/Y

В чем разница, и что лучше трактор МТЗ 80 или ЮМЗ 6

Говоря о этой теме нужно отметить, что чаще вопросы о отличиях при сравнении двух тракторов возникают на почве желания модернизации или использования отдельных узлов и частей тракторов в их ремонте и комплектации. Вместе с этим для несведущего пользователя две данные машины имея внешнее сходство и идентичный тяговый класс могут показаться одинаковыми, что в корне не верно. В материале подробнее о отличиях МТЗ 80(82) и ЮМЗ 6.

Колёсные тракторы

Немного истории создания тракторов

Общим для обеих тракторов является базовая модель, а именно трактор МТЗ 5, разработанный и пущенный в серийное производство Минским Тракторным Заводом в 1956 году, который и стал основой для проектирования МТЗ 50, МТЗ 80 в Минске и ЮМЗ 6 в Днепропетровске.

Естественно техническим проектным доминантой здесь выступает именно Минский Завод, который изначально разработал и выпустил МТЗ 5. Днепропетровскому Южному Машиностроительному Заводу МТЗ 5 достался от Минского Завода в рамках диверсификации и увеличения объёмов производства тракторов сельхоз. назначения в СССР. В последствии каждый завод пошёл по своему пути усовершенствования и технической модернизации существующей модели.

Рождение МТЗ 80

Концепция технической реализации модели МТЗ 80 с 1974 года заключается в полной переработке предшествующей модели МТЗ-50 , где от базовой машины МТЗ 5 осталась только его полурамная основа с принципиальным размещением силового агрегата и узлов трансмиссии. Разработчики сконцентрировали своё внимание на полной переработке и расширении функционала трансмиссии, усовершенствовании эксплуатационных качеств и системы управления, частично реализованных в МТЗ-50. Всё это расширило возможности агрегатирования нового универсально-пропашного трактора в составе с прицепными и навесными машинами всех типов.

Колёсные трактора

Кроме этого предприятие, впоследствии, сохраняя потенциал технических новаций, сумело не только продолжить модернизацию модели МТЗ 80(82), но и беря за основу данную модель выпустило целое семейство современных моделей тракторов в тяговом классе 1.4 т.с., которые выпускаются в настоящее время. В этом смысле завод реализовался как тракторное производство, занимающее одно из лидирующих положений в мире с богатой традицией и мощным конструкторским потенциалом.

Стратегия завода ЮМЗ

Ставя в производство новый трактор ЮМЗ-6 в 1970 году завод не стал радикально менять конструкцию базовой модели. Машина, в большей части, приняла конструкцию трансмиссии МТЗ 5. К основным изменениям относятся установка более мощного двигателя, сцепления и оснащение рулевого управления гидроусилителем для более комфортного управления. Остальные обновления не имеют глобального значения так, как связаны либо с внешним оперением машины, либо с интерьером кабины. Но вместе с этим нельзя сказать, что данная стратегия была проигрышной, потому как машина вполне отвечала функционалу и требованиям к универсально-пропашным тракторам и завоевала широкую популярность в народном хозяйстве.

МТЗ 5 и ЮМЗ 6

В последствии Южный Машиностроительный Завод выпустил несколько модификаций данной машины, изменения в которых были связаны с повышением эргономики трактора, а также могли отличатся системой  запуска дизеля и размером кабины. Активный выпуск тракторов ЮМЗ-6 велся до 2000х годов и прекратился в связи с деградацией хозяйственной деятельности завода производителя. Некоторый период времени данная модель трактора выпускалась Омским Заводом Автотранспортного Машиностроения, где машина производилась в качестве базы под экскаватор ЭО-2621, именуемый в народе «Петушок».

Внешние отличия двух тракторов

Если говорить о чисто внешних приметах ЮМЗ 6 от МТЗ 80 отличается наличием длинной продольной рулевой тяги по правую сторону машины, идущей из под кабины, вдоль бруса полурамы к поворотной сошке передних управляемых колёс. МТЗ такой тяги не имеет в виду того, что гидроусилитель руля находится в передней части моторного отсека. Также пусковое устройство ЮМЗ, будь то стартер или пусковой двигатель, размещено с права, походу движения, у МТЗ размещенние с левой стороны. Так же у МТЗ гидроцилиндр задней навески скрыт под кабиной между топливными баками.

