Table of Contents
Принимая во внимание реализованную Ярославским Моторным Заводом, ещё в советский период, производственную политику унификации в выпуске силовых агрегатов, нужно отметить, что поршневая группа двигателя ЯМЗ 236 была полностью одинакова и взаимозаменяема с дизелями ЯМЗ 238 и ЯМЗ 240. Вместе с этим за более чем 60-ти летний срок своего выпуска, с усовершенствованием топливных систем и выпуском широкого модификационного ряда данного дизеля, имеющих более высокие динамические характеристики и мощность, поршневая группа ЯМЗ 236 получила некоторую модернизацию. Основные изменения касаются в части формы и объёма камеры сгорания, размещения и количества поршневых колец. А также были улучшены физические свойства самого поршня, обеспечивающие надёжную работу двигателя в более жёстких термодинамических условиях при использовании турбонаддува и улучшенных показателей впрыска топлива. В связи с этим поршневые группы данного двигателя отличаются в зависимости о модификационной версии дизеля.
Производитель поршневого комплекта для ЯМЗ
Для Ярославского Моторного Завода, на сегодня, основным поставщиком цилиндропоршневых групп является АО «Костромской Завод Автокомпонентов», реализующий свою продукцию под торговой маркой «Мотордеталь». Высоким уровнем технологичности и качеством своей продукции производитель успешно конкурирует на мировом рынке. Вместе с широким рядом отечественных двигателей поршневые группы костромского завода используют в комплектации зарубежных марок автомобилей, выпускаемых на территории СНГ. Также продукция завода экспортируется в более 40 стран мира.
В изготовлении деталей производитель применяет износостойкие материалы и ряд инновационных технологий. В технологию производства внедрено фосфатирование и анодирование алюминия, позволяющее значительно повысить рабочий ресурс поршневых групп.
Так для выпуска поршней используется многокомпонентные термоустойчивые износостойкие алюминиево-кремниевые сплавы (АК12М2МгН). Рабочая цилиндрическая поверхность поршней покрывается антифрикционными покрытиями Molykote, Molydag и NanofriKS, обеспечивающими ускорение притирки и защиту поршневой группы при жестких эксплуатационных условиях: холодном пуске, недостаточной смазке, в режиме перегрева и перегрузок. Гильзы изготавливаются из высокопрочного чугуна, легированного хромом, молибденом, фосфором, ванадием и медью. Зеркало гильз подвергается тщательному хонингованию.
Размерные группы поршней и цилиндров ЯМЗ 236
Производителем цилиндропоршневой комплект двигателя сортируется три размерные группы А, Б и Ж. Принадлежность детали к размерной группе помечаются соответствующим клеймом на днище поршня и на торце верхнего бурта гильзы. Данные размерные параметры не имеют отношения к понятию ремонтных размеров в результате износа, а обуславливают оптимальную комплектацию двигателя новыми парами деталей рабочего цилиндра, где в подборе поршень и гильза должны быть одной размерной группы.
При сортировке деталей или проверки размерной группы измерение производится при температуре 20°С. В проверке размера допускается погрешность в 0.005 мм, выходящая за пределы допусков размерных групп.
Измерение поршней для дизелей без турбонаддува осуществляют на расстоянии 153 мм от верхнего торца в плоскости перпендикулярной оси посадки поршневого пальца. Проверку размера поршней для двигателей турбонаддувом производят на расстоянии 113 мм от верхнего торца в плоскости перпендикулярной оси посадки поршневого пальца.
При комплектации двигателя для подгонки поршней по весу осуществляют снятие метала с внутренней части юбки.
На поршнях всех размерных групп применяются кольца единого размера. Допустимый размер замка кольца 2 мм, разность в размере замка между группами не должна превышать 0.1 мм, а размер замка не выходит за пределы 1 мм.
Виды поршневых групп для ЯМЗ 236
По применяемости в соответствии с конструкционными особенностями модификаций дизеля ЯМЗ 236 поршневые группы делятся на комплекты с отдельными каталожными номерами, приведенными в таблицах ниже.
Поршни
По поршням отличия заключаются в форме камеры сгорания поршня, присутствии выточек под тарелки клапанов и наличии выреза в его юбке под работу форсунки масляного охлаждения днища, диаметром посадочного отверстия под палец (50 мм или 52 мм) с соответствующей парой стопорных, торцевых, пружинных колец .
Гильзы
Цилиндрические детали имеют различие в расположении посадочных нижних поясков в блок дизеля и высоту верхнего посадочного бурта в соединительную плоскость с головкой цилиндров. Данные параметры зависят от использования в конструкции индивидуальных головок или цельных на три цилиндра. Соответственно комплекты отличаются комплектом уплотнительных колец под гильзу.
Поршневые кольца
В зависимости от исполнения поршня существует три вида комплектов колец, которые отличаются профилем своего сечения и количеством колец в своем составе в соответствии радиальным канавкам используемого поршня.
Каталожные номера наборов колец:
- Четыре кольца, в том числе три компрессионных и одно маслосъёмное — 236-1004002-А4
- Пять колец, в том числе три компрессионных и два маслосъёмных — 236-1004002-А5
- Три кольца, в том числе два компрессионных и одно маслосъёмное — 7511.1004002.
Уплотнительные кольца гильз
Также в зависимости от вида гильзы и посадочных мест в блоке в комплект поршневой входит один из двух видов наборов уплотнительных колец для герметичной посадки детали. Комплект состоит из двух или трёх уплотнительных колец и одного антикавитационного.
Каталожные посадочных колец гильз
- Кольца уплотнительные: 236-1002024-А, 236-1002023, 25 3111 6594
- Атикавитационное кольцо — 236-1002040
Поршневые комплекты
Маркетинговая политика продаж производителя, учитывая требования потребителя, предлагает несколько вариантов комплектаций поршневых наборов под каждую модификацию дизеля.
Все данные по поршневым комплектам соответствуют каталогу 2024 года ТМ «Мотордеталь» г. Кострома.
Защита подлинности продукции
Продукция костромского завода защищена оригинальной упаковкой с кодовой наклейкой, снабжённой уникальным проверочным кодом покрытый защитным слоем.
Для проверки подлинности деталей уникальный код отправляют через СМС на сервисный заводской номер, либо для проверки код вносят в специальную форму на официальном сайте производителя (motordetal.ru).