Table of Contents
Фактором популярности тракторов Минского тракторного завода является обилие моделей машин с исполнением конструкции как под универсальное использование, так и адаптированных под выполнение специальных работ. Представителем линейки специальных моделей является трактор МТЗ 921. Целью создания трактора является удовлетворение спроса потребителей в машинах тягового класса 1.4 с уменьшенными габаритами для обработки виноградников и садов. Так же данный трактор отвечает требованиям и условиям выполнения работ при обслуживании животноводческих цехов с узкими проездами и низкими въездными проёмами. Вместе с этим трактор не потерял своей универсальности и может использоваться в стандартных полевых операциях.
Концепция трактора Беларус 921
Базовой моделью для выпуска МТЗ 921 стал универсальный полноприводный трактор МТЗ 952, где основные узлы — двигатель, трансмиссия, гидронавесная часть и система управления абсолютно одинаковы. Отличия модели заключаются в размерных параметрах ходовой части и габаритах кабины, обеспечивающих машине компактность.
Если говорить о ходовой части, то трактор имеет возможность изменения размеров задней и передней колеи только за счёт изменения стороны крепления колёсных дисков к ступицам колёс и изменением положения крепления дика колеса к ободу, а благодаря установленным шинам с уменьшенным наружным диаметром снижен дорожный просвет, влияющий на общую высоту трактора.
Сравнительная таблица габаритов и параметров ходовой части
Марка трактора | МТЗ 921 | МТЗ 82.1 | МТЗ 952 |
Высота, мм | 2380 | 2800 | 2850 |
Ширина по концам задних полуосей, мм | 1600 | 1970 | 1970 |
Пределы регулировки осей, мм Передней Задней |
1250-1420 1160-1640 |
1430-1990 1500-2100 |
1535-2120 1500-2100 |
Дорожный просвет, мм | 250 | 465 | 465 |
Максимальная глубина брода, м | 0,6 | 0,85 | 0,85 |
Передние шины Задние шины | 265/70R16 420/70R24 | 11,2-20 15,5R38 | 360/70R20 18,4R34 |
База трактора, мм | 2460 | 2450 | 2450 |
Обзорная кабина имеет несколько усечённую форму по высоте, что также повышает возможности проезда трактора в невысокие въездные проёмы. В рамках общей компактной концепции машины выхлопная труба выведена в нижнюю часть, обеспечивая дополнительную обзорность и меньшую общую высоту машине.
Визуально МТЗ 921 значительно отличается уменьшенными габаритами от своих стандартных собратьев по тяговому классу, что дало повод трактористам дать своё прозвище трактору – «Гном».
Модификации
Касаемо модификаций данного трактора, то техническая сегментация модели подчиняется общей производственной стратегии Минского завода, где основными отличиями модификаций являются экологический стандарт машины и уровень автоматизации системы управления.
На сегодня трактор представлен тремя модификациями: 921.2, 921.3, 921.4
Беларус 921.2
Машина имеет экологический стандарт Stage I с двигателем Д-245.5С. В отличии от последующих версий трактор не имеет предварительного охлаждения воздуха, нагнетаемого турбиной в цилиндры двигателя (интеркулера). Топливная система имеет стандартное исполнение в составе с рядным четырёхплунжерным ТНВД.
Модель Беларус 921.3
Модификация с экологическим стандартом Stage II и двигателем Д-245.5S2. В дополнение стандартной системы питания на трактор установлено предварительное охлаждение наддува (интеркулер), что обеспечивает увеличение КПД сгорания топлива в цилиндрах с обеспечением повышения мощности, экономичности и экологичности дизеля.
Беларус 921.4
Машина со стандартом Stage IIIА с двигателем Д-245.5S3А. Дизель в комплексе с интеркулером оснащён аккумуляторной системой электронного впрыска топлива Common Rail, системой каталитической нейтрализации и рециркуляцией выхлопных газов. Данное оснащение обеспечивает максимально рациональный расход топлива за счёт увеличения плотности топливной смеси и повышения давления впрыска с электромагнитным управлением. Работу всех систем двигателя и его диагностику производит установленная электронная система управления двигателем ЭСУД.
Двигатель
Базовой моделью силового агрегата для Беларус 921 является четырёхцилиндровый дизель с турбонаддувом Д-245.5 и как отмечалось выше в соответствии с модификацией модели дизеля отличаются экологическим стандартом благодаря усовершенствованиям в топливной системе.
Характеристики двигателей устанавливаемых на модификации Беларус 921
Марка двигателя | Д-245.5С | Д-245.5S2 | Д-245.5S3A |
Модификация трактора | 921.2 | 921.3 | 921.4 |
Рабочий объём, см³ | 4,75 | ||
Номинальная мощность, кВт/л.с | 65/88,4 | 66/89,8 | 70/95 |
Номинальная частота вращения, об/мин | 1800 | ||
Удельный расход топлива, г/кВт в час | 232+6 | 229+6 | 220+/-11 |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1200 | 1400 | 1400 |
Минимальная частота вращения, об/мин | 800 | ||
Номинальный крутящий момент, Н м | 404 | 464 | 464 |
Коэффициент запаса крутящего момента, % | 15 | 25 | 25 |
Коробка передач и сцепление
Трактор оснащён стандартным для тракторов МТЗ класса 1.4 однодисковым сухим, фрикционным, постоянно-замкнутым сцеплением. Комфорт управления муфтой обеспечен внедрённым гидростатическим приводом. Коробка передач механическая с прямозубыми цилиндрическими шестернями c формированием 18 скоростей движения вперёд и 4-х – заднего хода (18F+4R). Узел абсолютно одинаков и взаимозаменяем с коробкой МТЗ 82(80).
- Схема переключения механической коробки передач 18F+4R
- Управление синхронизированной коробкой передач
- Управление синхронизированной коробкой передач с реверс редуктором
Формируемые скорости движения:
- Вперёд – от 1,63 до 28,83 км/час
- Назад – от 2,02 до 14,46 км/час
В сравнении с другими современными тракторами данного класса максимальные скорости МТЗ 921 сознательно занижены производителем. Обоснованность такой тихоходности заключается в предохранении трактора от опрокидывания с учётом его узкой коли. (например, максимальная скорость движения в перёд трактора МТЗ 952 -39,9 км/час).
По заказу в состав трансмиссии может устанавливаться синхронизированная механическая КПП с 14-ю передачами переднего хода и 4-мя — заднего хода (14F+4R).
Задний мост и тормоза
Конструкция моста одинакова с задним мостом МТ3 82(80). Главная передача моста выполнена в виде пары конических шестерён с винтовыми зубьями, конечные передачи представляют собой пары цилиндрических шестерён. Привод колёс осуществляется от полуосей, взаимодействующих через шлицевое соединение с ведомыми шестернями конечных передач.
На ведущих шестернях конечных передач установлены сухие дисковые тормоза. Привод рабочих тормозов гидростатический с подвесными педалями.
Единственным отличием моста является механическая блокировка дифференциала по типу трактора МТЗ 50(52), где блокирование осуществляется только в принудительном режиме шлицевой муфтой, соединяющей шлицевые внутренние концы колёсных полуосей. Управление блокировкой осуществляется тягой, выведенной в кабину.
Передний ведущий мост
ПВМ с конической парой шестерён главной передачи, самоблокирующимся дифференциалом повышенного трения и колёсными редукторами с парами конических шестерён. Особенностями моста является: усеченный размер корпусов полуосей, обеспечивающий формирование минимальной колеи; в конструкции изменённых колёсных редукторов изменена форма корпусов и уменьшен вертикальный вал механизма для формирования соответствующего малого просвета.
Привод ПВМ имеет классическую конструкцию – от раздаточной коробки (с механическим включением принудительного или автоматического режима) на карданную передачу через предохранительную промежуточную муфту в отдельном корпусе.
Вом
Вал отбора мощности имеет также идентичную конструкцию с МТЗ 82. Привод работает в двух режимах — в двухскоростном независимом и синхронном. Управление режимами осуществляется переключением кулачковой муфты, включение привода ВОМ механическим управлением ленточными тормозами планетарного редуктора. Максимальная мощность передаваемая на вал отбора мощности 59 кВт.
Скорость вращения ВОМ
- Независимый режим –I скорость 540, II -1000 об/мин
- Синхронный режим – 3,03 об/метр пути
Гидронавесная система
Трактор оснащён трёхточечной задней навеской с гидроподъёмником (с двумя гидроцилиндрами) и автономным управлением через встроенный отдельный распределитель. Навеска в комплексе с гидроподъёмником обеспечивает применение землеобрабатывающих устройств в режиме силового, позиционного, высотного и смешанного регулирования. Грузоподъёмность навесного устройства на оси подвеса не менее 3600 кг. Время поднятия навески с нижнего положения в верхнее 3,5 не более секунд.
Для работы с гидроузлами агрегатируемого оборудования система оснащена трёхсекционным распределителем РП70-921 с тросоворычажным приводом управления. Для удобства обслуживания распределитель и гидробак системы вынесен наружу задней стенки кабины.
Шестерёнчатый насос НШ-32 с объёмной подачей 53 литра в минуту или НШ 40 – 65 литров в минуту. Предохранительный клапан системы настроен на давление 20 мПа.
Для подсоединения гидроузлов, используемого с трактором оборудования, машина оборудована двумя парами выводов в зоне задней навески, которые сдублированы одноимёнными боковыми выводами с левой и правой стороны.
Дополнительно для соединения системы с гидроматорами, по заказу, трактор может оборудоваться свободным сливом с быстроразъёмной муфтой. Также в заказной комплектации дополнительно может быть установлена передняя трёхточечная навеска.
Рулевое управление
Трактор оснащён гидрообъёмным рулевым управлением в составе с насосом дозатором. Работа гидроусилителя обеспечивается давлением отдельной гидростстемы с шестерёнчатым насосом. Поворот управляемых колёс обеспечивается гидроцилиндром двухстороннего действия.
Насос дозатор:
- Производительность дозатора 160 см³/об
- Давление срабатывания противоударных клапанов 20-21 мПа
- Давление предохранительного клапанов 14-15 мПа
Насос системы:
- Узел левого вращения НШ 14Л
- Производительность 14 см³/оборот
Гидроцилиндр поворота колёс:
- Диаметр поршня 50 мм
- Ход штока 250 мм
- Диаметр штока 25 мм
Другие конструктивные особенности
Трактор оборудован стандартной пневматической системой для обеспечения работы привода тормозов буксируемого транспорта в составе с компрессором, регулятором давления, ресивером и тормозным краном.
Машина оборудована пластиковым топливным баком, размещённым с левой стороны трактора ёмкостью 95 литров. Практики утверждают, что данное размещение усложняет процесс регулировки сцепления.
Боковые и задние окна озорной кабины — открываемые для проветривания, пластиковая крыша имеет люк. Благодаря выведенной вниз выхлопной трубе в кабине трактора гораздо тише, при работающем двигателе, в сравнении с тракторами со стандартным размещением глушителя.
В виду малой ширены передней балки моста крылья передних колёс присоединены непосредственно к остову машины и имеют статическое постоянное положение.
Как и все современные модели трактора МТЗ класса 1.4 имеет переднее размещение пусковых аккумуляторов под капотом моторного отсека.