Да и ещё, МТЗ 80 оборудован пневмосистемой с наличием компрессора с левой стороны мотора, и ресивера с правой стороны для отбора сжатого воздуха в обеспечении привода тормозных систем прицепных транспортных средств и другого пневматического оборудования, используемого в агрегате с трактором.

Двигатели тракторов

ЮМЗ 6 оснащён четырёхцилиндровым дизелем марки Д-65. МТЗ 80(82) оснащён четырёхцилиндровым дизелем Д-240, в последствии модификации тракторов МТЗ -80(82) стали оснащаться модифицированными дизелями Д-243.

Двигатель трактора МТЗ 80
Дизель Д-240

Дизель Д-65, несмотря на идентичные размеры поршней с Д-240, имеет более скромные характеристики уступая последнему в мощности. Так Д-65 развивает мощность 60 л.с., а дизель Д-240 трактора МТЗ 80 -75 л.с. (Д 243 — до 82 л.с.).

Двигатель ЮМЗ-6
Дизель Д-65 с пусковым бензиновым двигателем

Внешне двигатели отличаются разным размещением топливного насоса ТНВД и пускового устройства, где Д-65 имеет правое размещение перечисленных узлов, а МТЗ 80  с дизелем Д-240 – левостороннее размещение.

Также нужно отметить, что на ЮМЗ-6 в место штатного двигателя устанавливались четырёхтактные дизеля Д-240 (Д-243, Д-242), СМД-15 при соответствующем переоборудовании систем управления двигателем.

Различия в конструкции трансмиссий

Данные части тракторов не имеют ничего общего между собой. МТЗ 80 имеет полностью переработанную спроектированную наново трансмиссию. ЮМЗ-6 во многом унаследовал конструкцию от своего предшественника МТЗ-5.

Плакат трансмиссии ЮМЗ
Схема трансмиссии ЮМЗ-6

Трансмиссия ЮМЗ состоит из двух корпусов:

  • промежуточной части с механизмом сцепления и приводом ВОМ
  • цельного картера КПП с задним мостом
Плакат трансмиссии МТЗ-82
Схема трансмиссии трактора Беларус МТЗ 82

У МТЗ трансмиссия состоит из трёх отдельных соединённых воедино корпусов:

Отличие механизма сцепления

ЮМЗ оснащён двухдисковым сцеплением – один диск передаёт мощность на ходовую часть трактора через КПП и задний мост, второй диск обеспечивает передачу вращательного момента на вал отбора мощности.

Муфта ЮМЗ
Схема сцепления и промежуточной части трансмиссии ЮМЗ-6
Муфта сцепления МТЗ-80
Схема сцепления и промежуточной части трансмиссии МТЗ-80

МТЗ 80 оснащён однодисковым сцеплением, передающим вращение на всю трансмиссию трактора. Распределение крутящего момента осуществляется через двойной силовой вал, внутренняя часть которого осуществляет привод основной части трансмиссии, наружная на вал отбора мощности трактора.

Сравнение коробок передач

Общее в конструкции коробок тракторов является только их тип, где КПП представляет собой простейший редуктора в составе с прямозубыми цилиндрическими шестернями со ступенчатым, скользящим переключением передач.

Коробка передач ЮМЗ

КПП на 10 скоростей переднего хода (с 5ю транспортными и 5ю пониженными) и 2-мя передачами заднего хода (1 стандартная и 1 замедленная). Переключение передач осуществляется одним рычагом. Механизм коробки передач находится в едином корпусе трансмиссии вместе с задним мостом.

Переключение скоростей тракторов ЮМЗ 6 и МТЗ-80
Схемы переключения передач МТЗ-80 и ЮМЗ-6

КПП МТЗ-80

Коробка на 18 скоростей переднего хода (с 9ю транспортными и 9ю пониженными) и 4-мя задними передачами (2-мя пониженными и 2-мя транспортными). Управление КПП осуществляется двумя рычагами. Механизм коробки находится в отдельном корпусе соединяемый своим задним фланцем с передним фланцем корпуса заднего моста. Вместе с этим КПП адаптирована к организации привода на передний ведущий мост в версии МТЗ 82. Для этого правая сторона корпуса КПП имеет люк для присоединения дополнительного редуктора включения ПВМ трактора. С левой стороны корпус коробки имеет люк для установки ходоуменьшителя с целью получать дополнительные сверхмалые технологические передачи.

