/Y

Тюнинг трактора Беларус МТЗ 82 своими руками

Техника, произведённая на пост советском пространстве, всегда давала достаточно поводов для её индивидуальной модернизации и улучшения. В данном материале пойдёт речь о тюнинге популярной модели белорусского трактора МТЗ 82.

Тюнингованный трактор МТЗ 80

Немного о смысле тюнинга

Сразу хотелось обозначить свою позицию по отношению к самому понятию тюнинга какой, либо техники, где само понимание данной модернизации у каждого пользователя принимает различные смыслы.

Кто-то видит в тюнинге придание технике вида, привлекающего внимание путём дополнения в конструкцию машины всевозможных обвесов и элементов не улучшающих технических возможностей и характеристик, отображая в большей степени внешним видом машины внутренний мир владельца техники. Другой подразумевает непосредственное усовершенствование узлов и механизмов с целью повышения технических характеристик машины.

В практике часто тюнинг принимает гиперболизированный вид, где баланс полезных улучшений и дополнений ради, что называется «понтов» не в пользу первых. Данный баланс, между красивым и полезным, каждый волен выбирать себе сам.

Тюнингованный МТЗ 82

Если отталкиваться от здравого смысла, приносящего полезность технике, то конкретно для трактора МТЗ 82(80) направление тюнинга можно разделить на три направления:

  • Улучшение комфорта управления и микроклимата
  • Модернизация узлов и систем с целью продления их рабочего ресурса, комфорта обслуживания и управления
  • Дополнение в оперении трактора с целью улучшения защиты машины от грязи и пыли

Тюнинг кабины трактора

Учитывая явное отставание тракторов, особенно советского периода, от зарубежных аналогов по уровню комфорта и эргономики тюнинг кабины МТЗ 82 всегда имеет свою актуальность и полезность.

В части улучшения комфорта для МТЗ 82 тюнинг заключается в следующем:

  • Улучшение герметичности кабины
  • Тонировка стекол
  • Установка кондиционера
  • Модернизация органов управления трактора
  • Улучшения общего комфорта рабочего места

Как улучшить герметичность кабины

Одной из основных недостатков кабины тракторов МТЗ является слабая защищённость от пыли. Причинами запыления салона являются: плохая герметизация конструкции

  • плохая герметизация элементов конструкции каркаса
  • стыков штампованных частей
  • в проёме передней стенки в месте размещения узлов гидросистемы
  • в уплотнениях проёмов открывающихся дверей и окон

Так же нужно сказать, что эффективность работы вентиляции и фильтрации воздуха в кабине трактора желает быть лучшим. Общая конструкция и качество уплотнений в фильтрующем блоке не выдерживает никакой критики. Работа с такими свищами в системе не обеспечивает фильтрации без создания достаточного избыточного давления в объёме кабины, а при движении трактора в результате плохой герметизации возникает разрежение, которое просто затягивает пыль в салон. Все прелести такого эффекта особо ощущают трактористы при выполнении культивации или бороновании на пересушенных полях.

  1. Для уплотнения в стыках сварных и штампованных частей используют строительный силикон, которым заполняют щели.
  2. Открывающиеся проёмы проемы оклеивают полосками резинового уплотнителя, который обеспечивает плотность особенно в уже просевших штатных уплотнениях дверей и окон.
  3.  Все щели в месте размещения гидроузлов закрываются кусками толстого поролона, который при необходимости доступа к распределителю можно быстро убрать. Также нужно максимально уплотнить места отверстий под тяги и педали в основании кабины.
  4. В аккумуляторном отсеке уплотняются отверстия, соединяющие отсек с салоном, вентиляционные отверстия, выходящие наружу нужно оставить для выхода испарений от батарей.
  5. В конструкции вентиляционной системы нужно устранить подсос воздуха, проходящего мимо фильтрующего элемента.

За годы производства МТЗ 80(82) использовались несколько видов вентиляционно-отопительных систем и в каждой конструкции есть свои недостатки и частности, дающие повод подсоса без фильтрации. Некоторые трактористы вообще отказываются от штатного вентиляционного оборудования, устанавливая более эффективные системы от легковых автомобилей.

Тонировка и затенение кабины

Учитывая максимальную обзорность универсальной кабины МТЗ 82 особый дискомфорт водителю придаёт палящее со всех сторон солнце особенно на полевых работах. Простым решением является щадящая тонировка стёкол светофильтрующей плёнкой. Важно при этом сохранить обзорность кабины. Также, если трактор не используется в качестве погрузчика, экскаватора или другого агрегата, требуемого верхнего кругового обзора можно затенить верхний горизонтальный периметр кабины затеняющим шторкой — молдингом из плотной ткани. Использование полноценных шторок в кабине если и уместно, то при возможности их удобного сдвигания в сторону для восстановления обзора. Хотя с практической и профессиональной точки зрения шторы в кабине будут однозначно лишними.

Модернизация органов управления

К данной категории тюнинга относят переделку длинны и наклон рукояток рычагов, положение педалей, наклон руля непосредственно под антропометрию (телосложение) конкретного водителя.

