Table of Contents
Колёсный трактор ЮМЗ -6, унаследовавший трансмиссию от трактора МТЗ-5, имеет двухпоточное сцепление схожее по типу с муфтами тракторов Т-40 и Т-16. В состав корзины сцепления данного типа встроены два ведомых фрикционных диска, один из которых обеспечивает передачу мощности через силовую передачу на ходовую часть машины, второй передаёт крутящий момент на вал отбора мощности для осуществления привода используемых в агрегате с трактором машин. Регулировка таких муфт заключается в трёх параметрах: положение отжимных рычагов, свободный ход педали управления, зазор в упорных штифтах муфты ВОМ.
Устройство муфты
Механизм муфты, вместе с корзиной и отводкой, расположен в отдельном сухом отсеке промежуточного корпуса соединённым с двигателем трактора спереди, и задней частью с общим корпусом трансмиссии. В мокром отсеке промежуточного корпуса размещена соединительная муфта силового вала и редуктор привода ВОМ. При этом детали механизма, размещённые в мокром отсеке промежуточного корпуса, смазываются разбрызгиванием масла, поступающим из общего корпуса трансмиссии трактора (КПП и заднего моста).
Сухой отсек с корзиной сцепления изолирован от мокрого отсека штатными манжетами в опорах валов и фланце крепления кронштейна отводки муфты. Также важным моментом недопущения замасливания фрикционных элементов механизма сцепления есть исправное состояние манжет задней опоры коленчатого вала соединённой с маховиком дизеля.
Корзина муфты
Спаренный двухпоточный механизм муфты смонтирован на маховике двигателя через опорный диск корзины на шести болтах и состоит из ведущей и ведомой части.
В ведущую часть входят два нажимных и общий опорный диски, установленные на трёх радиально размещённых в маховике пальцах, обеспечивая вращение вместе с маховиком и осевое перемещение нажимных дисков при управлении муфтой.
В ведомую часть муфты входят два ведомых фрикционных диска. Большой диск, взаимодействующий своей фрикционной передней плоскостью непосредственно с маховиком дизеля и задней с рабочей плоскостью нажимного диска, через свою ступицу передаёт вращение на основной силовой вал. Второй фрикционный диск установлен между двумя нажимными дисками и через свою шлицевую ступицу передает вращение на вал привода ВОМ.
Да, на сегодня, в продаже для трактора ЮМЗ-6 присутствуют два вида корзин – усиленная и стандартная. Как утверждают производители, усиленный механизм отличается повышенным ресурсом деталей. Из видимых отличий можно отметить то, что усиленная корзина комплектуется основным фрикционным диском с увеличенной площадью прилегания к маховику. Также для сглаживания перепадов динамических нагрузок в механизме усиленный фрикционный диск, в отличии от обычного, оборудован демпферными резиновыми элементами. Под такую корзину требуется замена маховика с более большим радиусом смещения отверстий под пальцы.
Основной силовой вал, передающий вращение на КПП трактора, конструктивно своим передним краем опирается в центральной расточке маховика на подшипник (6205 ГОСТ 8338-75или 80205) и проходит через полый вал привода ВОМ. Внутри вала ВОМ основной вал опирается на два игольчатых подшипника (94908К ГОСТ 8328-57). Трубчатый вал привода ВОМ выполнен за одно целое с ведущей шестерней редуктора ВОМ и своим задним краем опирается на подшипниковую опору (216 ГОСТ 8338-57) в стакане кронштейна отводки, установленного в перегородке между сухим и мокрым отсеками промежуточного корпуса трансмиссии.
Для создания необходимой силы трения в механизме сцепления, обеспечивающей передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии, усилие нажимных дисков на ведомые фрикционные диски муфты, обеспечивается встроенными прижимными пружинами. Большие девять пружин установлены между наружным нажимным диском и упорным диском в отдельных металлических упорных стаканах.
Дополнительные девять малых пружин установлены на отдельные пальцы, проходящие сквозь оба нажимных диска. Малые пружины создают дополнительное прижимное усилие фрикционному диску ВОМа, зажимаемого между двумя ведущими нажимными дисками. Внутренним краем малые пружины упираются в нажимной диск, наружными краями пружины упираются в головки пальцев, выступающих поверх общего упорного диска.
Для облегчения сборки, демонтажа и монтажа корзины на двигатель трактора в упорном диске механизма есть три технологических отверстия и в нажимном диске присутствуют три резьбовых отверстия, через которые с помощью болтов производится стяжка двух частей корзины с установленными пружинами. В качестве стяжных болтов используют три из шести крепёжных болта корзины к маховику.