Коробка трактора Беларус
Коробка МТЗ 80 в отдельном корпусе

Задние мосты и блокировка дифференциала

В составе редуктора заднего моста ЮМЗ установлен двухсателлитный дифференциал открытого типа с механическим блокированием путём соединения частей скользящей шлицевой муфты.

Редуктор трансмиссии трактора
КПП и задний мост ЮМЗ в едином корпусе
Плакат заднего моста ЮМЗ
Задний мост ЮМЗ в разрезе

Блокирующая устройство установлено в задней части моста на тормозных шестернях, взаимодействующих с ведомыми шестернями привода задних ведущих колёс. То есть блокирование заднего моста осуществляется только в принудительном режиме при механическом нажатии педали в кабине водителя.

Задний мост трактора Беларус
Редуктор заднего моста МТЗ 80 в отдельном корпусе

Трактор МТЗ имеет задний мост с четырёхсателлитным дифференциалом закрытого типа. Блокирование осуществляется гидравлическим соединением фрикционной дисковой муфты, установленной с левой стороны на ведущей полуосевой шестерни привода задних ведущих колёс. Срабатывание муфты может осуществляться как в принудительном, так и автоматическом режимах, что значительно повышает эксплуатационные качества трактора. Гидравлический привод муфта блокирования получает от отдельной гидросистемы рулевого управления. Управление режимами блокировки осуществляется специальной рукояткой ниже приборной панели.

ВОМ тракторов ЮМЗ и МТЗ

Вал отбора мощности ЮМЗ двухскоростной полунезависимый на 540 и 1000 об/мин. в более поздних версиях ЮМЗ 6КМ (КЛ). Старые версии ЮМЗ 6 имеют односкоростной полунезависимый ВОМ. В данном случае конструкции промежуточных частей трансмиссии версий тракторов отличаются. Непосредственное включение вала отбора мощности осуществляется механическим введением в зацепление частей шлицевой кулачковой муфты, конструктивно размещённой в секции заднего моста корпуса трансмиссии.

Трактор МТЗ-80 оснащён двухскоростным ВОМ, работающий в независимом, либо в синхронном режиме. Двухскоростной редуктор ВОМ находится в промежуточной части трансмиссии трактора. Режимы работы «независимый-синхронный» переключаются кулачковой муфтой, размещённой в передней части картера заднего моста. Непосредственное включение ВОМ осуществляется управлением ленточных тормозов на планетарном редукторе включения в задней части корпуса заднего моста.

Передний мост

Трактора ЮМЗ имеют колёсную базу 2Х4 с приводом только на задние колёса. Такую же конструкцию имеет трактор МТЗ 80. Полноприводная версия МТЗ 82 сконструирована с приводом на переднюю ось с помощью раздаточного редуктора включения привода ПВМ; карданной передачи с промежуточной опорой; и непосредственно приводного, ведущего, самоблокирующегося переднего моста вместо передней балки, с возможностью автоматического и принудительного режима работы ПВМ.

Полноприводный Беларус
Полноприводной трактор МТЗ 82 с передним ведущим мостом портального типа

Различия конструкции тормозов

По наследию от МТЗ 5 на ЮМЗ установлены тормоза барабанного типа с колодками, в последствии были заменены дисковыми тормозами. Барабаны размещены по обе стороны в задней части корпуса заднего моста. Как упоминалось выше торможение осуществляется остановкой левой и правой тормозной шестерни взаимодействующих с ведомыми полуосевыми шестернями привода ведущих задних колёс. Управление тормозами осуществляется двумя педалями. При установке трактора на стоянку блокирование левого и правого тормоза осуществляется ручным рычагом с секторным фиксатором.

На МТЗ 80 установлены тормоза дискового типа. Тормозные механизмы размещены по левую и правую сторону трактора на ведущих полуосевых шестернях привода задних колёс. С левой стороны, по верх тормозного механизма, установлена выше упомянутая дисковая фрикционная муфта блокирования дифференциала. Блокирование тормозов тракторов ранних версий выпуска в стояночном режиме осуществлялось защелкой на двух педалях управления тормозами. В последствии модификации МТЗ получили дополнительный пакет фрикционных дисков с правой стороны для отдельного стояночного тормоза, управляемого отдельным рычагом с секторным фиксатором.

Гидронавесная система

Если сравнивать две гидросистемы, то нужно сказать, что принципиальным отличием МТЗ 80 является наличие гидравлического догружателя сцепного веса и позиционного регулятора.

