/Y

Устройство и установка кондиционера на трактор Беларус МТЗ 82

С целью повысить комфорт рабочего места тракториста хорошим дополнением в оборудовании кабины трактора есть установка кондиционера. Насколько данная инициатива будет оправдана и как это технически реализовать с учётом всех конструктивных нюансов трактора Беларус МТЗ — ниже по тексту.

Кондиционер на МТЗ 82

Устанавливать или нет

Первое, что хотелось бы отметить, это целесообразность установки кондиционера, где даже заводское комплектование тракторов МТЗ 82 данным узлом, повышающим комфорт, является сугубо опциональным или под заказ. Такая политика комплектации объясняется тем, что с чисто экономической точки зрения дооборудование повышает стоимость тракторов, понижая привлекательность машин на рынке. Весомой обоснованностью оборудования машины климатической установкой есть оправданность с учётом специфики применения трактора при его техническом соответствии, которое может поставить под сомнение смысл такого дооборудования.

Трактор Беларус с культиватором
Трактор МТЗ на полевых работах

Так, особенно оправданной будет установка кондиционера в случае применения трактора на операциях, не требующих частого выхода водителя из кабины, например, на полевых или транспортных работах, где характер рабочих операций подразумевает продолжительное нахождение водителя в кабине машины.

МТЗ с прицепом
Транспортный агрегат в составе с МТЗ

С технической точки зрения нужно понимать, что для получения эффекта от работы кондиционера, крайне важен высокий уровень герметичности кабины, чем похвастаться трактора МТЗ, особенно ранних выпусков не могут.

Новые трактора, с современной версией кабины категории 2 по EN 15695-1:2009, имеют достаточный уровень герметизации, обеспечивающий создание в своём объёме избыточное давления и соответствуют своими требованиями для установки кондиционера. Остальные версии кабин, более раннего производства, требуют тщательной доработки в части их герметизации.

Если говорить конкретно, то для соответствия кабины нужно:

  1.  Повысить плотность во всех открывающихся проёмах кабины (дверях, окнах, люках) заменой уплотнителей;
  2. Максимально утеплить и уплотнить пол кабины, особенно в конструктивных местах прохода приводов управления;
  3. Максимальная герметизация фронтального проёма кабины в месте размещения гидроузлов и панели управления (данная зона является самым проблемным и сложным местом для уплотнения поскольку заводом производителем не предусмотрена установка ни какого действенно изолирующего элемента типа мембраны).

Комплект кондиционирования для МТЗ

Штатно в набор для кондиционирования входит следующий перечень узлов:

Компрессор кондиционера
Компрессор кондиционера на МТЗ 82

Компрессор – выполняет функцию прокачки для циркуляции газа-хладагента в системе кондиционирования. Узел получает механический привод от шкива на коленчатом вале двигателя через клиноременную передачу. Включение прокачки хладагента осуществляется работой встроенной в состав узла муфты с электромагнитным управлением.

Климатическая установка на трактор МТЗ
Принципиальная схема кондиционирования трактора МТЗ

Испаритель с вентилятором — обеспечивает испарение хладагента с выделением холода, где, проходя через радиатор узла охлаждается воздух и принудительно выбрасывается в салон трактора. Узел скомбинирован вместе с контуром отопления кабины, где встроен дополнительный радиатор с подводами для соединения с системой охлаждения двигателя трактора. Дополнительные дренажные трубки обеспечивают отвод конденсата воздуха от испарителя.

Кондиционер для трактора
Комплект кондиционирования для МТЗ 82 с конденсатором на крышу трактора
Кондиционер для трактора Беларус
Комплект кондиционирования для МТЗ 82 с конденсатором спереди основного радиатора трактора

Конденсатор с вентилятором – обеспечивает охлаждение нагретого хладагента потоком воздуха из окружающей среды для последующей его конденсации в жидкое состояние. В штатном размещении радиатор конденсатора размещается в виде дополнительного радиатора во фронтальной части трактора, спереди двигателя. При установке под заказ конденсатор со встроенным электрическим вентилятором может быть размещён на крыше трактора.

Размещение узлов кондицианера на тракторе МТЗ

Узлы кондиционирования трактора МТЗ
Стандартное размещения узлов системы кондиционирования трактора МТЗ

Ресивер или фильтр осушитель – обеспечивает аккумуляцию хладагента, перешедшего из газообразного состояния в жидкое после охлаждения в конденсаторе. Узел оборудован датчиком давления, сконденсированного жидкого хладагента.

