/Y

Коленчатый вал дизеля Д 240 трактора МТЗ 80 Беларус

В состав кривошипного механизма дизеля Д 240 входит коленчатый вал с пятью коренными шейками для опоры детали в блоке, и четырьмя шатунными шейками для размещения четырёх шатунов, соответственно количеству цилиндров двигателя. Шатунные шейки размещены традиционно коленвалам рядных четырёхцилиндровых двигателей – первая и четвертая шейки по отношению к третьей и второй расположены с разворотом на 180°. С такой конструкцией кривошипа, в данном дизеле, применён наиболее распространённый порядок работы цилиндров  — 1-3-4-2. Такую же форму кривошипа имеют коленвалы четырёхцилиндровых тракторных дизелей Д-144 (Д-37), Д-65 (Д-50), Д-180 (Д-160), А-41 (А-01), СМД 18 (СМД 14), а также масса аналогичных автомобильных бензиновых двигателей.

Коленчатый вал Д 240
Коленчатый вал двигателя трактора МТЗ 80

Кривошип двигателя Д 240

В конструкции двигателя Д 240, вместе с превращением возвратно-поступательного движения рабочих поршней во вращательный момент, коленчатый вал обеспечивает привод: шестерёнчатого масляного насоса системы смазки, газораспределительного механизма с топливным насосом высокого давления с помощью двух отдельных шестерён установленных через шпоночное соединение в передней части вала; водяной помпы и другого навесного оборудования двигателя через установленный шкив на шлицевой хвостовик переднего края детали.

Кривошипный механизм дизеля Д 240
Сборочная схема коленчатого вала Д 240
Детали кривошипного механизма двигателя МТЗ 80
Список сборочных единиц коленчатого вала Д 240 по каталогу

Задний край вала выполнен фланцем, к которому 8-ю болтами крепится маховик двигателя.

В состав пятой коренной опоры, ближней к маховику, включены упорные составные кольца, предотвращающие осевое смещение вала.

На оба края детали установлены маслоотражатели для уменьшения доступа масла к сальникам, обеспечивающих герметичность картера дизеля.

Внутри вала выполнены каналы подачи смазки к поверхностям трения шатунных и коренных опор. Шатунные шейки имеют внутренние полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрываются резьбовыми заглушками. Для исключения разбалансировки вала заглушки полостей нельзя заменять местами.

К посадочным коренным выточкам блока коленвал закрепляется крышками (бугелями), каждая из которых затягиваются двумя болтами. 5-я и 1-я крышки коренных опор имеют индивидуальную конструкцию. 2-я, 3-я и 4-я крышки взаимозаменяемы. Передняя крышка имеет полочку с двумя резьбовыми отверстия для крепления масляного насоса. Последняя, задняя крышка имеет выточки под упорные полукольца, фиксирующие коленвал от осевого смещения.

Стандартно новые коленчатые валы выполнены вместе с противовесами, динамически отбалансированы производителем и реализуются в комплекте с вкладышами под каталожным номером 240-1005010-А. Вес детали 38 кг.

Надо отметить, что коленвал дизеля Д 240 абсолютно одинаков с валами двигателей Д 241, Д 242, Д 243 и Д 245, которые являются модификационными версиями Д 240. Среди модификаций дизеля Д-240, отличающейся пониженной частотой номинальных оборотов (до 1800 об/мин), устанавливают коленвалы без противовесов, обеспечивая таким образом снижение показателя крутящего момента.

Подшипники коленчатого вала Д 240
Комплект вкладышей коленвала Д 240

Также отличие есть в комплектации вкладышами двигателя с турбонаддувом Д 245, где для надёжности опор вращения вал оснащается усиленными вкладышами. В отличии от обычных вкладышей из стали и алюминия, такие вкладыши выполнены из биметаллического сплава с гальваническим покрытием, в составе которого присутствует сталь и бронза. В прочем, что касается размеров оба, вида вкладышей полностью взаимозаменяемы, но в комплектации двигателей с наддувом используют только усиленные вкладыши.

Размеры шеек вала

Заводом производителем производятся коленвалы двух номинальных размеров коренных и шатунных шеек. Допускается на одной детали наличие шеек двух номинальных размерных групп, где шатунные, как и коренные должны быть строго в одной номинальной размерной группе.

