Table of Contents
Исходя из особенностей конструкции трактора МТЗ 80, и его охлаждающей системы в зимнее время при понижении температуры ниже -10°С для поддержания оптимального рабочего теплового режима необходимо утепление моторного отсека. Данное оборудование ускоряет процесс разогрева и обеспечивает оптимальную рабочую температуру двигателю в холодное время года, а также замедляет его остывание при остановке.
Для нормальной работы дизеля Д-240 трактора МТЗ-80(82) тепловой режим должен быть в пределах 80-95°С, ориентируясь по температуре охлаждающей жидкости. Рабочий тепловой режим создаёт условия оптимальной смазки всех трущихся поверхностей при допустимом тепловом расширении линейных размеров деталей двигателя. Отклонение от данных пределов ведёт к падению мощности, перерасходу топлива и повышенному износу дизеля.
Если говорить о недостаточном нагреве, то работа механизма будет характеризоваться повышенным сопротивлением движению деталей в результате уменьшенных зазоров в сочленениях и недостаточной смазки трущихся поверхностей. При этом часть мощности будет расходоваться на преодоление сопротивления движению в сочленениях деталей механизма. В итоге понижение температуры теплового режима двигателя ведёт к падению его ресурса и производительности, а как следствие к снижению общих экономических показателей предприятия.
Характеристики утеплителя
Уменьшение теплоотвода от двигателя достигается изолированием моторного отсека от окружающей среды специальным чехлом, который закрывает фронтальную радиаторную решётку верхнюю и боковые плоскости моторной части трактора. В заводском исполнении утеплитель капота изготовлен из кожзаменителя или прорезиненной плотной технической ткани с теплоизоляционной прослойкой.
Основными физическими качествами материала утеплителя капота являются:
- Прочность
- Устойчивость к воздействию влаги, температуры и горюче-смазочным материалам
Функционально чехол должен обеспечивать:
- Плотное изолирование моторного отсека с возможностью регулирования потока воздуха через радиаторную решётку откидным клапаном
- Удобный доступ к местам обслуживания моторной части
- Элементы чехла должны надёжно фиксироваться застёжками без создания препятствий открытым вращающимся частям дизеля (лопастям вентилятора, ремённому приводу помпы и генератора)
- В части контакта с выхлопной трубой чехол должен иметь термостойкую вставку
При выборе чехла обращайте внимание на наличие проёмов во фронтальной части чехла, в случае использования утеплителя на тракторе с данным размещением фар.
Регулирование интенсивности охлаждения работающего дизеля в МТЗ 80 происходит только за счёт закрытия шторки радиатора, чего в зимнее время при низких температурах часто бывает недостаточно. Работа термостата в системе охлаждения выполняет только функцию быстрого разогрева дизеля при пуске (до 70°С) и в регулировании рабочего теплового режима не участвует.
Изготовление утеплительного чехла для МТЗ 80 своими руками
Надёжный утеплитель капота изготавливается в два слоя: первый слой выполняет функцию прочной основы обеспечивающей надёжность и долговечность использования, второй — внутренний утепляющий слой, который минимизирует потерю тепла дизелем.
Хорошим материалом для основы утеплителя капота может быть кирза — прорезинена прочная ткань или прочная техническая ткань – бельтинг. Данные текстильные материалы имеют высокую прочность и износоустойчивость в местах изгибов и трущихся частях, а также устойчивы при воздействии влаги и температуры.
Для второго утепляющего слоя, который нашивают на основу можно использовать стёганый ватин, войлок, фетр, синтетические утепляющие ткани, а также в использование могут подойти старые натуральные шерстяные или другие тёплые искусственные одеяла.
Для фиксации краёв можно использовать вшитые в края чехла петли из крепких резинок, которые с натяжкой зацепляются за размещённые крючки в элементах рамы трактора. А также фиксацию открывающихся клапанов чехла можно организовать с помощью фиксирующих полос ткани с текстильной отрывной липучкой.
Раскрой материала делают с учётом полного перекрытия верхней горизонтальной плоскости капота, двух боковых вертикальных проёмов моторного отсека и фронтальной части радиаторной решётки. Длину боковых прикрывающих дизель клапанов делают с напуском ниже края лонжерона полурамы трактора. Затем нижний край подворачивают и подшивают вовнутрь до перекрытия середины балки рамы. Подшитые края не будут обтрёпываться, а двойной слой позволит сделать застёжки клапана и более надёжными.