Упорные штифты
Для четко последовательного и полного разъединения фрикционных дисков двойной муфты, сначала основного фрикционного диска от маховика и затем фрикционного диска ВОМ от прижимных дисков, при полном выжиме педали управления, в конструкцию корзины встроены упорные штифты.
Действие упоров заключается в остановке отвода первого нажимного диска при полном выжиме сцепления, этим обеспечивается включение в работу отвода второго нажимного диска, обеспечивая последовательное разъединение фрикционного диска ВОМ от нажимных дисков. Три штифта, с одинаковым разрывом в 120 °между собой, установлены в резьбовые отверстия упорного диска корзины, проходят сквозь аналогично расположенные сквозные отверстия наружного прижимного диска и упираются в упоры на внутреннем упорном диске. Для корректной работы муфт сцепления зазор между упорами и торцами штифтов должен быть 1.75 мм. Для облегчения и фиксации регулировки головка штифта оборудована пружиной стопорной трещоткой.
Отжимные рычаги
Три двуплечих отжимных рычага установлены в кронштейнах шарнирно через оси качения в упорном диске корзины. При выжиме муфты своим поворотом, через сухари и гайки, рычаги действуют на тяги, установленные шарнирно в прижимном наружном диске. Возврат отжимных рычагов обеспечивается фигурными пружинами установленными на осях их качения.
Учитывая, что оба нажимных диска связаны между собой пальцами и посажеными на них малыми пружинами, то при повороте рычагов действием отводки сжимаются основные пружины, обеспечивая освобождение основного фрикционного диска от маховика дизеля. При этом малые пружины продолжают сжимать фрикционный диск ВОМа между двумя нажимными дисками обеспечивая передачу вращения. Продолжением работы отводки, при продолжении нажатия педали управления сцеплением, упоры на нажимном диске главной муфты упрутся в упорные штифты, установленные в упорном диске, и отвод главной муфты прекратится. Дальнейший выжим педали, до полного выжима, продолжает сжимать основные большие и малые пружины и отводит наружный нажимной диск от ведомого фрикционного диска ВОМ, обеспечивая разрыв потока мощности второй муфте механизма сцепления.
Для соблюдения параллельности всех взаимодействующих поверхностей в механизме сдвоенной муфты важно, чтобы отжимные рычаги обеспечивали равномерный отвод дисков без перекосов их плоскостей. Это исключает частичное выключение муфт при нажатии педали и сохраняет рабочий ресурс механизма сцепления. В этой части механизм настраивается положением отжимных рычагов, где контактные рабочие поверхности головок рычагов (лапок) устанавливаются строго в одной плоскости, параллельной рабочей плоскости подшипника отводки. В муфте трактора ЮМЗ-6 три упорные плоскости кулачков трёх отжимных рычагов объединены установленным на рычаги упорным кольцом.
Механизм отводки и привод управления
Для размещения выжимного механизма сцепления в перегородке между сухим и мокрым отсеками установлен кронштейн отводки. Кронштейн выполнен в виде цилиндрического стакана, закреплённого в перегородке болтами через фланец. Внутренняя часть кронштейна выполняет роль подшипниковой опоры валу привода ВОМ, внутри которого обкатывается основной вал на паре игольчатых подшипников (94908К ГОСТ 8328-57). Для предотвращения попадания смазки из мокрого отсека оба вала в кронштейне уплотнены манжетами.
Марка выжимного подшипника ЮМЗ-6 — 60120 ГОСТ 7242-70
На наружной цилиндрической поверхности кронштейна установлен корпус вместе с выжимным подшипником, который под действием привода управления сцепления перемещается в осевом направлении к корзине и через упорное кольцо выжимает отжимные рычаги. Привод корпуса отводки осуществляется через её усики и взаимодействующие с ними вилки, которые установлены на поворотном валике.
Валик механического привода установлен в корпусе сцепления на втулках и уплотнён пыльниками. На левый выступающий край валика установлен через шпонку рычаг, взаимодействующий через систему шарнирно сочленённых тяг и усиливающих пружин с педалью управления сцеплением в кабине. Для настройки свободного хода педали основная тяга имеет возможность регулировки своей длинны перемещением на резьбе шарнирных соединительных вилок.
Также нужно отметить что привод управления сцеплением сблокирован с приводом блокировки переключения передач, не позволяющим переключение скоростей КПП без выжима педали сцепления.
