/Y

Специальный садовый трактор Беларус МТЗ 921, особенности конструкции и характеристики

Фактором популярности тракторов Минского тракторного завода является обилие моделей машин с исполнением конструкции как под универсальное использование, так и адаптированных под выполнение специальных работ. Представителем линейки специальных моделей является трактор МТЗ 921. Целью создания трактора является удовлетворение спроса потребителей в машинах тягового класса 1.4 с уменьшенными габаритами для обработки виноградников и садов. Так же данный трактор отвечает требованиям и условиям выполнения работ при обслуживании животноводческих цехов с узкими проездами и низкими въездными проёмами. Вместе с этим трактор не потерял своей универсальности и может использоваться в стандартных полевых операциях.

Садовый трактор МТЗ

Концепция трактора Беларус 921

Базовой моделью для выпуска МТЗ 921 стал универсальный полноприводный трактор МТЗ 952, где основные узлы — двигатель, трансмиссия, гидронавесная часть и система управления абсолютно одинаковы. Отличия модели заключаются в размерных параметрах ходовой части и габаритах кабины, обеспечивающих машине компактность.

Если говорить о ходовой части, то трактор имеет возможность изменения размеров задней и передней колеи только за счёт изменения стороны крепления колёсных дисков к ступицам колёс и изменением положения крепления дика колеса к ободу, а благодаря установленным шинам с уменьшенным наружным диаметром снижен дорожный просвет, влияющий на общую высоту трактора.

Садовый трактор МТЗ
Трактор МТЗ 921

Сравнительная таблица габаритов и параметров ходовой части

Марка трактораМТЗ 921МТЗ 82.1МТЗ 952
Высота, мм238028002850
Ширина по концам задних полуосей, мм160019701970
Пределы регулировки осей, мм

Передней

Задней

 

 

1250-1420

1160-1640

 

 

1430-1990

1500-2100

 

 

1535-2120

1500-2100

Дорожный просвет, мм250465465
Максимальная глубина брода, м0,60,850,85
Передние шины

Задние шины

265/70R16

420/70R24

11,2-20

15,5R38

360/70R20

18,4R34

База трактора, мм246024502450

Обзорная кабина имеет несколько усечённую форму по высоте, что также повышает возможности проезда трактора в невысокие въездные проёмы. В рамках общей компактной концепции машины выхлопная труба выведена в нижнюю часть, обеспечивая дополнительную обзорность и меньшую общую высоту машине.

Трактор МТЗ садовый
Беларус МТЗ 921 вид спереди

Визуально МТЗ 921 значительно отличается уменьшенными габаритами от своих стандартных собратьев по тяговому классу, что дало повод трактористам дать своё прозвище трактору – «Гном».

Модификации

Касаемо модификаций данного трактора, то техническая сегментация модели подчиняется общей производственной стратегии Минского завода, где основными отличиями модификаций являются экологический стандарт машины и уровень автоматизации системы управления.

Органы управления трактором
Органы управления
Органы управления трактором
Органы управления

На сегодня трактор представлен тремя модификациями: 921.2,  921.3, 921.4

Беларус 921.2

Машина имеет экологический стандарт Stage I с двигателем Д-245.5С. В отличии от последующих версий трактор не имеет предварительного охлаждения воздуха, нагнетаемого турбиной в цилиндры двигателя (интеркулера). Топливная система имеет стандартное исполнение в составе с рядным четырёхплунжерным ТНВД.

Модель Беларус 921.3

Модификация с экологическим стандартом Stage II и двигателем Д-245.5S2. В дополнение стандартной системы питания на трактор установлено предварительное охлаждение наддува (интеркулер), что обеспечивает увеличение КПД сгорания топлива в цилиндрах с обеспечением повышения мощности, экономичности и экологичности дизеля.