Размеры коленвала Д 240
Номинальные размерные группы шеек коленвала Д 240 (Д 245)

Коленчатые валы, имеющие второй номинальный размер шатунных или коренных шеек, маркируются на первой щеке дополнительным обозначением:

  • «2К» – коренные шейки второго номинала, шатунные первого
  • «2Ш» – шатунные шейки второго номинала, коренные первого
  • «2КШ» – коренные и шатунные шейки второго номинала

Под каждый номинальный размер валы комплектуются соответствующим номинальным размером вкладышей.

Ремонтные размеры вала и вкладышей

Также для восстановления шеек изношенного вала существует четыре ремонтных размера, до пределов которых шлифуются цилиндрические поверхности шатунных и коренных шеек. Соответственно к каждому ремонтному размеру шеек кривошипа существует четыре соответствующих размера коренных и шатунных наборов вкладышей.

Маркировка размерной группы вкладыша помечается клеймом на тыльной его поверхности. На упаковке с набором вкладышей в конце основного каталожного кода также указывается размерная группа, будь то номинальная Н1 или Н2, либо ремонтная — от Р1 до Р4.

Таблица ремонтных размеров коленвала Д 240
Ремонтные размеры кленчатого вала Д 240

С повышением точности обработки метала и с целью продления рабочего ресурса двигателя производителем внедрены промежуточные ремонтные размеры для шатунных шеек кривошипа в списке размеров помеченные буквой «Д»:

  • Н1 — 68,16-68,17
  • Н2 — 67,91-67,92
  • Д1 — 67,66-67,67 мм
  • Р1 — 67,41-67,42 мм
  • Д2 — 67,16-67,17 мм
  • Р2 — 66,91-66,92 мм
  • Д3 — 66,66-66,67 мм
  • РЗ — 66,41-66,42 мм

При применении промежуточных ремонтных размеров подшипники скольжения под опоры растачиваются, где для расточки и последующей комплектовки берут предыдущий ремонтный размер вкладышей.

Нормальным зазором в подшипниках нового или отремонтированного двигателя считается для шатунных опор 0.07-0.134 мм, для коренных опор 0.065-0.123 мм. При увеличении зазора в шатунной опоре до 0.25 мм или увеличении овальности шейки более 0.06 мм и соответственно при зазоре в коренной опоре более 0.3 мм или овальности шейки более 0.1 мм коленвал шлифуют до ремонтного размера.

Задний и передний сальники

Передний манжет устанавливается в отверстие передней стенки картера распределительных шестерён, под шлицевой передний край вала. Каталожный код манжеты 240-1002055 (2-50х70-4 ГОСТ 8752-70). Маслоотражательное кольцо переднего сальника номер по каталогу производителя 50-1002066.

Манжеты коленвала Д 240

Размеры передней манжеты, мм:

  • диаметр наружный — 70
  • диаметр внутренний — 50
  • толщина — 10

Задняя манжета устанавливается в фланцевый корпус присоединяемый к задней плите двигателя. Номер сальника по каталогу 240-1002305 (1-100х125-4 ГОСТ 8752-70), задний маслоотражатель — 50-1005043.

Размер заднего сальника, мм:

  • диаметр наружный- 125
  • диаметр внутренний- 100
  • толщина- 12

Момент затяжки коленвала

Перед установкой все масляные каналы блока и вала должны быть продуты сжатым воздухом, а коренные постели блока, с установленными вкладышами, обильно смазываются дизельным маслом. Каждая часть вкладыша должна плотно посажена в соответствующие замковые проточки блока и крышек. Отверстия подачи смазки вкладышей должны совпадать с отверстиями в постелях блока. Полукольца пятой коренной опоры должны быть установлены прорезями наружу.

Затяжку вала осуществляют в два три этапа начиная со средней крышки, с окончательным усилием 200-220 Н.м. Затянутая деталь должна свободно вращаться, плавно и без заеданий, от усилия руки или с моментом не более 3 Н.м. При этом допускается осевое смещение детали в пределах 0.1-0.29 мм для нового двигателя и до 0.5 мм бывшего в эксплуатации.

При установке поршневой группы шатунные крышки затягивают с моментом силы в 137-152 Н.м. При этом допускается продольное смещение шатуна, для нового двигателя 0.25-0.55 мм, в дизеле бывшем в эксплуатации не более 0.7 мм.

Ссылка на основную публикацию