Смазка механизма сцепления
Выжимной подшипник смазывается через маслёнку, установленную в корпусе отводки. Одновременно с подшипником смазка поступает на поверхность кронштейна обеспечивая лёгкий ход осевой корпусу подшипника. Доступ нагнетателя к маслёнке осуществляется через отверстие с левой стороны корпуса сцепления, закрываемое резьбовой пробкой.
Подшипник передней опоры в расточке маховика смазывается консистентной смазкой только при сборке сцепления и в процессе эксплуатации трактора не обслуживается.
Опорный подшипник вала ВОМ в стакане кронштейна отводки и игольчатые подшипники основного вала смазываются трансмиссионным маслом, поступающим из мокрого отсека промежуточного корпуса.
Настройка сцепления
Как упоминалось выше регулировка механизма сцепления нацелена на три технических критерия.
Первый отражает соблюдение четкой параллельности рабочих, взаимодействующей между собой плоскостей всех ведущих и ведомых дисков, исключая неравномерный износ дисков и частичное выключение муфты при её выключении.
Второй обеспечивает соответствующий рабочий ход отвода ведомых фрикционных дисков от ведущего маховика и нажимных дисков для полного разрыва потока мощности при выключении муфты.
Также для недопущения неполного соединения муфты во включенном положении (буксования муфты) в механизме отводки важно присутствие и соблюдение свободного хода педали управления, регулируемого длинной тяги в приводе управления и проверяемый наличием зазора между лапками и рабочей поверхностью выжимного подшипника отводки.
Регулировка на снятом двигателе
Говоря о практической регулировке сцепления ЮМЗ-6, для успешной его эксплуатации, завершая ремонт или замену механизма, изначально важно выставить положение отжимных рычагов на снятом двигателе, так как свободный доступ к механизму даёт возможность наиболее качественно и точно произвести настройку.
Установку положения рычагов осуществляют на полностью закреплённой корзине к маховику дизеля изменением затяжки шплинтующихся гаек на концах резьбовых тяг в шарнирном соединении с отжимным рычагом через сухарь. На корзине ЮМЗ-6 отжимные рычаги выставляются строго в одной плоскости с соблюдением расстояния от поверхности фланца ведомого фрикционного диска ВОМ до контактной поверхности кулачков отжимных рычагов в 73 мм.
Затем устанавливают зазор между упорами на внутреннем нажимном диске и штифтами в 1.75 мм, обеспечивая последовательное отключение основной муфты и муфты ВОМа. Регулировку осуществляют затяжкой упорного подпружиненного болта штифта до упора и последующим отпуском на семь щелчков трещоточного фиксатора или 1 ⅙ его оборота болта, где один щелчок фиксатора соответствует 0.25 мм. При малом зазоре между упорами и штифтами будет происходить неполное выключение основной муфты, в случаях увеличенного зазора будет происходить неполное выключение муфты ВОМ.
Наладка положения лапок на собранной воедино трансмиссии трактора, с технической точки зрения является неграмотной, практически неудобной и неточной. Регулировка лапок через люк часто негативно влияет на рабочий ресурс механизма сцепления его исправную работу и КПД передачи мощности от двигателя на трансмиссию. Такая регулировка положения лапок муфты допускается только в аварийных случаях, например, при временной замене, вышедшей из строя отжимной рычага-лапки.
Свободный ход педали управления
Регулировкой устанавливают свободный ход педали в переделах 30±5 мм изменением длины тяги с помощью перемещения на резьбе шарнирной вилки в приводе управления. Настройка правильного свободного хода соответствует зазору между выжимным подшипником и общим упорным кольцом выжимных рычагов корзины в 3-4 мм. При уменьшении свободного хода, в результате износа фрикционных накладок ведомых дисков муфт, осуществляют перенастройку привода управления последующим изменением длинны тяги. Также в процессе эксплуатации трактора проверяют зазоры между штифтами и упорами доступом через нижний люк в сухой отсек картера к регулировочным болтам штифтов.
Дополнительно к регулировке сцепления можно отнести настройку пружинного усилителя привода педали управления, где момент срабатывания пружины усилителя при выжиме педали настраивается перемещением её крепёжного кронштейна. Усилие сжатия пружины усилителя регулируется упорным винтом.
В заключении хочется отметить, что правильная и успешная регулировка механизма сцепления на прямую зависит от отсутствия: недопустимых износов в шарнирных сочленениях деталей рычажного механизма выжима корзины и в приводе отводки; недопустимого или неравномерного износа поверхностей трения фрикционных ведомых, ведущих нажимных дисков и маховика двигателя; сломов и потери упругости прижимных пружин корзины.