Трактор Беларус садовый
Беларус 921.3 спередней навеской

Беларус 921.4

Машина со стандартом Stage IIIА с двигателем Д-245.5S3А. Дизель в комплексе с интеркулером оснащён аккумуляторной системой электронного впрыска топлива Common Rail, системой каталитической нейтрализации и рециркуляцией выхлопных газов. Данное оснащение обеспечивает максимально рациональный расход топлива за счёт увеличения плотности топливной смеси и повышения давления впрыска с электромагнитным управлением. Работу всех систем двигателя и его диагностику производит установленная электронная система управления двигателем ЭСУД.

Двигатель

Базовой моделью силового агрегата для Беларус 921 является четырёхцилиндровый дизель с турбонаддувом Д-245.5 и как отмечалось выше в соответствии с модификацией модели дизеля отличаются экологическим стандартом благодаря усовершенствованиям в топливной системе.

Двигатель трактора МТЗ
Двигатель Д 245.5

Характеристики двигателей устанавливаемых на модификации Беларус 921

Марка двигателяД-245.5СД-245.5S2Д-245.5S3A
Модификация трактора921.2921.3921.4
Рабочий объём, см³4,75
Номинальная мощность, кВт/л.с65/88,466/89,870/95
Номинальная частота вращения, об/мин1800
Удельный расход топлива, г/кВт в час232+6229+6220+/-11
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин120014001400
Минимальная частота вращения, об/мин800
Номинальный крутящий момент, Н м404464464
Коэффициент запаса крутящего момента, %152525

Коробка передач и сцепление

Трактор оснащён стандартным для тракторов МТЗ класса 1.4 однодисковым сухим, фрикционным, постоянно-замкнутым сцеплением. Комфорт управления муфтой обеспечен внедрённым гидростатическим приводом. Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями c формированием 18 скоростей движения вперёд и 4-х – заднего хода (18F+4R). Узел абсолютно одинаков и взаимозаменяем с коробкой МТЗ 82(80).

Формируемые скорости движения:

  • Вперёд – от 1,63 до 28,83 км/час
  • Назад – от 2,02 до 14,46 км/час

В сравнении с другими современными тракторами данного класса максимальные скорости МТЗ 921 сознательно занижены производителем. Обоснованность такой тихоходности заключается в предохранении трактора от опрокидывания с учётом его узкой коли. (например, максимальная скорость движения в перёд трактора МТЗ 952 -39,9 км/час).

По заказу в состав трансмиссии может устанавливаться синхронизированная механическая КПП с 14-ю передачами переднего хода и 4-мя — заднего хода (14F+4R).

Задний мост и тормоза

Конструкция моста одинакова с задним мостом МТ3 82(80). Главная передача моста выполнена в виде пары конических шестерён с винтовыми зубьями, конечные передачи представляют собой пары цилиндрических шестерён. Привод колёс осуществляется от полуосей, взаимодействующих через шлицевое соединение с ведомыми шестернями конечных передач.

На ведущих шестернях конечных передач установлены сухие дисковые тормоза. Привод рабочих тормозов гидростатический с подвесными педалями.

Единственным отличием моста является механическая блокировка дифференциала по типу трактора МТЗ 50(52), где блокирование осуществляется только в принудительном режиме шлицевой муфтой, соединяющей шлицевые внутренние концы колёсных полуосей. Управление блокировкой осуществляется тягой, выведенной в кабину.

Передний ведущий мост

ПВМ с конической парой шестерён главной передачи, самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения и колёсными редукторами с парами конических шестерён. Особенностями моста является: усеченный размер корпусов полуосей, обеспечивающий формирование минимальной колеи; в конструкции изменённых колёсных редукторов изменена форма корпусов и уменьшен вертикальный вал механизма для формирования соответствующего малого просвета.

Передний ведущий мост трактора
Схема переднего моста

Привод ПВМ имеет классическую конструкцию – от раздаточной коробки (с механическим включением принудительного или автоматического режима) на карданную передачу через предохранительную промежуточную муфту в отдельном корпусе.