Трубопроводная и запорная арматура обеспечивают подвод и отвод хладагента к узлам системы.
Электропереключателями осуществляется управление циркуляцией хладагента в системе и переключение интенсивности подачи охлаждённого воздуха в салон.

Работа и управление системы кондиционирования

Кондиционирование воздуха в кабине трактора, учитывая необходимость получения механического привода компрессора системы, может осуществляться только при работающем двигателе.

Пульт управление кондиционером трактора МТЗ

Активация системы кондиционирования осуществляется при повороте рукоятки включения кондиционера 2 и включении вентилятора рукояткой 1, где степень поворота первой производит само включение привода компрессора системы и определяет производительность холода, а поворот второй – определяет интенсивность подачи холодного воздуха переменными оборотами вентилятора.

При установке переключателя 2 в начало синего поля подаётся напряжение в цепь включения электромагнитной муфты компрессора, в результате активируется прокачка хладагента в системе. Этим обеспечивается теплообмен с выдачей холода в кабину через испаритель-охладитель, и отдачей тепла в окружающую среду через конденсатор.

Поворотом рукоятки 2 в синем поле осуществляется управление термостатом, обеспечивающим автоматическое регулирование температуры кондиционирования. При повороте рукоятки 2 по часовой стрелке — температура понижается, против часовой стрелки – повышается.

Защита системы от критических режимов работы автоматическим отключением осуществляется срабатыванием датчика давления при достижении значения более 2.6+0.2 мПа или его недопустимом снижении менее 0.21±0.03 мПа. Вместе с этим автоматический режим кондиционирования подразумевает как постоянную работу компрессора, так и циклическое его включение.

Характеристики кондиционера трактора МТЗ

Учитывая, что климатическая установка трактора МТЗ скомбинирована с отоплением — система имеет три режима работы:

  1. кондиционирование —  запорный кран подачи охлаждающей жидкости от двигателя в контур отопления должен быть перекрыт, рукоятка активации компрессора 2 включена в сектор синего поля, рукоятка вентилятора включена;
  2. вентилирование — запорный кран подачи охлаждающей жидкости от двигателя в контур отопления перекрыт, рукоятка активации компрессора кондиционера в положении «выключено», вентилятор включен на обороты необходимой интенсивности вентилирования;
  3. отопление – кран подачи охлаждающей жидкости в контур отопления открыт; включатель компрессора 2 в положении «выключено», вентилятор включён на необходимые обороты.

Особенности установки

При установке ременного привода компрессора системы на тракторе МТЗ 80(82) необходимо заменить стандартный одноручьевой шкив помпы охлаждающей жидкости на соответствующий двухручьевой шкив.

Магистральные трубопроводы для хладагента, соединяющие компрессор с испарителем в составе единой климатической установки трактора, должны быть увеличенной длинны, достаточной для осуществления раскатки трактора в случае необходимости ремонта сцепления или другой части трансмиссии.

В кабине удобнее всего провести трубопроводы хладагента по правой передней стойке каркаса.

Для нормального схода конденсата дренажные трубопроводы должны быть уложены по нисходящему уровню без пережатий при креплении потолочного кожуха.

Все повороты трубопроводов должны быть проложены без перегибов с исключением трения о острые кромки отверстий и элементов конструкции, без контакта о нагреваемые элементы двигателя.

Перед финальной стадией монтажа обязательно нужно тщательно проверить герметизацию системы, как в части отопления, на соединениях патрубков с системой охлаждения, так и в магистралях циркуляции хладагента. Систему кондиционирования заправляют после проверки вакуумом в течении удержания его значения не менее 1 часа. Также важно убедится в герметичности воздуховода от вентилятора в кабину, между обшивкой потолка и климатическим блоком .

На тракторах, участвующих на пыльных полевых работах забор воздуха лучше организовать непосредственно из кабины это исключит частое засорение фильтра климатического блока.

В большой обзорной кабине есть смысл частично затенить остекление по верхнему периметру это поднимет эффект охлаждения воздуха.

Правила пользования

При нерегулярном использовании кондиционера для поддержания его рабочего состояния рекомендуется, раз в две недели, кратковременное включение кондиционирования, на 15-20 минут при наружной температуре выше +15°С.

Устанавливая трактор на кратковременное хранение необходимо раз в пол месяца включать систему кондиционирования на 15-20 минут, в условиях работающего двигателя. При этом температура в кабине должна быть не ниже +20°С.

Перед установкой трактора на длительное хранение, а также после снятия с хранения машины, необходимо проверить систему на специальном оборудовании и при необходимости дозаправить систему хладагентом.

Для нормального функционирования система должна проходить специализированное обслуживание один раз в год.

Ссылка на основную публикацию