Так, без исключения, для удобного управления гидронавесной системой наращивают длину, как минимум двух рукояток, для переключения положения секций распределителя. Особенно актуальна такая переделка при работе трактора с фронтальным погрузчиком. Также для удобства подгоняют длину рукоятки рычага переключения передач.

Некоторых водителей не устраивает смещённая плоскость выжима педали муфты сцепления к выходу из кабины. Для более удобного положения площадку педали смещают ближе к центру пола салона. Таким образом, педаль занимает удобное положение для выжима и не мешает при выходе или посадке.

Общий комфорт

Список моментов, усовершенствующих комфорт водителя входят:

  • шумоизоляция и виброизоляция салона
  • удобное размещение колонок музыки
  • отделы и бардачки для размещения мелких запчастей и инструментов, средств гигиены
  • место фляги с водой и термоса

Для размещения колонок одно из самых удобных мест в унифицированной кабине есть верхняя задняя часть. Полку устраивают ниже потолка 100 мм шириной от задней стенки во внутрь кабины 200 мм. Кроме колонок на полке ещё останется пространство для аптечки или контейнера с мелкими запчастями (предохранителями, лампочками, мелкими деталями крепежа). Вторую полку можно устроить в пространстве между лобовым стеклом панелью приборов.

Дополнительным усовершенствованием кабины может стать установленное водительское сидение от любой европейской грузовой иномарки, которое будет гораздо удобнее штатного.

Для увеличения уровня шумоизоляции и виброзащиты используются ряд автомобильных специальных материалов, которыми обклеиваются пол, уплотняются полости под обшивкой рулевой колонки, обшиваются задняя стенка и боковые изгибы под крылья.

Тюнинг узлов и систем трактора

Данный раздел тюнинга является важным в плане влияния на моторесурс отдельных узлов и в целом машины. Дело в том, что любая машина, выпущенная в серию производителем, техническими характеристиками своих узлов обеспечивают показатели в целом машины и любое техническое усовершенствование связанное с повышением характеристик может нарушать оптимальный расчётный баланс нагрузок на узлы и механизмы, которые могут не только снизить рабочий ресурс машины, но и вывести из строя технику.

Так, например, популярная в тюнинге – «установка турбины на двигатель МТЗ 82», с увеличением термодинамических нагрузок на непредназначенный для работы с надувом силовой агрегат Д-240, Д-243, при увеличении мощности, будет терять быстро моторесурс. Поэтому каждая модернизация должна быть оправдана и обоснована с технической точки зрения, учитывая изменение нагрузок после внедрения.

Тюнинг сцепления

Действенной переделкой в части трансмиссии является установка лепестковой корзины вместо рычажной. Муфта силовой передачи с мембранным типом действия гораздо комфортнее в управлении, имеет более высокий моторесурс, проще в регулировке и обслуживании. Такие корзины широко применяются в конструкциях муфт импортных тракторов мировых брендов. На рынке представлен ряд производителей узлов данного типа для тракторов МТЗ 82, которые устанавливаются без необходимости дополнительных переделок.

Сцепление мембранного типа
Лепестковое сцепление

Переделка выхлопной

Одной из реально полезных переделок является переоборудование выхлопной трубы. Для увеличения обзорности трубу перемещают по правой стойке кабины или в нижнюю часть под корпус трансмиссии. Основной дорогостоящей деталью переделки есть гибкий термостойкий рукав-переходник, который обеспечивает виброустойчивость конструкции. С помощью гибкого переходника, дополнительных труб выхлопную переваривают в нужное положение.

Тюнинг ПВМ

Полезным дооборудованием для верхних конических передач колёсных редукторов переднего ведущего моста трактора будут сбросные клапаны. Срабатывание на сброс давления в верхних полостях конических передач моста, при нагреве масла, будет предотвращать выдавливание сальников и последующую течь масла. Также хорошей доработкой будет установка масленок в верхние части корпусов колёсных редукторов для нагнетания смазки в сопряжение гильзы и шкворневой трубы.

Остальные переделки МТЗ 82 зависят от версии трактора, где в зависимости года выпуска трактор может отличатся некоторыми узлами. Так с целью несколько осовременить трактор в замен старых узлов могут устанавливаться другие:

  1. Взамен центрифуги может устанавливаться картриджный масляный фильтр и воздушный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.
  2. При необходимости оборудование трактора более мощным генератором.
  3. Переделка рулевого управления с ГУРа на гидрообъёмное управления с носом-дозатором.
  4. Установка гидрораспределителя с джостиковым управлением.
  5. Оборудование выносным пультом управления навеской.
  6. Установка дополнительного топливного бака.
  7. Оборудование трактора усиленным балочным мостом с колёсными редукторами планетарно-цилиндрического типа.

Внешний тюнинг

В данную часть модернизации может входить установка и наращивание крыльев задних колёс, установка более мощных дорожных или дополнительных фар освещения. Другие формы внешнего тюнинга приобретают сугубо декоративный вид, не влияющий на характеристики трактора. Здесь могут использоваться декоративные элементы радиаторной решётки, капота, колёсных дисков, передней фронтальной части полурамы. В данном виде тюнинга главным будет, то, чтобы установленные элементы не усложняли работу, безопасность движения трактора и используемых с ним машин.

Ссылка на основную публикацию