ГСВ МТЗ-80
Гидравлический догружатель сцепного веса МТЗ 80

Трактор ЮМЗ имеет только механический догружатель ведущих колёс в составе заднего навесного устройства. Благодаря этому, белорусская машина имеет более высокие эксплуатационные качества при работе с почвообрабатывающими орудиями.

Догружатель на навеске
Механический догружатель сцепного веса ЮМЗ-6

Одним из неудобств обслуживания гидросистемы МТЗ является скрытое размещение гидроцилиндра навески -под кабиной машины. У ЮМЗ цилиндр размещён с наружи, непосредственно у заднего навесного устройства, что упрощает его ремонт.

Рулевое управление

Оба трактора оборудованы гидравлическими усилителями поворота рулевого колеса разной конструкции и функциональности.

Рулевая колонка трактора Беларус
Гидроусилитель руля МТЗ 80

Гидроусилитель МТЗ 80 размещён спереди двигателя над балкой переднего моста и кроме функции усиления поворота в его гидросистему интегрирован датчик автоматического включения блокировки дифференциала задних ведущих колёс. Датчик реагирует на положение рулевых колёс трактора и обеспечивает включение блокировки только при прямолинейном движении трактора. Данное решение позволяет улучшить ходовые качества трактора при выполнении землеобрабатывающих операций и движении машины в сложных дорожных условиях. В последствии на трактора МТЗ стали устанавливать системы усиления ГОРУ (гидрообъёмное рулевое управление) с насосом дозатором и гидроцилиндром в составе рычагов рулевой трапеции.

Усилитель рулевого управления трактора
Гидроусилитель руля ЮМЗ-6

Трактора ЮМЗ оснащены гидроусилителем поршневого типа, конструктивно размещённого под правой стороной кабины, где ось рулевого колеса соединена непосредственно с червяком рулевого редуктора, взаимодействующего, в свою очередь, с распределяющим давление масла золотником гидроузла. Поворотный рычаг рулевой трапеции связан с рычагом гидроусилителя продольной тягой вдоль правой балки полурамы трактора.

Выводы по сравнению МТЗ-80 и ЮМЗ-6

По итогу выше сказанного, что можно отметить о этих двух внешне похожих машинах?

Плюсы трактора Беларус

Трактор МТЗ 80 по конструкции более сложная и более мощная машина, имеет широкий диапазон переключения скоростей и режимов привода вала отбора мощности в сравнении с ЮМЗ, что даёт машине эксплуатационные преимущества в её технологическом использовании.

Трактор Беларус
Современный трактор МТЗ 82.3

Ходовые качества трактора, как в транспортном, так и в технологическом режиме улучшены за счет наличия автоматического режима блокировки дифференциала и гидродогружателя задних колёс. Особенностью автоматической работы догружателя и блокировки дифференциала является то, что механизмы трансмиссии трактора не испытывают перегрузок в виду бесступенчатого включения упомянутых систем. Этот технический фактор положительно влияет как на производительность работы тракторных агрегатов, так и на сохранение рабочего ресурса механизмов в составе машины. В плюс МТЗ 80 можно отнести его полноприводную версию МТЗ-82 с более высокими ходовыми качествами. Дополнительно возможности трактора расширены наличием штатной пневмосистемы.

В пользу ЮМЗ 6

Можно сказать, что принципиально машина днепропетровского завода выполняет тот же спектр функций что и МТЗ-80. Трактор имеет более простую, менее прихотливую в обслуживании конструкцию. С экономической точки зрения ЮМЗ более дешёвая машина. Если в некоторых аспектах технологического агрегатирования, связанного с выполнением сельскохозяйственных операций трактор ЮМЗ 6 может проигрывать Белорусу, то что касается общехозяйственных, коммунальных или транспортных работ машина ЮМЗ является достойным конкурентом.

Колёсный трактор
Модификация ЮМЗ-6 КЛ с большой кабиной

П.С.

По итогу нужно отметить, что трактора ЮМЗ имеют остаточный потенциал использования в виду снижения предложения на рынке запасных частей и отдельных узлов, связанный с прекращением серийного производства тракторов. Этот фактор снижает физическую и моральную актуальность трактора марки ЮМЗ-6 и перспективу в массовой её эксплуатации. На трактора МТЗ данный фактор не влияет в виду активного продолжения их производства и модернизации, а также насыщенности вторичного рынка техникой и запасными частями сформированного многолетним массовым выпуском.

Ссылка на основную публикацию