, дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Конечные передачи выполнены в виде пар цилиндрических шестерён, где ведущие шестерни передач выполнены за одно целое с коническими полуосевыми шестернями, взаимодействующими с сателлитами дифференциала. Большие ведомые шестерни посажены на полуоси привода ведущих задних колёс. Одновременно ведомые шестерни через дополнительные цилиндрические шестерни, вращающиеся на двух отдельных осях в задней части моста, взаимодействуют с основными тормозами барабанного типа.

Механическая блокировка осуществляется скользящей шлицевой муфтой, соединяющей при включении обе оси тормозных шестерён, таким образом, исключая работу дифференциала. Управление блокировкой осуществляется педалью, соединённой через пружину и рычаг с вилкой включения муфты блокирования.

ВОМ

Независимый вал отбора мощности обеспечивает вращение приводного вала с частотой 520 об/мин. Привод ВОМ осуществляется от силовой передачи проходит через промежуточный вал КПП, нижнюю часть полости картера заднего моста и традиционно выходит в задней стенке корпуса трансмиссии между продольными планками задней навески. Механическое включение ВОМ осуществляется соединением привода с помощью шлицевой муфты рычагом управления, при разрыве потока мощности муфтой сцепления.

Рулевое

Механизм рулевого управления полностью механический. Вращение от рулевого колеса передаётся на червячный редуктор, который передает движение через сошку на большую продольную тягу, размещённую вдоль правой балки полурамы трактора. Передний конец продольной тяги соединён с рулевой трапецией рулевого механизма, обеспечивающего поворот управляемых колёс при повороте рулевого колеса водителем.

Трактор Беларусь
Продольная рулевая тяга МТЗ-5

Такую же схему рулевого управления унаследовал трактор ЮМЗ-6, которая была усовершенствована включением гидроусилителя в состав червячного редуктора.

Гидронавесная система

Как отмечалось выше, гидросистема, оснащённая трёхсекционным распределителем, позволяет раздельно одновременно управлять тремя выносными гидроцилиндрами в составе используемого с трактором оборудования. Это расширило спектр выполняемых задач трактором при агрегатировании с различным навесным и прицепным оборудованием. Задняя трёхточечная навеска обеспечивала надёжное соединение трактора с машинами в агрегате.

Гидронавесная система трактора
Трёхточечная задняя навеска МТЗ-5

Применение трактора

Своими функциональными опциями трактор во многом не отличается от своих современных аналогов и стал технической основой создания в будущем всей линейки универсально-пропашных машин. Для своего времени МТЗ-5 был настоящим техническим чудом, с помощью которого решалось множество производственных задач в сельском хозяйстве, обеспечивая многократный рост производительности.

Трактор МТЗ-5 с экскаватором
Экскаватор на базе МТЗ-5

Помощью МТЗ-5 выполнялись:

  • Транспортные, коммунальные, строительные работы с использованием прицепных транспортных средств, погрузочного и землеройного навесного оборудования.
  • Все полевые работы по уходу за культурами включая: посев, сплошную культивацию, пропашные работы, основная обработка почвы.
  • Уборочные работы: покос и сбор зелёной массы, скашивание и обмолот спелых зерновых.
  • При необходимости трактора использовались для стационарного привода веялок, генераторов, водяных помп, погрузочных транспортёров и другого оборудования, как от ВОМ так и с помощью приводного шкива.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector