/Y

Устройство, порядок сборки и схема переключения коробки передач трактора ЮМЗ

Опытным механизаторам и компетентным специалистам в тракторной технике известно, что трактор Южного Машиностроительного Завода ЮМЗ 6 унаследовал конструкцию трансмиссии практически в неизменном виде от трактора МТЗ -5. Если рассматривать функциональность и конструкцию коробки передач ЮМЗ, то узел полностью одинаков с МТЗ-5. Если говорить о минских тракторах, то МТЗ-50 и МТЗ-80 получили, хоть и одинаковый вид по типу, но совершено другой вид трансмиссии – более расширенный по своей функциональности. Так, трактор ЮМЗ-6 имеет КПП с возможностью включения 10-и передач переднего хода и 2-х передач заднего хода в рамках режимов транспортного и замедленного хода, а МТЗ-50(80) имеют коробки передач с 18-ю передачами переднего хода и 4-мя заднего, также с учётом переключения режимов работы КПП.

Трансмиссия трактора ЮМЗ-6

Устройство

В составе трансмиссии трактора ЮМЗ-6 установлена механическая коробка передач в составе с прямозубыми цилиндрическими шестернями и продольным расположением валов относительно оси движения трактора. Смена передаточного числа осуществляется осевым скольжением по валам шестерён при взаимном вхождении в зацепление зубчатых пар. Механизм коробки размещен в переднем отсеке общего картера трансмиссии трактора.

Трансмиссия трактора ЮМЗ 6
Общая схема трансмиссии трактора ЮМЗ-6

Вращательный момент коробка получает от силового вала сцепления через соединительную муфту с амортизирующими резиновыми буферными вставками. Сформированное передаточное число коробкой в соответствии с включённой передачей передаётся через хвостовик вторичного вала, с размещённой на нём ведущей конической шестерней главной передачи, на дифференциал заднего моста трактора.

Валы и шестерни коробки

КПП представляет собой четырёхвальный редуктор. В состав коробки входят:

  • первичный вал
  • промежуточный вал
  • вторичный вал, вал пониженной ступени КПП
  • промежуточная шестерня заднего хода
  • промежуточная шестерня привода бокового ВОМ
  • механизм переключения скоростей
Устройство коробки передач трактора ЮМЗ 6
Продольный разрез КПП

Первичный вал

Деталь вместе с единственной шестерней размещена в установочном стакане на два роликовых подшипника. Стакан в сборе с валом устанавливается в переднюю часть корпуса и прижиматься своим фланцем болтами к передней стенке картера. Под фланец стакана устанавливается пакет регулировочных, разрезных металлических прокладок, которыми регулируют зацепление главной зубчатой конической передачи заднего моста. Венец шестерни вала имеет широкие зубья, позволяющие взаимодействовать со скользящей промежуточной шестерней блока 6 в обоих её положениях при переключении ступеней (повышенный –пониженный) редуктора. В шлицевую полость первичного вала устанавливается вал промежуточной муфты, получающий крутящий момент о муфты сцепления трактора.

Устройство КПП трактора ЮМЗ 6
Схема коробки передач

Промежуточный вал

Вал своими краями опирается в корпусе на два шарикоподшипника. При переключении размещённой на переднем его крае скользящей муфты блока 6 может взаимодействовать на прямую с вторичным валом, вхождением во внутренний венец шестерни 9, обеспечивая формирование повышенных передач. При крайнем переднем положении взаимодействует малой шестерней блока 6 с шестерней 32 вала пониженных передач, перенаправляя крутящий для формирования замедленных скоростей.

Промежуточный вал

На задний край промежуточного вала жёстко посажен ряд ведущих шестерён (9, 11, 12, 14, 15), формирующих со скользящими ведомыми шестернями вторичного вала конечное передаточное число включённой передачи. Внутри трубчатой полости промежуточного вала проходит вал привода ВОМ трактора. Также для получения обратного вращения вторичного вала, при включении передачи заднего хода, последней шестерней 15 промежуточный вал взаимодействует с вторичным валом через размещённую на отдельной оси паразитную шестерню 17.

Вторичный вал

Конструктивно вал размещён в корпусе КПП соосно с первичным валом. В передней опоре вала установлен шарикоподшипник, в задней опоре роликовый подшипник. Сам вал изготовлен за одно целое с ведущей конической шестерней главной передачи заднего моста трактора. На шлицах вала размещены ведомые скользящие шестерни, образующие своим зацеплением включение передачи: зубчатый блок 10 — 2й и 4й передач; блок шестерён 13 -5й и 3й передачи; шестерня 16 включения 1й и задней скорости. Задний стакан подшипниковой опоры вала фиксируется установочным винтом через резьбовое отверстие с девой стороны корпуса трансмиссии.

Вал пониженных передач

Вал 35 установлен на двух шарикоподшипниках в приливах крышки устанавливаемой в окно корпуса с правой стороны. На валу размещена шестерня привода 32, взаимодействующая с шестерней муфты 6 переключения ступеней на промежуточном валу. Дальнейшая передача вращения осуществляется соединением скользящей зубчатой муфты 33 установленной на шлицах вала 35 пониженных передач. При соединении зубьев муфты 33 с шестерней привода 32 вращение передается через шестерню 34 на жёстко установленный зубчатый блок 4й, 5й передачи 11 на промежуточном валу.

Редуктор пониженных скоростей коробки ЮМЗ 6
Вал пониженной ступени передач в сборе

Паразитная шестерня заднего хода

Зубчатое колесо установлено в посадочных местах приливов в полости отсека КПП на отдельной оси. Шестерня получает привод от промежуточного вала через ведущую шестерню задней передачи 15 и передает обратное вращение вторичному валу при зацеплении с шестерней 16 включения заднего хода и 1й передачи.

Шестерня привода ВОМ

Также с левой стороны КПП предусмотрена установка дополнительной паразитной шестерни, на отдельной оси, установленной на отдельных приливах внутри корпуса. Данная шестерня предназначена для привода дополнительного оборудования агрегатируемого с трактором через боковой ВОМ.

Паразитная шестерня бокового ВОМ в коробке ЮМЗ 6
Промежуточная шестерня привода бокового ВОМ в КПП трактора ЮМЗ-6
Переключение передач КПП ЮМЗ
Схема взаимодействия шестерён КПП трактора ЮМЗ при включении повышенной ступени редуктора по передачам
Переключение передач КПП ЮМЗ
Схема взаимодействия шестерен КПП трактора ЮМЗ при включении замедляющей ступени редуктора по передачам

Механизм управления

Переключение скоростей осуществляется ползунковым механизмом, встроенным в верхнюю часть корпуса. В состав механизма входят четыре валика-ползунка с выточками для фиксации положения с помощью подпружиненных штифтов-фиксаторов. Взаимодействие ползунов со скользящими блоками шестерён осуществляется через соответствующие вилки, установленные на ползунах с помощью поводков, зафиксированных прижимными болтами. Рычаг управления коробкой взаимодействуют с ползунами через установленные упоры.

Блокировка переключения скоростей в КПП ЮМЗ 6
Работа механизма блокировки переключения передач в механизме управления КПП

Для предотвращения включения двух скоростей одновременно и исключения включения или выключения передачи без отключения муфты сцепления трактора коробка оснащена механизмом блокировки переключения. В состав механизма входит блокировочный валик, управляемый через рычажный шарнир педалью сцепления. На своем рабочем конце валик имеет выточки, с помощью которых осуществляется воздействие на блокирующий фиксатор механизма переключения коробки.

Рычаг управления коробкой скоростей ЮМЗ 6
Кулиса рычага переключения скоростей

Также, более поздние версии трактора ЮМЗ-6КМ (ЮМЗ-6КЛ), с большой обзорной кабиной, в части механизма переключения передач были оборудованы системой блокирования электростартерного запуска дизеля. Блокирование осуществляется разъединением электросети запуска стартера при включенной передачи коробки. Датчик блокировки установлен в кулису рычага переключения скоростей.

Сборочные единицы КПП ЮМЗ 6 по каталогу

Сборочная схема коробки передач КПП ЮМЗ 6
Детальная схема сборки коробки ЮМЗ-6

Каталожные коды деталей КПП ЮМЗ 6

Список деталей по каталогу КПП трактора ЮМЗ 6

Список деталей по каталогу КПП трактора ЮМЗ-6
Список деталей КПП ЮМЗ-6 по каталогу
Механизм переключения передач коробки ЮМЗ 6
Схема механизма переключения скоростей ЮМЗ 6

Детали механизма управления коробкой скоростей трактора ЮМЗ 6

Детали механизма переключения скоростей по каталогу
Детализация механизма переключения КПП трактора ЮМЗ-6

Схема переключения передач

С учетом конструкции коробки и характера взаимодействия прямозубых цилиндрических шестерён в составе редуктора переключение скоростей осуществляется только при полной остановке трактора и полном разрыве потока мощности от двигателя к коробке выжимом педали муфты сцепления.

Управление коробкой передач ЮМЗ
Схема переключения передач трактора ЮМЗ-6

Выбор сектора включения передачи осуществляется при поперечном движении рычага переключения по нейтрали, а непосредственное включение скорости осуществляется продольным движением рычага вперёд или назад относительно оси движения трактора, в соответствии со схемой расположения передач и режимов работы КПП. При этом последовательное включение передач транспортного ряда или замедленных передач осуществляется предварительным выбором режима работы КПП соответствующим включением выбранного режима рычагом управления.

Коробка трактора ЮМЗ-6 работает в двух режимах — транспортном и замедленном, где в рамках каждого режима обеспечивается возможность включения пяти скоростей переднего хода и одной скорости заднего хода. То есть в общем коробка даёт возможность выбора 10-ти передаточных чисел переднего хода и 2-х –заднего хода, что в полной мере отвечает требованиям для использования машины в качестве универсально-пропашного трактора.

Формируемые скорости

Интервал скоростей движения трактора на транспортном режиме работы КПП от 7.6 до 24.5 км/час.

Интервал скоростей движения трактора на замедленном режиме работы КПП от 2.1 до 6.8 км/час.

Передачи

Скорости движения в км/час по передачам

 Транспортный режим

Замедленный режим

I

7.6

2.1

II

9.0

2.5

III

11.1

3.1

IV

19.0

5.3

V

24.5

6.8

Задний ход

5.7

1.58

Обслуживание коробки передач

Имея общий картер трансмиссии и единую ванную смазки коробки передач и заднего моста объём заправки смазкой составляет 50 литров. Минимальный забор отработанного масла при его замене должен составлять не менее 40 литров.

В качестве смазочного материала используют стандартные марки трансмиссионных масел: ТЭп-15 или ТАП-15, ТСп-14, ТАП-15В, АСп-10у.

Рекомендуется заменять масло в трансмиссии при наработке трактором более 1000 моточасов, либо при сезонном обслуживании, заменяя летнюю маку масла на зимний сорт трансмиссионной смазки пониженной вязкости.

При необходимости замены смазки слив отработанного масла осуществляют в двух точках: сливная пробка на днище картера в районе механизма КПП, пробка слива в районе заднего ВОМ на днище картера.

Заправка масла в трансмиссию осуществляется через пробку под поликом в кабине трактора с левой стороны рычага переключения скоростей. Уровень масла в корпусе проверяется через два контрольные вертикально размещённые отверстия на правой стороне корпуса коробки. Нижнее отверстие является нижним пределом уровня заправки масла, верхнее отверстие является верхним пределом заправки в корпусе трансмиссии трактора.

Ссылка на основную публикацию