Вом

Вал отбора мощности имеет также идентичную конструкцию с МТЗ 82. Привод работает в двух режимах — в двухскоростном независимом и синхронном. Управление режимами осуществляется переключением кулачковой муфты, включение привода ВОМ механическим управлением ленточными тормозами планетарного редуктора. Максимальная мощность передаваемая на вал отбора мощности 59 кВт.

Скорость вращения ВОМ

  • Независимый режим –I скорость 540, II -1000 об/мин
  • Синхронный режим – 3,03 об/метр пути

Гидронавесная система

Трактор оснащён трёхточечной задней навеской с гидроподъёмником (с двумя гидроцилиндрами) и автономным управлением через встроенный отдельный распределитель. Навеска в комплексе с гидроподъёмником обеспечивает применение землеобрабатывающих устройств в режиме силового, позиционного, высотного и смешанного регулирования. Грузоподъёмность навесного устройства на оси подвеса не менее 3600 кг. Время поднятия навески с нижнего положения в верхнее 3,5 не более секунд.

Задняя навеска трактора Беларус
Задняя навеска с гидроподъёмником

Для работы с гидроузлами агрегатируемого оборудования система оснащена трёхсекционным распределителем РП70-921 с тросоворычажным приводом управления. Для удобства обслуживания распределитель и гидробак системы вынесен наружу задней стенки кабины.

Задняя навеска трактора
Схема задней навески трактора

Шестерёнчатый насос НШ-32 с объёмной подачей 53 литра в минуту или НШ 40 – 65 литров в минуту. Предохранительный клапан системы настроен на давление 20 мПа.

Для подсоединения гидроузлов, используемого с трактором оборудования, машина оборудована двумя парами выводов в зоне задней навески, которые сдублированы одноимёнными боковыми выводами с левой и правой стороны.

Гидросистема МТЗ
Гидровыводы гидросистемы МТЗ 921

Дополнительно для соединения системы с гидроматорами, по заказу, трактор может оборудоваться свободным сливом с быстроразъёмной муфтой. Также в заказной комплектации дополнительно может быть установлена передняя трёхточечная навеска.

Рулевое управление

Трактор оснащён гидрообъёмным рулевым управлением в составе с насосом дозатором. Работа гидроусилителя обеспечивается давлением отдельной гидростстемы с шестерёнчатым насосом. Поворот управляемых колёс обеспечивается гидроцилиндром двухстороннего действия.

Насос дозатор:

  • Производительность дозатора 160 см³/об
  • Давление срабатывания противоударных клапанов 20-21 мПа
  • Давление предохранительного клапанов 14-15 мПа

Насос системы:

  • Узел левого вращения НШ 14Л
  • Производительность 14 см³/оборот

Гидроцилиндр поворота колёс:

  • Диаметр поршня 50 мм
  • Ход штока 250 мм
  • Диаметр штока 25 мм

Другие конструктивные особенности

Трактор оборудован стандартной пневматической системой для обеспечения работы привода тормозов буксируемого транспорта в составе с компрессором, регулятором давления, ресивером и тормозным краном.

Машина оборудована пластиковым топливным баком, размещённым с левой стороны трактора ёмкостью 95 литров. Практики утверждают, что данное размещение усложняет процесс регулировки сцепления.

Боковые и задние окна озорной кабины — открываемые для проветривания, пластиковая крыша имеет люк. Благодаря выведенной вниз выхлопной трубе в кабине трактора гораздо тише, при работающем двигателе, в сравнении с тракторами со стандартным размещением глушителя.

В виду малой ширены передней балки моста крылья передних колёс присоединены непосредственно к остову машины и имеют статическое постоянное положение.

Как и все современные модели трактора МТЗ класса 1.4 имеет переднее размещение пусковых аккумуляторов под капотом моторного отсека.

Ссылка на основную публикацию